Бухгалтерский учёт реализации товаров в организациях оптовой и розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Торговые предприятия занимают важную роль в экономике любой страны, исполняя роль посредников между производителями товарно–материальных ценностей и их потребителями - физическими и юридическими лицами. Как любое коммерческое предприятие, организации торговли стремятся получать максимальную прибыль от своей деятельности, а прибыль они получают вследствие реализации товаров. Таким образом процесс процесс реализации товаров – ключевой этап деятельности всех торговых организаций, и источник его прибыли. Таким образом, выбранная автором тема курсовой работы является актуальной при рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта в торговле.

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧисправ.doc

— 519.00 Кб (Скачать)

- торговля  автотранспортными средствами и  мотоциклами - код 50;

- оптовая  торговля, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами - код  51;

- розничная  торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - код 52.

При оптовой  торговле существует две основные формы оптовой реализации товаров:

·  реализация товаров со склада оптовой организации (складской оборот);

·  реализация товаров транзитом (транзитный оборот).

      Товары  в торговой организации относятся  к активам, предназначенным для  продажи, и являются частью материально-производственных запасов. Порядок отражения товаров  в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Согласно ПБУ 5/01 товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Очевидно, что любая торговая деятельность отличается высокой потребностью в оборотных средствах, что обусловлено следующими факторами:

      - необходимостью формирования запаса  товаров, тары, упаковки, материалов  и т.д.;

      - неизбежностью образования дебиторской  задолженности;

      - наличием денежных средств.

      Обслуживая  сферу обращения, торговые организации обеспечивают продвижение товаров от производителей до потребителей, здесь нет процесса производства.

      Согласно  разделу 2 "Оборотные активы" бухгалтерского баланса (форма N 1) в состав материальных запасов включаются:

      - сырье, материалы и другие аналогичные ценности;

      - затраты в незавершенном производстве;

      - готовая продукция и товары  для перепродажи;

      - товары отгруженные;

      - расходы будущих периодов;

      - прочие запасы и затраты.

      Принимая  во внимание, что одной их составляющих торговли является дальнейшая продажа приобретенных товаров, особое внимание для целей бухгалтерского и налогового учета должно быть уделено специфике процесса продаж. Продажей признается переход права собственности на товар в соответствии с договором купли-продажи.

      Приведем  определения понятия "продажа", содержащиеся в гражданском, бухгалтерском и налоговом законодательстве:

      - по договору купли-продажи одна  сторона (продавец) обязуется передать  вещь (товар) в собственность другой  стороне (покупателю), а покупатель  обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);

      - продажа продукции, товаров, выполнение  работ и оказание услуг - это  факты хозяйственной деятельности, направленные на получение доходов,  которые относятся к обычным  видам деятельности организаций. Продукция (товары, работы, услуги) признается проданной в момент отгрузки в связи с переходом права собственности к покупателю [7,п.12,ст.4; 8,п.5,ст.2]

      - передача на возмездной (безвозмездной)  основе товаров, работ, услуг  (в том числе обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг одним лицом для другого лица.[3, п.1,ст.39]

      Специфика процесса продаж для организаций  оптовой торговли, а также отражения соответствующих операций в бухгалтерском учете представлены в Приложении 2.

      В составе расходов большинства организаций  оптовой торговли существенное место  занимают:

      - транспортные расходы, осуществляемые  в процессе приобретения и  реализации товаров;

      - расходы на предпродажную подготовку  товара;

      - расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров;

      - расходы на хранение и складирование  товаров (оплата труда работников  складов, амортизация, ремонт  и содержание основных средств,  используемых при хранении и  перемещении товаров и пр.).

 

      1.2. Основы организации учёта в розничной торговле.

      Розничная торговля – вид предпринимательской  деятельности в сфере торговли, связанный  с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю  для личного, семейного, домашнего  использования (п. 1 ст. 492 ГК) Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам).

      Согласно  Указаниям по заполнению формы N 1-ТОРГ федерального статистического наблюдения, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Росстата от 20.08.08 г. N 199, оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.Не включается в оборот розничной торговли стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы).

      Для целей налогообложения под розничной  торговлей понимается предпринимательская  деятельность, связанная с торговлей  товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к розничной торговле не относится:

      -реализация подакцизных товаров (автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин); продукты питания и напитки, в том числе алкогольные, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания; газ; грузовые и специальные автомобили, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, автобусы любых типов;

      -товары по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети); передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

            Для вида деятельности "розничная торговля" установлено два таких показателя: "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" и "торговое место".

      В зависимости от особенностей торгового  обслуживания покупателей, наличия торгового помещения, оборудования различают следующие виды розничной торговли: [12, С. 120]

      - торговля через стационарную  торговую сеть;

      - торговля через передвижную (развозную  и разносную) торговую сеть;

      - торговля пересылкой заказанных  товаров.

      К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные - представляют собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. [20, С. 17]

      Магазин - специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

      Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

      Киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

      Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала.

      Площадь торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых для торговли, и определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

      Открытая  площадка - специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли.

      Розничная торговля осуществляется в различных формах, среди которых можно назвать следующие:

      - продажа товаров с обслуживанием  покупателей на торговом объекте  (в месте продажи товаров);

      - продажа товаров по образцам;

      - продажа товаров по заказам  и на дому у покупателей;

      - продажа товаров длительного пользования в кредит.

      Понятие "розничная торговля" в гражданском  законодательстве дается через нераскрытое  понятие "продажа товаров в  розницу". Переводу на обложение  ЕНВД в порядке специального налогового режима подлежат торговые организации, деятельность которых отвечает следующим квалифицирующим признакам:

      - характеризуется как субъект  хозяйственных отношений (осуществление  предпринимательской деятельности  определенного вида);

      - характеристика предмета деятельности (осуществление розничной торговли, определяемой в соответствии с нормами гл. 26.3 НК РФ);

      - характеристика способа предпринимательской  деятельности (торговля ведется  через объекты организации розничной  торговли);

      - характеристика объектов организации  розничной торговли (объекты розничной торговли могут не иметь или иметь стационарную торговую площадь; в последнем случае площадь торгового зала по каждому объекту не должна превышать 150 квадратных метров);

      - характеристика формы расчетов (сделки  купли-продажи совершаются за  наличный расчет).

      Если  производитель продукции организовал  объект оптовой торговли (магазин, павильон, палатку, киоск или торговое место), через который он реализует продукцию  собственного производства за наличный расчет, то, и в этом случае, в такой  деятельности усматриваются все признаки, позволяющие квалифицировать ее как облагаемую ЕНВД.

      Если  товары реализуются за наличный расчет при отсутствии места организации  розничной торговли, в том числе:

      - посредством разносной торговли, осуществляемой индивидуальными  предпринимателями;

      - посредством отпуска товаров  своим работникам в счет заработной  платы или за наличный расчет;

      - посредством отпуска на сторону  за наличный расчет остатков  сырья, материалов, незавершенного производства и т.д, то, в этих случаях, обязанность по уплате ЕНВД у налогоплательщика не возникает. Единичная сделка купли-продажи за наличный расчет не может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности.  
 

 

ГЛАВА 2. Учёт издержек обращения и инвентаризации товаров в оптовой и розничной торговле

     2.1. Учёт издержек обращения. Классификация и состав издержек обращения

      К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя (покупателя). Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения. К ним в частности, относят расходы по транспортировке, хранению, продаже товаров, оказанию услуг покупателям».

Информация о работе Бухгалтерский учёт реализации товаров в организациях оптовой и розничной торговли