Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы курсовой работы, целью которой является показать, как осуществляется бухгалтерский учет основных средств на предприятии.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации бухгалтерского учета основных средств;

2) показать, как организован учет наличия и движения основных средств;

3) рассмотреть на практике ведение бухгалтерского учета основных средств на примере конкретного предприятия (ОАО «Феникс»).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3


Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств…...5

Основные средства и задачи их учета……………………………….5
Классификация и оценка основных средств………………………...6
Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств………………………………………….10


Глава 2. Учет наличия и движения основных средств………………………..15

2.1 Учет поступления и выбытия основных средств…………………. .15

2.2 Учет амортизации (износа) основных средств…………………......18

2.3 Учет затрат на восстановление основных средств……………........24

2.4 Консервация отдельных объектов основных средств……………...26

2.5 Учет переоценки основных средств………………………………....27

2.6 Инвентаризация основных средств……………………………….....28


Глава 3. Учет основных средств на примере ОАО «Феникс»…………….....30


Заключение……………………………………………………………………...34


Список литературы……………………………………………………………..35


Приложение

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет основных средств.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, амортизация, подлежащая начислению в данном случае за отчетный месяц, равна сумме амортизации, начисленной  за прошлый месяц, плюс амортизация  по поступившим основным средствам  в прошлом месяце минус амортизация  по выбывшим основным средствам в прошлом месяце.

    Для учета амортизационных отчислений используется отдельный счет (как  известно, счет 02 "Амортизация основных средств"), на котором происходит накапливание соответствующих сумм.

    Сальдо  кредитовое отражает информацию двух видов:

    - сумму возмещенной стоимости  объектов основных средств с  начала их эксплуатации организаций  через амортизационные отчисления;

    - показатель изношенности объектов  по отношению к их первоначальной  стоимости, т.е. их техническое  состояние.

    Оборот  по дебету – списание ранее начисленной амортизации в связи с выбытием объектов основных средств по различным причинам. Оборот по кредиту – сумма начисленной амортизации за отчетный период в корреспонденции с производственными и прочими счетами в зависимости от выполняемых объектами функций.

    К счету 02 организация может открыть  то количество субсчетов, которое необходимо для контроля за полным перенесением первоначальной стоимости объекта  на издержки производства и прочие счета:

    1 Амортизация собственных основных средств (см. приложение № 3)

    2 Амортизация основных средств, полученных в аренду (лизинг), при учете последних в составе баланса организации.

    3 Амортизация основных средств, переведенных на консервацию (в сумме, начисленной до перевода).

    4 Амортизация основных средств, используемых как доходные вложения в материальные ценности и др.

    При журнально-ордерной форме учета  операции на счете 02 отражают в журнале-ордере № 10,10/1 на основе первичных документов (актов, разработочных таблиц № 6, расчетов амортизации, справок-расчетов и пр.). В разработочных таблицах приводят и аналитические данные к счету 02 по группам основных средств (при необходимости и по объектам) в разрезе сальдо и оборотов нарастающим итогом. 
 
 
 
 
 

2.3 Учет  затрат на восстановление основных средств.

    Под восстановлением объектов основных средств предусматриваются их ремонт, реконструкция и модернизация.

    Своевременно  произведенный ремонт обеспечивает поддержание объектов основных средств  в рабочем состоянии, ритмичность  их работы, сокращение простоев и увеличение срока службы основных средств.

    В зависимости от объема и характера  ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.

    Текущий ремонт носит обязательный и профилактический характер, предохраняя объекты основных средств от преждевременного износа, обеспечивая постоянное поддержание их в рабочем состоянии.

    Такие работы могут проводиться ежегодно.

    Характер  среднего ремонта равносилен текущему, но может быть связан с частичной  разборкой оборудования.

    Капитальный ремонт предусматривает полную разборку оборудования, перепланировку зданий, сооружений, замену изношенных конструкций и деталей. В результате объект основных средств доводится до уровня их новых видов. Периодичность проведения капитального ремонта должна быть более года.

    Работы  по каждому виду ремонта основных средств могут проводиться хозяйственным  способом (собственными силами организации) или подрядным (силами сторонних  организаций). В любом случае основанием для их осуществления выступают  сметы – расчеты планируемых затрат по объему подлежащих к выполнению ремонтных работ.

    Фактические затраты при хозяйственном способе  работ калькулируются по статьям  затрат, а при подрядном их объем  соответствует сумме договора.

    Источником  погашения затрат по ремонту основных средств является себестоимость изготовляемой с их использованием готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг и пр.

    При этом в бухгалтерском учете оформляются  записи:

    при хозяйственном способе – 

Д-т  счетов 20, 23, 25, 26, 44

К-т  счетов 10, 70, 69, 71 и др.;

    при подрядном способе –

Д-т  счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др.

К-т  сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

    Выполнение  работ по капитальному ремонту основных средств хозяйственным способом возможно при наличии специальных  подразделений в структуре организации – ремонтных цехов в составе вспомогательных производств, имеющих специализированные кадры работников и оборудование. Поэтому затраты, фактически произведенные этими подразделениями, учитываются по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" в корреспонденции с кредитом счетов 10, 70, 69, 71 и др.

    По  окончании работ счет 23 закрывается  с отнесением затрат по назначению – местам эксплуатации отремонтированных  объектов:

Д-т  счетов 20, 25, 26

К-т  сч. 23 "Вспомогательные производства".

    Необходимо отметить, что организация имеет право регулировать объем затрат на ремонт основных средств при включении их в себестоимость между отчетными периодами.

    В зависимости от запланированных  сроков проведения ремонтных работ  в течение отчетного года разрешается или создавать резерв на предстоящие расходы на счете 96 "Резервы предстоящих расходов", или использовать счет 97 "Расходы будущих периодов".

    Сумма резерва на ремонт основных средств  ежемесячно включается в себестоимость  в размере норматива, установленного организацией самостоятельно. Норматив разрабатывается сроком на пять лет в твердой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Правильность и соответствие сумм образованного резерва и его использования условиям работы организации периодически (а на конец года обязательно) проверяются по данным смет, расчетов и при необходимости корректируются. Работы по сдаче-приемке оформляются актом.

    Для учета наличия и движения сумм резерва используется счет 96 "Резервы  предстоящих расходов", субсчет "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств" (см. приложение № 4) Счет – пассивный, сальдо по данной статье отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы, т.е. по целевому назначению. Оборот по дебету – использование резерва на оплату работ и услуг, связанных с осуществлением ремонтных работ; оборот по кредиту – суммы ежемесячно создаваемого резерва за счет включения их в себестоимость, затраты организации различного направления.

    Аналитический учет операций по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" ведется в ведомости № 15 с переносом данных в журнал-ордер № 12. 
 
 

Реконструкция и модернизация объектов основных средств.

    Восстановление  основных средств может производиться  не только через их ремонт, но и в виде реконструкции и модернизации действующих объектов. Так, реконструкция сводится к переоборудованию производств с целью увеличения производственных мощностей, улучшения условий труда и охраны окружающей среды. Модернизация предусматривает внедрение передовой техники и технологий, механизации и автоматизации производств. На каждый объект реконструкции и модернизации составляются проект и смета. Затраты на указанные виды работ учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". По окончании работ они списываются на увеличение первоначальной стоимости реконструированного или модернизированного объекта при оформлении акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). Сумма затрат отражается на счетах согласно представленным документам:

    Д-т  сч. 08, субсчет 3 "Строительство объектов основных средств"

    К-т  счетов 10, 70, 69, 71, 60, 76;

    на  основе акта формы № ОС-3:

    Д-т  сч. 01 "Основные средства"

    К-т  сч. 08, субсчет 3 "Строительство объектов основных средств".

    С 2002 г. в целях налогообложения указанные расходы принимаются в соответствии со ст. 260 гл. 25 НК РФ. 

      2.4 Консервация отдельных объектов  основных средств.

    Консервация – это вывод отдельных объектов основных средств из эксплуатации по причинам сокращения объемов производства или смены ассортимента продукции, выполняемых работ и услуг, ликвидации структурных подразделений. Решение о консервации основных средств могут принять руководитель организации или федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства.

    Для осуществления факта консервации  приказом руководителя организации  назначается комиссия в составе  представителя администрации, бухгалтерской, инженерно-технической служб и  др. Комиссия оформляет протоколом решение о консервации основных средств с указанием перечня объектов, причин и срока консервации. При необходимости проводится инвентаризация объектов основных средств, подлежащих консервации. На основе протокола комиссии составляется акт о переводе основных средств на консервацию, который утверждается руководителем организации, и подписывается членами комиссии и материально ответственными лицами, за которыми числились эти объекты.

    В бухгалтерском учете эти объекты  остаются в составе операционных расходов (дебет счета 91, кредит счетов 20, 23, 25, 26) и согласно п. 15 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)...." № 552 от 03.08.92 (с изменениями и дополнениями) затраты по содержанию законсервированных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет ведомственных источников) принимаются в расчет для налогообложения.

    Если  на консервацию переводятся объекты  непроизводственного назначения, то затраты на их содержание списываются  также, как прочие расходы: дебет счета 91, кредит счетов 20, 26 и др.

    В случае перевода на консервацию объектов основных средств по решению федеральных  органов власти, министерств и  ведомств затраты на содержание могут  компенсироваться ими. При этом оформляется  бухгалтерская запись:

    Д-т  сч. 51 "Расчетные счета"

    К-т  сч. 91, субсчет 1 "Прочие доходы", аналитический  счет "Прочие внереализационные  доходы".

    В соответствии с пунктом 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" по объектам основных средств, переведенным на консервацию  по решению руководства на срок более трех месяцев, приостанавливается начисление амортизации. При переводе следует сделать бухгалтерскую запись:

    Д-т  сч. 02, субсчет 3

    К-т  сч. 02, субсчет 1.

    Стоимость объектов основных средств, находящихся  на консервации по решению руководителя организации, включается в расчет среднегодовой стоимости имущества и входит в налогооблагаемую базу. 

2.5 Учет  переоценки основных средств.

    Положением  по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) разрешено  не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

    Целью переоценки, особенно в период инфляции, является приведение балансовой стоимости  основных средств в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства.

    При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует  учитывать, что в последующем  они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств