Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Торговые предприятия занимают важную роль в экономике любой страны, исполняя роль посредников между производителями товарно–материальных ценностей и их потребителями - физическими и юридическими лицами. Как любое коммерческое предприятие, организации торговли стремятся получать максимальную прибыль от своей деятельности, а прибыль они получают вследствие реализации товаров. Таким образом процесс процесс реализации товаров – ключевой этап деятельности всех торговых организаций, и источник его прибыли. Таким образом, выбранная автором тема курсовой работы является актуальной при рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта в торговле.
Если проверяют фактическое наличие товаров при смене материально ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее товар, расписывается в соответствующих строках ведомости.По результатам проверки фактического наличия товаров составляются сличительные ведомости по форме ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов товарно-материальных ценностей». В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Под пересортицей товаров понимается одновременная недостача одного сорта товаров и излишек другого сорта товара того же наименования. Взаимный зачет излишка и недостачи в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. [17, С. 120]Излишки или недостачи отражаются в тех ценах, в которых ведется учет товаров (покупных).Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.
Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. 34 Н с изменениями и дополнениями):
Рыночная стоимость излишков включается в состав внереализационных доходов (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999г. 32 Н) и отражается бухгалтерской записью[22, С. 23]:
Д-т 41 «Товары»,
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
Выявленные недостачи товаров отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
К-т 41 «Товары».
Торговая наценка по товарам выбывшим в результате потери или порчи в организациях розничной торговли, учитывающих товары по продажной стоимости, сторнируется:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
К-т 42 «Торговая наценка».
Списание недостачи товаров в пределах норм естественной убыли:
Д-т 44 «Расходы на продажу»,
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Списание недостачи товаров сверх норм естественной убыли за счет виновного лица:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
На сумму разницы между ценой недостающих ценностей, взыскиваемой с виновных лиц, и их стоимостью, по которой они числятся в учете:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
Удержание недостачи с виновного лица:
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостачи товаров списываются на финансовые результаты:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»,
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
ГЛАВА 3. Реализация товаров в организациях торговли
3.1 Особенности учёта реализации товаров в розничной торговле
Предприятия розничной торговли продают товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит, с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Бухгалтерский учет продажи товаров предприятия розничной торговли также (как и оптовые) осуществляют на счете 90 «Продажи». (Типовые проводки в Приложении 1)
Объем
продажи за наличный расчет определяется
суммой денежных средств, полученных от
покупателей за проданные им товары. Денежные
расчеты с населением производятся с обязательным
применением контрольно-кассовых машин
(ККМ). При использовании обычной ККМ (контрольно-кассовой
машины) сумма на чеке указывает только
на то, сколько продано товара по продажным
(розничным) ценам. Никакой другой информации
чек ККМ не несет. Товарные накладные с
указанием количества и стоимости проданного
товара в розничной торговле не оформляются.
Поэтому информация о том, сколько продано
за отчетный период товаров по учетным
ценам, отсутствует. Этот показатель можно
только рассчитать по формуле:
┌──────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Стоимость│ │ Остаток товара│ │ Товар в учетных │ │ Остаток товара │
│проданного│ │в учетных ценах│ + │ценах, поступивший│ - │ в учетных ценах │
│ в учетных│ = │ на начало │ │ за отчетный │ │ на конец │
│ ценах │ │ отчетного │ │ период │ │отчетного периода│
│ │ │ периода │ │ │ │ │
└──────────┘
└───────────────┘ └──────────────────┘
└─────────────────┘
Учетной ценой мы называем цену, по которой ведется учет товаров. В нашем случае это покупная цена.
Поступление
товара в учетных ценах за отчетный
период определяется по документам, на
основании которых приходуется
товар. Остаток товара в учетных
ценах на начало и конец отчетного
периода определяют по результатам
инвентаризации (снятия остатков), которую
придется проводить ежемесячно. При этом
товарный остаток на конец текущего месяца
будет соответствовать товарному остатку
на начало следующего месяца.
При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров отражается в течение отчетного периода (месяца) по дебету и кредиту балансового счета 90 в одинаковой оценке, то есть по продажным (розничным) ценам. Ежедневно бухгалтер делает следующие проводки.
На основании отчета кассира:
Дебет 50-1 Кредит 90-1.
На основании товарного отчета:
Дебет 90-1 Кредит 41-2.
При
этом суммы первой и второй проводок
совпадают. Такой порядок учета
позволяет контролировать в течение
месяца правильность отражения в
учете объема продаж (кредитовый оборот
по счету 90-1) и списания товаров материально-
Счет 90 "Продажи" | Дебет | Кредит | |
Начальное сальдо | * | * | |
Обороты
в корреспонденции со счетами |
41-2 50-1 |
6 789 564 | 6 789 564 |
Оборот | 6 789 564 | 6 789 564 | |
Конечное сальдо | * | * |
Себестоимость
проданных товаров, которые учитываются
по розничным ценам, определяется как
разность между стоимостью товаров
по продажным ценам и торговой надбавкой,
относящейся к проданным товарам.
Чтобы определить себестоимость проданного товара (стоимость проданного товара в покупных ценах), надо из стоимости этого товара в продажных ценах вычесть торговую надбавку, приходящуюся на проданный товар.
Бухгалтер на сумму реализованной торговой надбавки делает сторнировочную запись: Дебет 90-2 Кредит 42
Таким
образом, себестоимость проданных
товаров сформируется двумя проводками:
Дебет | Кредит | Сумма |
90-2 | 41-2 | 144 000 |
90-2 | 42 | -28 800 |
Итого оборот по дебету счета 90-2 | 115 200 |
По
балансовому счету 42 "Торговая наценка"
за отчетный месяц сформируется следующая
оборотная ведомость:
Счет 42 | Дебет | Кредит | |
Начальное сальдо | * | * | |
Обороты
в корреспонденции со счетами |
41-2 90-2 |
48 000 -28 800 | |
Оборот | - | 19 200 | |
Конечное сальдо | * | 19 200 |
В условиях рыночной экономики розничные торговые организации устанавливают продажные цены самостоятельно, следовательно, они свободны и в определении размера торговой наценки.
Торговая наценка - это разница между продажной ценой и покупной стоимостью товара.
Торговой наценкой (накидкой) признается надбавка к оптовой цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли. [23, С. 254]
Торговая наценка должна включать в себя:
-
расходы на продажу (издержки
обращения), включая транспортные
расходы по доставке товаров
от поставщиков (если таковые
ложатся на торговую
-
"входной" НДС (если операция
по реализации товара
- НДС, включаемый в продажную стоимость товара (если операция по реализации товара - облагаемая);
-
ожидаемую прибыль (
Порядок определения торговой наценки также зависит от того, каким образом устанавливается цена реализации (продажная стоимость). Первый вариант: цена реализации получается путем умножения покупной цены на утвержденный приказом руководителя размер торговой наценки (в процентах). При этом размер торговой наценки может быть единым для всех товаров (например, 20%) либо для каждой группы товаров устанавливается свой размер (например, молочная продукция реализуется с применением торговой наценки в размере 25%, мясная - 20%, винно-водочная - 40%).
Пример 1. [15, С. 19]
Приказом руководителя магазина установлена единая торговая наценка в размере 30%. В октябре 2009 г. магазин закупил для перепродажи мягкую игрушку "Ежик". Покупная цена игрушки - 118 руб., в том числе НДС - 18 руб.
Если
магазин находится на обычной
системе налогообложения и