Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа
Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы курсовой работы, целью которой является показать, как осуществляется бухгалтерский учет основных средств на предприятии.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации бухгалтерского учета основных средств;
2) показать, как организован учет наличия и движения основных средств;
3) рассмотреть на практике ведение бухгалтерского учета основных средств на примере конкретного предприятия (ОАО «Феникс»).
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств…...5
Основные средства и задачи их учета……………………………….5
Классификация и оценка основных средств………………………...6
Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств………………………………………….10
Глава 2. Учет наличия и движения основных средств………………………..15
2.1 Учет поступления и выбытия основных средств…………………. .15
2.2 Учет амортизации (износа) основных средств…………………......18
2.3 Учет затрат на восстановление основных средств……………........24
2.4 Консервация отдельных объектов основных средств……………...26
2.5 Учет переоценки основных средств………………………………....27
2.6 Инвентаризация основных средств……………………………….....28
Глава 3. Учет основных средств на примере ОАО «Феникс»…………….....30
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………………..35
Приложение
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства". Установлена единая типовая форма таких карточек ф. № ОС-6.
Организациям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их пообъектный учет вести в инвентарной книге. Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения и прочим реквизитам.
Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов-актов, технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой формы ф. № ОС-7, записи в которые производятся по квалификационным группам основных средств в соответствии с требованиями бухгалтерской отчетности.
Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих и законсервированных объектов основных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4) и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Переоцененные объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки "Реконструкция, модернизация". Сумма амортизации, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.
В местах использования основных средств (в цехах и отделах организации) ведут инвентарные списки основных средств (ф. № ОС-9), в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри организации основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо потому, что на основе некоторых из них ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств. Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируются по классификационным видам основных средств, суммируются обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записываются в карточку учета движения основных средств.
Карточки учета движения основных средств (ф. № ОС-8) открывают в начале января на текущий год. Сначала в них указывают наличие основных средств по видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на 1-е число следующего месяца.
По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основой для составления отчетности о наличии и движении основных средств (ф. № 1 и ф. № 5 годовой отчетности).
Перемещение основных средств из одних подразделений в другие в пределах одной организации осуществляется по распоряжению соответствующего отдела организации (главного механика, главного технолога) и оформляется также актом (накладной) (ф. № ОС-1). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из подразделений. Бухгалтерия на основе первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основе второго экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.
Причинами выбытия основных средств из организации могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожении при стихийных бедствиях; ликвидация части инвентарного объекта в связи с перестраиванием, переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим организациям; недостача основных средств.
Для определения непригодности к дальнейшему использованию тех или иных объектов основных средств в организации, т.е. для определения необходимости ликвидации основных средств, в каждой организации создается постоянно действующая комиссия.
Ликвидацию объекта (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. № ОС-4) на основе акта, утвержденного руководителем организации, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке дату выбытия объекта и номер акта.
Акт ф. № ОС-4 является основой для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома по рыночным ценам. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте.
Основные
средства могут передаваться другим
организациям по договору дарения. На
основе акта ф. № ОС-1 с указанием
первоначальной стоимости объекта и суммы
амортизации бухгалтерия осуществляет
запись о выбытии в инвентарной карточке
переданного объекта и отметку в описи
инвентарных карточек (ф. № ОС-7).
Глава 2.
Учет наличия и движения основных
средств.
2.1 Учет
поступления и выбытия
Рассматривая учет поступления и выбытия основных средств, отметим, что бухгалтерия ведет учет наличия и движения собственных основных средств на счете 01 "Основные средства". Счет – активный, инвентарный. Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств организации, оборот по дебету – поступление, по кредиту – выбытие объектов по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости. Следует помнить, что основанием для бухгалтерских записей являются акты (ф. № ОС-1, ОС-3).
Структура
счета 01 «Основные средства»
При разработке учетной политики организации по учету основных средств в рабочем плане счетов целесообразно установить субсчета к счету 01, которые позволят получать необходимые сведения при заполнении отчетности:
1 – собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т.д.);
2 –
арендованные основные
3 –
основные средства на
4 – основные средства в запасе;
5 – выбытие основных средств и др.
НДС,
уплаченный при приобретении основных
средств производственного
Отметим особенность в учете объектов основных средств, поступивших безвозмездно (включая излишки, выявленные при инвентаризации).
1. Рыночная (первоначальная) стоимость поступивших объектов основных средств приходуется:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления".
2.
По мере передачи их в
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 08 "Вложения
во внеоборотные активы".
3. В сумме ежемесячно начисленной амортизации:
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 02 "Амортизация основных средств";
Д-т сч. 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы".
Таким образом, в состав доходов текущего периода организации первоначальная стоимость безвозмездно поступивших объектов включается частями на протяжении всего периода их эксплуатации. При досрочном прекращении начисления амортизации (перевод на консервацию) их остаточная стоимость учитывается в составе доходов будущих периодов.
При получении организацией безвозмездно денежных средств на строительство или приобретение объектов основных средств они приходуются: дебет счета 51, кредит счета 86, а по мере использования – дебет счета 08, кредит счетов 60, 70, 71 и т.д. и передачи объектов в эксплуатацию – дебет счета 01, кредит счета 08, их сумма фиксируется как безвозмездно поступившая (дебет счета 86, кредит счета 98, субсчет 2) с последующим списанием в доходы организации по мере и в сумме начисления амортизации.
Отметим также, что при наличии затрат по доставке и монтажу оборудования, полученного безвозмездно, организация-получатель включает их в первоначальную стоимость объекта (дебет счета 08, кредит разных счетов и дебет счета 01, кредит счета 08).
При этом сумма амортизации, рассчитанная от первоначальной стоимости (дебет счетов 20, 26, кредит счета 02), будет отличаться от суммы признанной доли дохода.
Отметим еще одну причину возможности наличия и возникновения в составе основных средств организации объектов основных средств. Это объекты, находящиеся в общей долевой собственности. В настоящее время довольно распространено долевое строительство зданий и сооружений, которое оформляется специальным договором-соглашением с указанием доли каждого участника в строительстве, в противном случае доли считаются равными.
Каждый участник по окончании строительства приходует свою долю в составе основных средств (счет 01) и имеет право по своему усмотрению продать, подарить, отдать в залог свою долю, а также нести расходы по содержанию и сохранению общего имущества и участвовать в уплате налогов по нему.
В
бухгалтерском учете указанные
операции отражаются в следующем порядке.
Организация – участник строительства:
Дебет счета | Кредит счета | |
1. Перечисляется сумма доли (вклада) на строительство | 76 | 51 |
2. На основе извещения организации дольщика, ведущего строительство, отражается целевое назначение перечисленных сумм | 08 | 76 |
3. На
основе акта приема-передачи |
01 | 08 |
Организация-дольщик, ведущая строительство:
Дебет счета | Кредит счета | |
1. Поступление
денежных средств в виде |
51 | 86 |
2. Учет фактических затрат на строительство | 08 | разные |
3. На
основе акта приема-передачи передана дольщикам часть первоначальной стоимости объекта оприходована собственная доля |
86 01 |
08 08 |
Выбытие основных средств (реализация, ликвидация по ветхости, моральному износу, стихийным бедствиям, безвозмездная передача и др.) оформляется актами (ф. № ОС-1 и № ОС-4). В них фиксируются первоначальная стоимость объекта и сумма амортизации.
Инвентарная карточка из картотеки изымается (прилагается к акту), о чем делается отметка в инвентарном списке основных средств по местам нахождения.
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета отражаются остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием; по кредиту – суммы выручки от реализации имущества, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования (рыночной стоимости).