Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 20:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета деловой репутации. Для достижения цели сформулированы задачи:
- изучение понятий «корпоративный имидж», «деловая репутация», определение их роли в позиционировании современной компании на рынке;
- исследование современных подходов к формированию деловой репутации и корпоративного имиджа;
- определение факторов, влияющих на процесс формирования успешной деловой репутации и корпоративного имиджа;
- анализ зарубежной и российской практики управления корпоративной социальной ответственностью и выявление ее возможностей в создании положительного имиджа
Исследование порядка расчета деловой репутации свидетельствует о приоритетном влиянии на ее определение профессионального суждения бухгалтера, так как, формируя первоначальную стоимость финансовых вложений на основе заданного учетной политикой уровня существенности, позволяет включить расходы, признанные несущественными, в состав прочих.
Алгоритм последующего расчета деловой репутации зависит от оценки акций дочерней компании, порядок которой изложен в ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Если акции дочерней компании обращаются на фондовом рынке, то при формировании консолидированной отчетности деловая репутация рассчитывается как разность между текущей рыночной и номинальной стоимостью акций. Акции, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости, что способствует неизменности в последующем оценки деловой репутации. В то же время ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" предусматривается возможность обесценения акций и отражение их в корпоративной отчетности материнской компании по учетной стоимости (за вычетом суммы резерва под обесценение), что позволяет в последующем пересмотреть оценку деловой репутации. Однако необоснованным, искажающим порядок расчета остается применение номинальной стоимости акций дочерней компании. Игнорирование справедливой стоимости приобретенных покупателем идентифицируемых чистых активов и использование номинальной стоимости акций не обеспечивает надежной оценки деловой репутации при составлении консолидированной отчетности в последующие отчетные периоды.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) определяет деловую репутацию как разницу между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, как в целом, так и его части, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) предприятие признается недвижимостью, в состав которой входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначение индивидуализации предприятия, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положительную деловую репутацию ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" рассматривает как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и предусматривает учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.
Фактически,ᅟ деловаяᅟ репутацияᅟ неᅟ имеетᅟ срокаᅟ давности.ᅟ Вᅟ российскойᅟ экономическойᅟ практикеᅟ принятоᅟ считать,ᅟ чтоᅟ прибыльᅟ отᅟ репутацииᅟ можноᅟ получатьᅟ вᅟ течениеᅟ 20ᅟ лет.ᅟ Однакоᅟ этоᅟ величинаᅟ условная,ᅟ рассчитатьᅟ точныйᅟ срокᅟ положительногоᅟ эффектаᅟ отᅟ действияᅟ репутацииᅟ практическиᅟ невозможно.ᅟ Воᅟ многомᅟ этоᅟ зависитᅟ иᅟ отᅟ того,ᅟ чтоᅟ именноᅟ являетсяᅟ гудвилломᅟ вᅟ данномᅟ конкретномᅟ предприятии.ᅟ Гудвилломᅟ могутᅟ бытьᅟ хорошоᅟ обученныйᅟ сотрудники,ᅟ исключительныйᅟ руководитель,ᅟ системаᅟ управленияᅟ предприятияᅟ вᅟ целом,ᅟ качествоᅟ обслуживанияᅟ клиентов,ᅟ обладаниеᅟ эксклюзивнойᅟ торговойᅟ маркой,ᅟ лицензии,ᅟ патенты,ᅟ базыᅟ данныхᅟ клиентов,ᅟ долгосрочныеᅟ контракты.
Отдельныеᅟ страныᅟ ввелиᅟ максимальныйᅟ периодᅟ амортизации:ᅟ Японияᅟ -ᅟ 5ᅟ лет,ᅟ Нидерландыᅟ -ᅟ 10,ᅟ Швецияᅟ -ᅟ 10,ᅟ Австралияᅟ -ᅟ 20,ᅟ Канадаᅟ иᅟ СШАᅟ -ᅟ 40.ᅟ
Вᅟ деловомᅟ миреᅟ гудвиллᅟ рассматриваетсяᅟ какᅟ стоимостьᅟ деловойᅟ репутацииᅟ организации.ᅟ Необходимостьᅟ вᅟ оценкеᅟ гудвиллаᅟ появляетсяᅟ тогда,ᅟ когдаᅟ организацияᅟ получаетᅟ высокуюᅟ прибыль,ᅟ аᅟ еёᅟ доходыᅟ существенноᅟ превышаютᅟ среднийᅟ уровеньᅟ поᅟ всейᅟ отрасли.ᅟ Такᅟ экономическаяᅟ величинаᅟ стоимостьᅟ гудвиллаᅟ оцениваетсяᅟ иᅟ принимаетсяᅟ наᅟ баланс,ᅟ какᅟ правило,ᅟ приᅟ сменеᅟ владельцаᅟ организации
Необходимостьᅟ оценкиᅟ деловойᅟ репутацииᅟ появляетсяᅟ вᅟ следующихᅟ случаях:
Дляᅟ проведенияᅟ оценкиᅟ деловойᅟ репутацииᅟ необходимыᅟ следующиеᅟ документы:ᅟ
-ᅟ бухгалтерскаяᅟ отчетностьᅟ заᅟ последниеᅟ 3ᅟ годаᅟ (илиᅟ возможноеᅟ количествоᅟ предыдущихᅟ периодов);
-ᅟ аудиторскиеᅟ заключенияᅟ поᅟ бухгалтерскойᅟ отчетностиᅟ компании;
-ᅟ переченьᅟ основныхᅟ материальныхᅟ средствᅟ компанииᅟ наᅟ датуᅟ проведенияᅟ оценки;
-ᅟ информацияᅟ обоᅟ всехᅟ имеющихсяᅟ активахᅟ предприятияᅟ (недвижимость,ᅟ акцииᅟ стороннихᅟ организаций,ᅟ векселя,ᅟ запасы,ᅟ патенты,ᅟ лицензииᅟ иᅟ т.ᅟ д.)ᅟ сᅟ расшифровкойᅟ иᅟ пояснениями;
-ᅟ расшифровкаᅟ дебиторскойᅟ задолженностиᅟ компании;
-ᅟ информацияᅟ оᅟ наличииᅟ дочернихᅟ компанийᅟ иᅟ финансоваяᅟ отчетностьᅟ поᅟ ним.
Различаютᅟ дваᅟ основныхᅟ подходаᅟ кᅟ определениюᅟ стоимостиᅟ гудвилла.ᅟ Первыйᅟ предполагаетᅟ оценкуᅟ гудвиллаᅟ какᅟ источникᅟ дополнительныхᅟ поступленийᅟ прибылиᅟ (методᅟ избыточныхᅟ прибылей)ᅟ иᅟ используетᅟ методыᅟ оценкиᅟ бизнеса.
Например,ᅟ отрасльᅟ состоитᅟ изᅟ трехᅟ предприятий,ᅟ имеющихᅟ равныеᅟ активыᅟ (1000ᅟ ден.ᅟ ед.),ᅟ одинаковуюᅟ структуруᅟ иᅟ одинаковыйᅟ техническийᅟ уровеньᅟ (качество).ᅟ Ноᅟ прибыльностьᅟ активовᅟ различна:ᅟ уᅟ предприятияᅟ Аᅟ онаᅟ составляетᅟ 25%,ᅟ уᅟ предприятияᅟ Бᅟ -ᅟ 15ᅟ %,ᅟ уᅟ предприятияᅟ Вᅟ -ᅟ 5ᅟ %.ᅟ Средняяᅟ рентабельностьᅟ равнаᅟ 15ᅟ %.ᅟ Еслиᅟ считать,ᅟ чтоᅟ средняяᅟ ценаᅟ предприятияᅟ 1000ᅟ ден.ᅟед.,ᅟ тоᅟ предприятиеᅟ Аᅟ оцениваетсяᅟ вᅟ 1000х25/15=1667ᅟ ден.ᅟ ед.ᅟ Следовательно,ᅟ гудвиллᅟ 1667-1000=667ᅟ ден.ᅟ ед.
Второйᅟ подходᅟ основанᅟ наᅟ учетеᅟ результатовᅟ конкретныхᅟ сделок.ᅟ Величинаᅟ приобретеннойᅟ деловойᅟ репутацииᅟ принимаетсяᅟ вᅟ размереᅟ разницыᅟ междуᅟ суммой,ᅟ фактическиᅟ уплаченнойᅟ заᅟ предприятие,ᅟ иᅟ совокупнойᅟ стоимостьюᅟ отдельныхᅟ активовᅟ иᅟ пассивовᅟ данногоᅟ предприятия,ᅟ зафиксированнойᅟ вᅟ последнемᅟ поᅟ времениᅟ составленияᅟ бухгалтерскомᅟ балансе.ᅟ Так,ᅟ еслиᅟ фирмаᅟ Аᅟ купленаᅟ заᅟ 1700ᅟ ден.ᅟ ед.,ᅟ тоᅟ гудвиллᅟ 1770-1000=700ᅟ ден.ᅟ ед.
Рассматриваяᅟ балансовыйᅟ методᅟ нельзяᅟ неᅟ отметитьᅟ егоᅟ громоздкостьᅟ иᅟ неудобство.ᅟ Сравнительныйᅟ методᅟ являетсяᅟ болееᅟ надежным,ᅟ такᅟ какᅟ оценкаᅟ гудвиллаᅟ вᅟ бизнесеᅟ должнаᅟ бытьᅟ материальноᅟ осязаемойᅟ -ᅟ ведьᅟ именноᅟ онаᅟ объясняет,ᅟ почемуᅟ продукцияᅟ отᅟ компанииᅟ «Adidas»ᅟ будетᅟ стоитьᅟ дороже,ᅟ чемᅟ любойᅟ другойᅟ местныйᅟ спортивныйᅟ костюм.ᅟ [11,ᅟ с.37]
Воᅟ внутреннемᅟ контролеᅟ деловойᅟ репутацииᅟ можноᅟ выделитьᅟ триᅟ основныхᅟ этапа:
-ᅟ планирование;
-ᅟ осуществлениеᅟ внутреннейᅟ проверки;
-ᅟ обобщениеᅟ иᅟ оформлениеᅟ результатовᅟ проверкиᅟ (составлениеᅟ письменнойᅟ информацииᅟ -ᅟ отчетаᅟ внутреннейᅟ проверки).
Проверкаᅟ деловойᅟ репутацииᅟ основанаᅟ наᅟ общемᅟ плане,ᅟ гдеᅟ необходимоᅟ уделитьᅟ вниманиеᅟ важнымᅟ илиᅟ нетипичнымᅟ операциямᅟ поᅟ учетуᅟ деловойᅟ репутации.ᅟ Планированиеᅟ должноᅟ способствоватьᅟ выявлениюᅟ потенциальныхᅟ проблемᅟ иᅟ качественномуᅟ конечномуᅟ результатуᅟ проверки.ᅟ Проверяющийᅟ выполняетᅟ данныйᅟ планᅟ посредствомᅟ программы,ᅟ котораяᅟ определяетᅟ характер,ᅟ временныеᅟ рамкиᅟ иᅟ объемᅟ запланированныхᅟ процедур.
Программаᅟ проверкиᅟ деловойᅟ репутацииᅟ представляетᅟ собойᅟ детальныйᅟ переченьᅟ содержанияᅟ процедур.ᅟ Приᅟ проверкеᅟ необходимоᅟ установить:
-ᅟ заключеныᅟ лиᅟ договорыᅟ купли-продажиᅟ предприятия;
-ᅟ правильностьᅟ определенияᅟ учетнойᅟ стоимостиᅟ деловойᅟ репутации;
-ᅟ правильностьᅟ амортизацииᅟ положительнойᅟ деловойᅟ репутации;
-ᅟ правильностьᅟ переносаᅟ стоимостиᅟ отрицательнойᅟ деловойᅟ репутации.
Поᅟ выявленнымᅟ несоответствиямᅟ определяютᅟ существенность,ᅟ характерᅟ иᅟ возможныеᅟ причиныᅟ возникновенияᅟ отклонений.
Вᅟ рамкахᅟ проверкиᅟ деловойᅟ репутацииᅟ используютсяᅟ следующиеᅟ процедурыᅟ проверки:ᅟ инспектированиеᅟ иᅟ просмотрᅟ документов,ᅟ опрос,ᅟ пересчетᅟ (проверкаᅟ арифметическихᅟ расчетов)ᅟ иᅟ аналитическиеᅟ процедурыᅟ (анализᅟ иᅟ оценкаᅟ полученнойᅟ информации).
Приᅟ проверкеᅟ деловойᅟ репутацииᅟ проверяющийᅟ долженᅟ пониматьᅟ ееᅟ сущность.ᅟ Важнымᅟ являетсяᅟ тотᅟ факт,ᅟ чтоᅟ вᅟ отличиеᅟ отᅟ другихᅟ активовᅟ деловуюᅟ репутациюᅟ невозможноᅟ передать,ᅟ продатьᅟ илиᅟ подарить.ᅟ Онаᅟ неᅟ можетᅟ бытьᅟ самостоятельнымᅟ объектомᅟ сделки,ᅟ посколькуᅟ неᅟ принадлежитᅟ компанииᅟ наᅟ основеᅟ праваᅟ собственности,ᅟ неᅟ можетᅟ бытьᅟ отчужденаᅟ (какᅟ иᅟ такаяᅟ нравственнаяᅟ категория,ᅟ какᅟ репутацияᅟ человека,ᅟ котораяᅟ неᅟ можетᅟ существоватьᅟ отдельноᅟ отᅟ него).ᅟ Деловаяᅟ репутацияᅟ свойственнаᅟ компанииᅟ иᅟ неотделимаᅟ отᅟ нее.ᅟ Вᅟ этомᅟ заключаетсяᅟ одноᅟ изᅟ ееᅟ главныхᅟ отличийᅟ отᅟ другихᅟ активов.
Такᅟ какᅟ поᅟ законодательствуᅟ Российскойᅟ Федерацииᅟ деловаяᅟ репутацияᅟ являетсяᅟ сугубоᅟ «бухгалтерским»ᅟ нематериальнымᅟ активом,ᅟ причемᅟ возникающимᅟ толькоᅟ вᅟ определеннойᅟ ситуацииᅟ (какᅟ правило,ᅟ вᅟ результатеᅟ сделкиᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ какᅟ имущественногоᅟ комплекса),ᅟ проверкаᅟ указанногоᅟ объектаᅟ включатᅟ вᅟ себяᅟ ограниченныйᅟ кругᅟ вопросов:
-ᅟ проверкуᅟ наличияᅟ правовыхᅟ основанийᅟ возникновенияᅟ деловойᅟ репутацииᅟ (договораᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ какᅟ имущественногоᅟ комплекса);
-ᅟ проверкуᅟ правильностиᅟ определенияᅟ учетнойᅟ стоимостиᅟ деловойᅟ репутации;
-ᅟ проверкуᅟ переносаᅟ стоимостиᅟ деловойᅟ репутации;
-ᅟ налоговуюᅟ проверкуᅟ расходов/доходовᅟ поᅟ сделкеᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ какᅟ имущественногоᅟ комплекса.
Деловаяᅟ репутацияᅟ какᅟ активᅟ коммерческойᅟ организацииᅟ поᅟ существующимᅟ наᅟ сегодняшнийᅟ деньᅟ правиламᅟ возникаетᅟ изᅟ сделкиᅟ купли-продажиᅟ предприятия.ᅟ Так,ᅟ вᅟ соответствииᅟ сᅟ Гражданскимᅟ кодексомᅟ РФᅟ поᅟ договоруᅟ продажиᅟ предприятияᅟ продавецᅟ обязуетсяᅟ передатьᅟ вᅟ собственностьᅟ покупателяᅟ предприятиеᅟ вᅟ целомᅟ какᅟ имущественныйᅟ комплекс.ᅟ Приᅟ осуществленииᅟ такойᅟ сделкиᅟ предприятиеᅟ рассматриваетсяᅟ неᅟ какᅟ юридическоеᅟ лицо,ᅟ аᅟ какᅟ совокупностьᅟ имущества,ᅟ включаяᅟ имущественныеᅟ праваᅟ иᅟ обязанности.ᅟ
Составᅟ иᅟ стоимостьᅟ имущественногоᅟ комплексаᅟ определяютсяᅟ вᅟ договореᅟ егоᅟ продажиᅟ наᅟ основанииᅟ полнойᅟ инвентаризации.ᅟ Передᅟ подписаниемᅟ договораᅟ продажиᅟ предприятияᅟ сторонамиᅟ должныᅟ бытьᅟ составленыᅟ иᅟ рассмотреныᅟ актᅟ инвентаризации,ᅟ бухгалтерскийᅟ баланс,ᅟ заключениеᅟ независимогоᅟ аудитораᅟ оᅟ составеᅟ иᅟ стоимостиᅟ предприятия,ᅟ переченьᅟ всехᅟ долговᅟ (обязательств)ᅟ предприятияᅟ сᅟ указаниемᅟ кредиторов,ᅟ характера,ᅟ размераᅟ иᅟ сроковᅟ ихᅟ требований.
Предметᅟ сделкиᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ имеетᅟ двойственнуюᅟ природу:ᅟ сᅟ однойᅟ стороныᅟ -ᅟ этоᅟ действующееᅟ предприятиеᅟ (бизнес),ᅟ сᅟ другойᅟ стороныᅟ -ᅟ комплексᅟ самостоятельныхᅟ единицᅟ имуществаᅟ иᅟ другихᅟ объектовᅟ гражданскихᅟ прав,ᅟ которымиᅟ обладалоᅟ продаваемоеᅟ юридическоеᅟ лицо.ᅟ Вᅟ результатеᅟ указаннойᅟ сделкиᅟ возникаетᅟ разницаᅟ междуᅟ ценойᅟ действующегоᅟ предприятияᅟ (бизнеса),ᅟ являющейсяᅟ предметомᅟ договорныхᅟ отношенийᅟ сторон,ᅟ иᅟ совокупнойᅟ стоимостьюᅟ объектов,ᅟ входящихᅟ вᅟ имущественныйᅟ комплекс,ᅟ носящийᅟ историческийᅟ характер.
Проверкаᅟ деловойᅟ репутацииᅟ начинаетсяᅟ сᅟ проверкиᅟ наличияᅟ иᅟ анализаᅟ условийᅟ договораᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ какᅟ имущественногоᅟ комплекса,ᅟ аᅟ такжеᅟ сопутствующихᅟ емуᅟ материаловᅟ иᅟ документовᅟ (актаᅟ инвентаризацииᅟ имуществаᅟ иᅟ обязательств,ᅟ бухгалтерскогоᅟ баланса,ᅟ заключенияᅟ независимогоᅟ оценщикаᅟ иᅟ аудитора).ᅟ [9,ᅟ с.38]
Результатомᅟ данногоᅟ этапаᅟ будетᅟ выводᅟ проверяющегоᅟ оᅟ наличииᅟ правовыхᅟ основанийᅟ возникновенияᅟ уᅟ организацииᅟ такогоᅟ нематериальногоᅟ актива,ᅟ какᅟ «деловаяᅟ репутация»,ᅟ аᅟ такжеᅟ определениеᅟ фактическойᅟ (договорной)ᅟ суммыᅟ сделкиᅟ купли-продажиᅟ предприятияᅟ какᅟ имущественногоᅟ комплекса.
Расчетᅟ суммыᅟ деловойᅟ репутации,ᅟ возникающейᅟ приᅟ покупкеᅟ предприятия,ᅟ долженᅟ осуществлятьсяᅟ вᅟ следующемᅟ порядке:
-ᅟ определяютсяᅟ затратыᅟ поᅟ инвестициям,ᅟ которыеᅟ помимоᅟ суммы,ᅟ непосредственноᅟ уплачиваемойᅟ заᅟ приобретаемоеᅟ предприятие,ᅟ включаютᅟ оплатуᅟ услугᅟ юристов,ᅟ брокеров,ᅟ аудиторовᅟ иᅟ другихᅟ консультантов;
-ᅟ рассчитываетсяᅟ балансоваяᅟ величинаᅟ нетто-активовᅟ наᅟ основеᅟ имеющейсяᅟ методики;
-ᅟ определяетсяᅟ разницаᅟ междуᅟ затратамиᅟ поᅟ инвестициямᅟ иᅟ балансовойᅟ стоимостьюᅟ приобретаемыхᅟ нетто-активов;
-ᅟ проводитсяᅟ переоценкаᅟ активовᅟ иᅟ обязательствᅟ покупаемойᅟ компанииᅟ доᅟ ихᅟ рыночнойᅟ величины;
-ᅟ разница,ᅟ полученнаяᅟ вᅟ п.ᅟ 3,ᅟ распределяетсяᅟ наᅟ теᅟ активыᅟ иᅟ обязательства,ᅟ которыеᅟ требуютᅟ переоценки,ᅟ вᅟ первуюᅟ очередьᅟ наᅟ оборотныеᅟ активыᅟ иᅟ обязательства;
Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет деловой репутации организации