Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:16, контрольная работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс учета денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках.
Задачами при исследовании данной темы являются:
1. Рассмотрение порядка учета наличных и безналичных денежных средств на разных счетах бухгалтерского учета.
2. Определение необходимых документов для учета наличных и безналичных расчетов с дебиторами и кредиторами.
Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на расчетном счете, открываемом в отделении банка. В настоящее время организации могут иметь несколько счетов в различных банках. Порядок открытия расчетных счетов организациям регламентируется инструкциями ЦБ РФ. Для открытия расчетного счета, согласно инструкции ЦБ, организации представляют в банк пакет документов, состав которых определяется конкретным банком, но обычно в него входят:
Далее между Банком и Клиентом заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. После открытия расчетного счета Банк уведомляет Клиента о номере счета и возможности проведения операций по зачислению на счет Клиента средств, поступивших в его пользу, а также уведомляет Пенсионный Фонд, Фонд занятости, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного медицинского страхования и налоговый орган об открытии Клиенту соответствующего счета в Банке. В свою очередь, налоговый орган информирует Банк о получении уведомления об открытии Клиенту соответствующего счета. И только после поступления из налогового органа информационного письма о получении уведомления об открытии соответствующего счета Банк приступает к проведению операций по зачислению и списанию средств с расчетного счета Клиента.
С помощью расчетного счета осуществляются безналичные расчеты, которые связаны с товарными и нетоварными операциями: Товарные операции связаны с движением товара и расчетами с покупателями, поставщиками и организациями. Нетоварные операции связаны с расчетами с бюджетом по налогам и сборам, с учебными заведениями, с коммунальными службами. [3]
На расчетный счет предприятия зачисляется выручка за реализованную продукцию, работы, услуги от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет поручения
предприятия о перечислении или
выдаче соответствующих сумм в оплату
приобретенных товарно-
Все операции по расчетному счету оформляются первичными документами специальной формы, утвержденной ЦБ РФ, такими как платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, чек, объявление на взнос наличными, аккредитив. Все вышеперечисленные документы отражаются в бухгалтерском учете на определенных счетах в одной и той же сумме по дебету одного счета и кредиту другого счета. Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами. Например счет 50 «Касса» может корреспондировать со счетами 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета» и т.п. Саму запись хозяйственной операции на счетах бухучета на основании оправдательного документа принято называть бухгалтерской проводкой. [4]
2.1. Платежное поручение
Платёжное поручение (англ. Payment order) — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. [5] Платёжные поручения (Приложение 1) могут быть в бумажном или электронном виде, например, в системе «Клиент-Банк». Расчёты с помощью платёжных поручений являются самой распространённой формой безналичных расчетов как в России, так и в целом мире.
Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить указанную денежную сумму банку получателя средств для её начисления на счёт лица, указанного в поручении. При необходимости банк имеет право привлекать и другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. Банк обязан по требованию плательщика проинформировать его об исполнении поручения.
В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле «Списано со сч. плат.» проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
2.2. Платежное требование
Платёжное требование — это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Платежные требования (Приложение 2) применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Наибольшее распространение платёжные требования получили при командно-административной экономике.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
Расчеты платежными поручениями
и требованиями-поручениями
В бухгалтерском учете рассматриваемая форма расчетов оформляется следующими записями на счетах: У поставщика:
Дт сч. 45 «Товары отгруженные», сч. 46 «Реализация продукции», сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт сч. 40 «Готовая продукция» (в журнале-ордере №11) или сч. 20 «Основное производство» (в журнале-ордере №10/1);
Дт сч. 51 «Расчетный счет» Кт сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» или сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (в журнале-ордере №11).
У покупателя:
Дт сч. 10 «Материалы» Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в журнале-ордере №6);
Дт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт сч. 51 «Расчетный счет» (в журналах-ордерах №2 и 6).
Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) — посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо (Приложение 3) банки взимают комиссионные.
Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товароматериальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке. Инкассо может быть чистым и документарным.
Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.
Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.
Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы «Унифицированные правила по инкассо», к которым присоединились банки многих стран. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые
поручения предъявляются
Недостатками инкассовой формы расчетов являются:
Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.
Акцепт чека — это отметка о согласии банка плательщика перечислить на счет получателя указанную в чеке сумму.
В России акцептованные чеки (англ. accepted cheque) применяются только при одногородних расчетах бюджетных организаций, а также при возврате налоговыми органами доходов бюджета через предприятия связи. В настоящее время в России создан «Чековый синдикат», объединяющий крупнейшие коммерческие банки. Клиент заключает соглашение с банком, входящим в этот синдикат, вносит вклад, на сумму которого открывается счет, и получает чековую книжку. В пределах депозита выписываются чеки.
Учет выдачи чеков ведется на счете 55 ”Специальные счета в банках”, субсчет 2 ”Чековые книжки”, в журнале-ордере №3.
Наличные деньги банк принимает на расчетный счет предприятия по документу, установленной банками формы – объявлению на взнос наличными (Приложение 4), которое является письменным приказом владельца счета. Объявление заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег, например, выручка за услуги, депонированная заработная плата и т.д.
На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.
Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.