Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в систематизации, расширении и закреплении знаний и применения их на практике в области бухгалтерского и налогового учета основных средств ЗАО «Аист».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     - 9000 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная  подрядчиком;

     Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»

     - 9000 руб. - принята к вычету сумма НДС;

     Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»

     - 50 000 руб. - увеличена первоначальная  стоимость оборудования на сумму  затрат по модернизации;

     Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

     - 59 000 руб. - произведена оплата работ  по модернизации.

     В результате модернизации оборудования его первоначальная стоимость увеличилась  на 50 000 руб. и составила 398 000 руб.

     Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии, согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

     Порядок учета расходов на ремонт основных средств определен ст. 260 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы. Признаются расходы на ремонт в целях налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

     В аналитическом учете ЗАО «Аист» согласно п. 1 ст. 324 НК РФ формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех произведенных расходов, включая:

     - стоимость запасных частей и  расходных материалов, используемых для ремонта;

     - расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт;

     - прочих расходов, связанных с  осуществлением ремонта силами  организации;

     - затрат на оплату работ, выполненных  сторонними организациями.

     Пример 5. ЗАО «Аист» приняло решение о создании резерва на ремонт основных средств в 2010 г. Составлены и утверждены график проведения ремонтных работ, смета на проведение ремонта. Планируемая стоимость ремонтных работ согласно смете составляет в 2010 г. - 1 735 000 руб. Фактические расходы на ремонт за последние три года, по данным налогового учета, составили 5 419 800 руб. Сметную сумму сравниваем со средней величиной фактических расходов на ремонт за последние три года, составившей 1 806 600 руб. Сравнивая две суммы, видим, что сметная стоимость планируемых ремонтных работ не превышает средней величины фактических расходов на ремонт за последние три года. Таким образом, сумму резерва следует сформировать в размере 1 735 000 руб.

     В 2012 г. планируется проведение особо  сложного и дорогого капитального ремонта основного средства, который согласно технической документации следует проводить один раз в шесть лет. Сметная стоимость ремонта - 13 440 000 руб., в 2010 г. сумма отчислений в резерв на его проведение равна 2 240 000 руб.

     Совокупная  сумма отчислений в резерв в 2010 г. составит 3 975 000 руб. (1 735 000 + 2 240 000).

     Отчетным  периодом по налогу на прибыль для  организации является месяц, следовательно, на последнее число каждого отчетного  периода в расходы текущего периода организация будет включать 331 250 руб. (3 975 000 руб. / 12 месяцев).

     Предположим, что фактические затраты на ремонт основных средств в 2010 г. составили 1 260 000 руб. Сумма фактических затрат в такой ситуации меньше суммы  сформированного резерва. Следовательно, сумму превышения резерва над суммой фактических затрат следует включить в состав доходов на последнюю текущую дату налогового периода, то есть на 31 декабря 2010 г.

     Таким образом, сумма резерва, формируемого для проведения особо сложного и  дорогого капитального ремонта, не подлежит включению в состав доходов.

     Операции  по ремонту основных средств, как  и прочие хозяйственные операции, должны оформляться первичными учетными документами. В статье рассмотрим документы, предназначенные для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

     Для оформления и учета приема-передачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации утвержден  Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3). Если ремонт, реконструкция и модернизация выполняются сторонней организацией, то следует составить два экземпляра акта формы № ОС-3. Первый экземпляр остается в организации, а второй передается организации - исполнителю работ по ремонту, реконструкции и модернизации.

    После утверждения акта руководителем организации или уполномоченным им лицом акт передается в бухгалтерию, где на его основании данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6). Инвентарная карточка (форма № ОС-6) содержит разд. 5 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств» и разд. 6 «Затраты на ремонт». В разд. 5 отражаются вид операции (реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация, модернизация), документ, подтверждающий выполнение операции, с указанием его наименования, номера и даты, а также сумма затрат в рублях. В разд. 6 формы № ОС-6 отражаются вид ремонта, документ, подтверждающий его осуществление, с указанием его наименования, номера и даты, а также сумма затрат организации на проведение ремонта. 
 
 
 
 
 

     3.6 Налоговый учет доходов и  расходов от реализации основных  средств на ЗАО «Аист» 
 

     Стоимость объектов основных средств, которые  выбывают или не способны приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем, согласно нормам бухгалтерского законодательства подлежит списанию с  бухгалтерского учета.

     Расходы, связанные с продажей основных средств, в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 являются прочими расходами организации. Величина расходов определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 6 ПБУ 10/99 (п. 14.1 ПБУ 10/99), то есть расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

     Расходы согласно п. 18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

     Организация в результате продажи основного  средства может получить как прибыль, так и убыток. И прибыль, и убыток определяются на дату совершения операции, то есть учитываются единовременно.

     Пример 6. ЗАО «Аист», являющаяся налогоплательщиком НДС, в марте продает объект основных средств, договорная стоимость которого составляет 215 350 руб. (в том числе НДС - 32 850 руб.). Первоначальная стоимость объекта - 421 200 руб. При принятии объекта к учету организацией был установлен срок полезного использования, равный 5 годам, фактический срок эксплуатации на момент продажи - 36 месяцев. Начисление амортизации производилось линейным методом, сумма начисленной амортизации - 252 720 руб., остаточная стоимость объекта - 168 480 руб.

     В бухгалтерском учете организации  операции по продаже объекта основных средств будут отражены следующим образом:

     Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») Кредит 91-1 «Прочие доходы» - 215 350 руб. - отражена в составе прочих доходов договорная стоимость проданного основного средства;

     Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 32 850 руб. - начислен НДС с суммы реализации;

     Дебет 01-2 «Выбытие основных средств» Кредит 01-1 «Основные средства в организации» - 421 200 руб. - отражено выбытие основного средства в результате продажи;

     Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01-2 «Выбытие основных средств» - 252 720 руб. - списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации объекта;

     Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 01-2 «Выбытие основных средств» - 168 480 руб. - списана остаточная стоимость проданного объекта основных средств;

     Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») - 172 280 руб. - поступили денежные средства от покупателя;

     Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 14 020 руб. (215 350 - 32 850 - 168 480) - отражена прибыль от продажи основного средства.

     В сентябре 2010 года в ЗАО «Аист» на основе акта на списания  основного средства № 13 от 09.09.10 (форма ОС- 4) снят с бухгалтерского учета объект основного средства (токарный станок) по истечении срока полезного использования (таблица 10).  

     Таблица 10. Бухгалтерские записи по  учету списания объекта основного средства

Операция  Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Списана первоначальная стоимость 01.2 01 2000
Списана накопленная амортизация  02.1 01.2 2000
Списана остаточная стоимость  91.1 01.1 2000
 

     Все операции по реализации объектов основных средств ЗАО «Аист» систематизирует в виде отчета о движениях документов, формируемого в программе 1С: Бухгалтерия.

     Одной из форм контроля обеспечения сохранности  основных средств в ЗАО «Аист» являются периодически проводимые инвентаризации. Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем организации. Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского учета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки или недостачи. Результаты инвентаризации утверждаются приказом руководителя организации. Неотъемлемой частью приказа является предписание по устранению выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и учетными данными. На основании него вносятся соответствующие записи в регистры бухгалтерского учета. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.  
 
 
 
 
 

     3.7 Автоматизация учетного процесса на ЗАО «Аист» 
 

     Изучение  действующей системы учета свидетельствует  о том, что на исследуемом  предприятии учет основных средств, впрочем, как и ведение всего бухгалтерского учета, частично организовано с помощью программы «1С: Бухгалтерия» версия 7.7.  Следует отметить, что эта программа использовалась только в качестве электронной бухгалтерской базы данных, т.е. в нее заносились проводки, рассчитанные вручную, и лишь формировались необходимые отчеты.

     Учитывая  тот факт, что операции по учету  основных средств, постоянно увеличиваются  в своем объеме, носят систематический  характер, то целесообразно полностью автоматизировать их движение. В качестве программного продукта, позволяющего полностью автоматизировать учет основных средств, предлагаем использовать программу 1С: Бухгалтерия 8.0.

     Программа 1С: Бухгалтерия стала индустриальным стандартом учетных решений в РФ и странах ближнего зарубежья. В ней воплощен опыт практической работы бухгалтеров сотен тысяч организаций - от небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей до крупных корпораций и холдингов. Новая версия программы – "1С: Бухгалтерия 8.0", созданная на технологической платформе нового поколения "1С:Предприятие 8.0", поднимает этот стандарт на новый методологический и технологический уровень.

     Программа «1С: Бухгалтерия 8.0» по учету основных средств включает следующий типовой перечень задач:

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»