Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в систематизации, расширении и закреплении знаний и применения их на практике в области бухгалтерского и налогового учета основных средств ЗАО «Аист».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В современных условиях хозяйствования никакое производство не может обойтись без всевозможных материальных ресурсов, основной частью которых являются основные средства.

  Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он не превышает 12 месяцев.

      Они играют важную роль в процессе труда, так как в своей совокупности образуют производственно-техническую базу организации и определяют ее производственный потенциал. Эффективность использования основных средств в значительной степени зависти от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. Для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, организации должны вести операции с основными средствами в строгом соответствии с нормативными документами. Вопросы, связанные с учетом основных средств , их поступлением, движением, выбытием, ремонтом, консервацией, и др. являются актуальными для расчета себестоимости продукции, выполнения работ, оказания услуг и финансового результата предприятия в целом.

      Для правильного определения финансового  результата при движении основных средств, а также для правильного определения  налоговой базы по различным налогам  следует руководствоваться не только нормативными документами, регулирующими организацию бухгалтерского учета, но и налоговым законодательством.

      В ведении бухгалтерского и налогового учета основных средств существуют  множество различий, которые необходимо своевременно изучать, учитывать и  контролировать.

      Из выше сказанного следует, что учет основных средств, как бухгалтерский, так и налоговый крайне важен для предприятия, поэтому данная тема является актуальной.

      Цель  выпускной квалификационной работы заключается в систематизации, расширении и закреплении знаний и применения их на практике в области бухгалтерского и налогового учета основных средств ЗАО «Аист».

      В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:

  • охарактеризовать нормативно-правовую базу ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств;
  • провести технико - экономическую характеристику ЗАО «Аист»;
  • изучить организацию учетного процесса на исследуемом предприятии;
  • описать документооборот учета основных средств;
  • рассмотреть классификацию и оценку основных средств;
  • изучить порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • рассмотреть учет поступления, движения, восстановления и выбытия основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
  • сделать выводы и предложения по улучшению бухгалтерского и налогового учета основных средств.

      Объектом  исследования данной выпускной квалификационной работы является ЗАО «Аист», юридический адрес: г. Курск ул. 50 лет Октября 113, а предметом – изучение особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств.

     К информационной базе исследования относятся  организационно - распорядительные документы, данные налогового учета, а так же бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия  за 2008-2010 гг.

      При раскрытии темы  также были использованы следующие  источники:  нормативно - правовые акты по бухгалтерскому и налоговому учету; учебники, учебные пособия авторов: Кондраков Н.П.,  Астахов В.П., Пошерстник Н.В.; журналы: «Бухгалтерский учет»; «Все для бухгалтера»; «Аудиторские ведомости»; информационные справочники  «КонсультантПлюс».   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бухгалтерский учет основных средств
 

1.1 Понятие,  классификация, оценка и переоценка  основных средств 
 

      Основные  средства представляют собой средства труда (здания, машины, оборудование и  т.п.), участвующие длительный период (более одного года) в производственном (хозяйственном) процессе и приносящие предприятию экономические выгоды, стоимость которых постепенно в течение срока эксплуатации погашается посредством начисления амортизации и переносится на издержки производства и обращения.

      Основные  средства используются в качестве средств  труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг  либо для управленческих нужд организации  в течение периода, превышающего 12 месяцев.

      Для целей бухгалтерского учета имущество, приобретенное организацией, подлежит отражению в составе основных средств, если в соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, от 12 декабря 2005 года №147н, одновременно выполняются следующие условия:

    - объект предназначен для использования  в производстве продукции, при  выполнении работ или оказании  услуг, для управленческих нужд  организации либо для предоставления  организацией за плату во временное  владение и пользование или  во временное пользование;

    - объект предназначен для использования  в течение длительного времени,  то есть срока продолжительностью  свыше 12 месяцев;

    - организация не предполагает  последующую перепродажу данного  объекта;

    - объект способен приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.

      К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и  силовые  машины  и оборудование,  измерительные  и регулирующие приборы   и  устройства,   вычислительная  техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

      В бухгалтерском учете объекты  основных средств подлежат оценки по первоначальной, восстановительной  и остаточной стоимости. Принципы оценки имущества установлены статьей 11 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ), согласно которой оценка имущества приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. Имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования, а имущество, произведенное в самой организации, - по стоимости его изготовления. С учетом указанных принципов осуществляется формирование первоначальной стоимости основных средств.

      Первоначальная  стоимостная оценка основных средств  – это совокупность затрат выражаемая в реальных ценах, связанных с приобретением или созданием средств труда, возведением зданий и сооружений, покупкой, доставкой, установкой и монтажом машин и оборудования и пр. По определенной первоначальной стоимости основных фондов происходит их приемка на баланс предприятия, которая остается неизменной на протяжении всего срока их службы, и подлежит пересмотру в ходе переоценки основных фондов или уточнению после модернизации или капитального ремонта. Начисление амортизации на основные фонды также осуществляется исходя из их первоначальной стоимости по нормативам, действующим на установленную дату.

          В бухгалтерском балансе основные средства отражаются в составе внеоборотных активов по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации.

      Изменение первоначальной стоимости допускается только при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

      При переоценки определяется восстановительная  стоимость, представляющая собой сумму  денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. После отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки в аналитическом и синтетическом учете движение объектов основных средств, подвергшихся переоценке, отражается по восстановительной стоимости. Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете также исчисляются исходя из восстановительной стоимости.

      Переоценка  объекта основных средств, производится  путём  пересчёта его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за всё время использования объекта. Результаты проведённой на первое число  отчётного года  переоценки объектов основных средств подлежат  отражению в  бухгалтерском учёте обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчётности предыдущего отчётного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса  на начало отчётного года.

      Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации с отражением в бухгалтерском учете по Дебету 01 «Основные средства» и Кредиту 83 «Добавочный капитал». Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). При этом делаются бухгалтерские записи: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 01 – на сумму уменьшения первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств; Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на сумму уменьшения начисленной амортизации основных средств. 
 

1.2 Учет поступления  и выбытия основных средств 
 

      Основные  средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.

      Обобщенная  информация о наличии и движении основных средств, находящихся в  эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, формируется на счете 01 «Основные средства», а аналитический учет ведется по объектам основных средств.

      При принятии организацией объекта основных средств к учету ему присваивается  инвентарный номер независимо от дальнейшей формы использования  данного объекта – эксплуатация, запас или передача в аренду. Инвентарный номер назначается для объекта на весь срок его службы. При списании объекта с баланса его инвентарный номер не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет. По принятии объекта он учитывается за назначенным ему инвентарным номером в инвентарной карточке по типовой межотраслевой форме № ОС-6, открываемой на каждый объект аналитического учета.

      Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов основных средств (форма № ОС-1б) можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

      Поступившее на склад оборудование для установки  оформляют актом о приеме оборудования (форма № ОС-14). Передачу оборудования монтажным организациям оформляют  актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) с указанием монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

      Перемещение основных средств из одного цеха и участка в другие в пределах одной организации осуществляется по распоряжению соответствующего отдела организации и оформляются также актом приема-передачи основных средств (форма № ОС-1). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из цеха в цех, отдел. Бухгалтерия на основании первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основании второго экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет основных средств на предприятии ЗАО «Аист»