Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в систематизации, расширении и закреплении знаний и применения их на практике в области бухгалтерского и налогового учета основных средств ЗАО «Аист».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

      Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском  учете отчетного периода, к которому они относятся. Расходы на ремонт основных средств включаются в расходы  по обычным видам деятельности, если основные средства используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. В случае предоставления основных средств за плату во временное пользование другим организациям расходы на ремонт, осуществленные собственником, признаются операционными расходами.

      Порядок отражения в учете расходов на ремонт основных средств зависит от способа его проведения (подрядный или хозяйственный) и способа включения фактически произведенных затрат в расходы по обычным видам деятельности, избранного организацией и закрепленного в учетной политике.

      При подрядном способе стоимость  ремонтных работ определяется суммой выставленных подрядными организациями  счетов. Цена на такого рода работы определяется по договоренности сторон, в том  числе на основе принятых строительных норм и расценок. В бухгалтерском учете на основании предъявленных подрядчиками документов (сметы, актов выполненных работ) стоимость работ отражается по Дебету счета учета затрат, расходов на продажу в корреспонденции с Дебетом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

      При хозяйственном способе затраты  учитываются по элементам. Если в  организации создано специальное  подразделение для проведения работ  по ремонту основных средств (ремонтный  цех, мастерские), фактически произведенные затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» по элементам затрат, а затем включаются в расходы по обычным видам деятельности. Если ремонтное подразделение не создано, то фактические расходы на основании первичных документов списываются без использования счета 23 «Вспомогательные производства» на соответствующие счета в предусмотренном учетной политикой порядке.

      Учет  затрат на выполнение ремонтных работ  организуется по объектам основных средств  и их принадлежности к тем или иным хозяйствам и структурным подразделениям организации. При этом расходы на проведение ремонта подлежат отражению на следующих счетах: 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

      Нормативными  актами по бухгалтерскому учету предусмотрены  три способа включения расходов на ремонт основных средств в расходы  по обычным видам деятельности:

    - фактически произведенные расходы  отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся;

    - сметная стоимость предстоящего  ремонта равномерно включается  в расходы по обычным видам  деятельности путем ежемесячных  отчислений в резерв расходов  на ремонт основных средств.  Фактически произведенные затраты списываются за счет ранее начисленного резерва;

    - фактические затраты на ремонт, осуществленный в начале отчетного  года, могут быть учтены как  расходы будущих периодов и  впоследствии включаться равномерно  в текущие расходы до конца отчетного года.

      Способ  учета расходов на ремонт организации  выбирают самостоятельно и фиксируют  его в учетной политике для  целей бухгалтерского учета.

      Если  учетной политикой предусмотрено  создание резерва на покрытие расходов на ремонт основных средств, то в течение года организация создает этот резерв путем ежемесячного включения соответствующей суммы в расходы по обычным видам деятельности. Сумма ежемесячных отчислений в резерв на ремонт основных средств определяется исходя из годовой сметной стоимости ремонта.

      По  мере выполнения ремонтных работ  фактические затраты, связанные  с их проведением, независимо от способа  их выполнения списываются за счет резерва. На конец года резерв расходов на ремонт основных средств может  иметь остаток, если окончание ремонтных работ происходит в следующем за отчетным году. В этом случае по окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода в качестве внереализационных доходов. В бухгалтерском учете составляется такая проводка: Дебет 96 субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств» Кредит 91-1 «Прочие доходы».

      При проведении ремонта основных средств  в начале отчетного года, фактические  затраты на ремонт в целях равномерного включения в расходы по обычным  видам деятельности первоначально могут учитываться в составе расходов будущих периодов. Списание расходов будущих периодов осуществляется равномерно, пропорционально объему продукции или другими методами по выбору организации. Расходы на ремонт основных средств, учтенные в составе расходов будущих периодов, как правило, включаются в текущие расходы равномерно. Сумма таких расходов, подлежащая ежемесячному списанию, определяется исходя из величины фактически произведенных затрат и количества месяцев, оставшихся до конца отчетного года.

      Учет  затрат, связанных с модернизацией  и реконструкцией ведется в порядке, установленном для учета капитальных  вложений. Затраты на реконструкцию  и модернизацию отражаются в бухгалтерском  учете также в зависимости  от способа проведения работ по восстановлению.

      При подрядном способе в учете  составляются следующие записи:

      Дебет 08 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость выполненных работ согласно предъявленным документам подрядчика (без НДС); Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» субсчет «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтен НДС, предъявленный подрядчиком; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС при приобретении основных средств» - предъявлен к налоговому вычету НДС по принятым к учету затратам; Дебет 01 Кредит 08 - увеличена первоначальная стоимость объекта на сумму затрат по его реконструкции и модернизации.

      При выполнении работ по реконструкции и модернизации хозяйственным способом фактически произведенные затраты отражаются по Дебету счета 08 в корреспонденции со счетами: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие.

      Приемка законченных работ по ремонту, достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется  Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов основных средств (форма №  ОС-3). Соответствующие изменения (первоначальной стоимости, срока полезного использования) по объекту, подвергшемуся ремонту, модернизации или реконструкции, следует внести и в инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6). 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Налоговый учет основных средств
 

2.1 Основные средства как объект налогового учета 
 

      Для целей налогообложения прибыли  основные средства классифицируются как  часть амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом для целей  налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому имуществу относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (с 2011 года, а до 2011 года эта сумма составляла 20 000 рублей). При этом указанное имущество должно использоваться для извлечения дохода. Таким образом, определение основных средств в налоговом учете в целом соответствует их понятию в бухгалтерском учете. В качестве основного условия отнесения основных средств к амортизируемому имуществу является принадлежность основных средств налогоплательщику на праве собственности, приобретенном в установленном законом порядке.

      Для унитарных предприятий определено, что к амортизируемому имуществу  относится имущество, закрепленное за предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

      Исходя  из требований статьи 323 Налогового кодекса  РФ, единицей налогового учета основных средств является отдельный объект основных средств. В большинстве случаев в бухгалтерском и налоговом учете основными средствами считаются одни и те же объекты имущества.

      Подтверждением  данных налогового учета являются первичные  учетные документы. Поэтому налоговый учет основных средств целесообразно вести на основе тех же первичных документов, которые используются в бухгалтерском учете. Это акты о приеме-передаче основных средств (формы №ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарные карточки и инвентарная книга учета основных средств (формы № ОС-6б, ОС-6а, ОС-6) и другие документы.

      В тех случаях, когда оценка основных средств или способ начисления амортизации  по данному объекту основных средств  в бухгалтерском и налоговом  учете не совпадают, в унифицированные формы первичной документации следует вводить дополнительные реквизиты для целей налогового учета. 
 

2.2 Оценка  основных средств в налоговом  учете 
 

      В налоговом (как и в бухгалтерском) учете применяются три вида стоимости  амортизируемого имущества: первоначальная, восстановительная и остаточная. К налоговому учету амортизируемое имущество принимается по первоначальной стоимости, формируемой в соответствии со статьей 257 Налогового кодекса РФ. Как и в бухгалтерском учете, порядок формирования первоначальной стоимости зависит от способа поступления амортизируемого имущества.

      Для целей налогообложения не включаются в первоначальную стоимость основных средств:

    - проценты по долговым обязательствам, полученным для их приобретения (создания). Они относятся на внереализационные расходы;

    - платежи за регистрацию прав  на недвижимое имущество и  землю, платежи за предоставление  информации о зарегистрированных  правах, оплата услуг уполномоченных  органов и специализированных  организаций по оценке имущества  и тому подобное. Указанные расходы включаются для целей налогообложения в прочие расходы;

    - расходы по страхованию основных  средств. Они включаются в прочие  расходы;

    - суммовые разницы. Они включаются  во внереализационные доходы  и расходы.

      Если  при сооружении, изготовлении, доставке и доведении объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, налогоплательщик использует сырье, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иные материальные ценности или потребляет работы, услуги собственного производства, то оценка этой продукции, результатов этих работ или услуг собственного производства осуществляется исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 Налогового кодекса РФ.

      При получении амортизируемого имущества  безвозмездно его оценка осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ, но не ниже остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны. Кроме того, в первоначальную стоимость включаются также расходы по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

      Основные  средства, полученные в виде взноса (вклада) в уставный капитал организации, в целях налогообложения принимаются  по остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности. Также в стоимость полученного имущества для целей налогообложения включаются дополнительные расходы, которые осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный капитал.

      Изменения первоначальной стоимости в результате переоценок основных средств, проводимых после введение в действие главы 25 Налогового кодекса РФ и отражаемых в бухгалтерском учете, не признаются для целей налогообложения.

      Остаточная  стоимость в налоговом учете определяется в следующем порядке:

    - по основным средствам, введенным  в эксплуатацию до вступления  в действие главы 25 Налогового  кодекса РФ, – как разница между  восстановительной стоимостью и  суммой начисленной за период  эксплуатации амортизации (с учетом переоценки этой суммы);

    - по основным средствам, введенным  в эксплуатацию после вступления  в действие главы 25 Налогового  Кодекса РФ, – как разница между  первоначальной стоимостью и  суммой начисленной за период  эксплуатации амортизации.

      В зависимости от содержания операций, совершаемых с основными средствами, используются разные способы их оценки. 
 

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»