Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:48, дипломная работа

Краткое описание

С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как премирование рабочих. Для этого необходимо внедрение системы лицевых счетов экономии на рабочих местах и строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод планирования и учета производственных и калькулирования себестоимости продукции.
Занимаются этими вопросами технологические службы предприятия, материально-технического снабжения и бухгалтерского учета – как контролирующий орган.

Оглавление

Введение
1. Организация бухгалтерского учета материалов
1.1.Понятие, классификация, оценка материалов
Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Синтетический и аналитический учет материалов
Методология учета материалов в бухгалтерском финансовом учете
Методы оценки материалов при отпуске в производство
Методы учета расхода материалов
Анализ использования материалов
3. Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования на ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.2. Организация учета материалов на предприятии ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.3. Анализ использования материалов на предприятии ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

89.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

    При инвентаризации проверяется соответствие данных фактического

    наличия производственных запасов данным складского учета, данных складского учета данным бухгалтерского учета, а также данных фактического наличия производственных запасов данным бухгалтерского учета.

    Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем  на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов.

    После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

    Первичные документы по движению материалов могут  передаваться

    сразу на ВУ, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.

    Существуют  несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии1.

    При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет мате- 

    риалов  в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно- суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

    При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

    Этот  вариант значительно уменьшает  трудоемкость учета, поскольку

отпадает  необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако

учет  и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

    Более прогрессивным является оперативно – бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета, ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

    Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже

одного  раза в неделю) работник бухгалтерии  проверяет правильность произведенных  кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). 

    После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

    При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным    контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

    Сальдовый метод учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.

    При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово – сличительные ведомости) составляют на машинах.

    Аналитический учет материалов в бухгалтерии с  применением ЭВМ

можно осуществлять также посредством составления  сортовых  оборотных

ведомостей  по номенклатурным номерам на основании  поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражениях) 
 

по первичным  документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

    Оба изложенных варианта аналитического учета  материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово – сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

    При составлении сортовых оборотных  ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства.

    В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод

аналитического  учета материалов, сочетающий прогрессивность  сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

    В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:

    о способах оценки материально – производственных запасов по их группам (видам);

    о последствиях изменений способов оценки материально – производственных запасов;

    о стоимости материально – производственных запасов, переданных в залог;

    о величине и движении резервов под  снижение стоимости материальных ценностей. 
 
 

    1.3. Синтетический и аналитический учет материалов 

    В связи с тем, что анализируемое  предприятие ЗАО швейная фабрика  «Аэлита» не перешло на Новый план счетов, рассмотрим учет производственных запасов по Плану счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия  и инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов СССР от 1ноября 1991г. № 56. Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», 14 «Переоценка материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов». К счету 10 могут быть открыты соответствующие субсчета. Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур, и др.

    На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

    При поступлении материалов дебетуют материальные счета 10 «Материалы» или 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и кредитуют:

    счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  – на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и  транспортно-заготовительными расходами,

включаемыми в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;

    счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость  услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

    счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

    счет 23 «Вспомогательные производства»  – на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

    счет 20 «Основное производство» – на стоимость возвратных отходов;

    другие  счета.

    На  предприятиях, заготавливающих и  перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также на строительных предприятиях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по заготовке и доставке указанных сырья и материалов на предприятие (стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения или заготовления сырья и материалов учитывают на активном счете 44 «Издержки обращения» (при наличии на предприятиях специального заготовительного аппарата).

    Накопленные суммы списывают с кредита  счета 44 «Издержки обращения» в дебет счетов:

    15 «Заготовление и приобретение  материалов» – на расходы по  заготовке сырья на перерабатывающих  предприятиях;

    11 «Животные на выращивании и откорме» – на расходы по заготовке скота и птицы;

    счетов  производственных запасов строительных предприятий, где присоединяют к другим расходам;

    Со  счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» фактическую себестоимость сырья на перерабатывающих предприятиях списывают в дебет счета 10 «Материалы».

    Сельскохозяйственные  предприятия продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

    Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуются по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактуррованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

Информация о работе Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования