Бухгалтерский баланс и методика его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение
1. Понятие и строение бухгалтерского баланса в российской и международной практике
1.1 Особенности содержания и оценка показателей баланса в соответствии с Международными стандартами (МСФО)
2. Функции, требования и регламентирование содержания и форм бухгалтерского баланса
2.1 Функции
2.2 Общие требования к составлению баланса
2.3 Нормативное регламентирование содержания и форм бухгалтерского баланса
3. Содержания актива и пассива баланса и оценка статей в российской практике
3.1 Порядок заполнения бухгалтерского баланса на примере ЗАО «ЯЗВИ»
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа- отчетность.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

        Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования -

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт                                Кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности 
 

Факультет Учетно-статистический                        Специальность БУАиА 

                                                                           (направление)   
 
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине:

«Бухгалтерская  (финансовая) отчетность»

На  тему: Бухгалтерский  баланс и методика его составления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Студент 4 кур.(день) Иглицына О.В.           (Ф.И.О.) 

                      Личное дело №  08УБД43532

                                                    

                                                                                Преподаватель: Логинова Т.В. 
 
 
 

                                                                                                         
 

Ярославль 2011г

Содержание  

Введение

1. Понятие и строение бухгалтерского баланса в российской и международной практике

1.1  Особенности содержания и оценка показателей баланса в соответствии с Международными стандартами (МСФО)

2. Функции, требования и регламентирование содержания и форм бухгалтерского баланса

2.1  Функции

2.2  Общие требования к составлению баланса

2.3 Нормативное регламентирование содержания и форм бухгалтерского баланса

3.  Содержания актива и пассива баланса и оценка статей в  российской практике

3.1  Порядок заполнения бухгалтерского баланса на примере ЗАО «ЯЗВИ»

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Понятие бухгалтерский баланс является одним  из основных в бухгалтерском учете. Термин «Баланс», в переводе с французского, буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях.

     Основной  и главной формой бухгалтерской  отчетности был и остается бухгалтерский  баланс (форма № 1).

     «Бухгалтерский  баланс как основная форма бухгалтерской  отчетности» - актуальная тема, которая раскрывает суть баланса, как формы для налоговой инспекции, отчета и информации для других внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, кредиторов и прочих), а также как документ внутреннего исследования и контроля для проведения анализа и разработки новых управленческих решений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации.

     Цель  курсовой работы: подробно изучить  структуру, методику и технику составления  бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

Задачи  курсовой работы: 1) раскрыть понятие и строение бухгалтерского баланса российской и международной практике; 2) показать особенности содержания и оценку показателей баланса в соответствии с Международными стандартами. (МСФО) 3) изучить значение функций, требование и регламентирование содержания и форм бухгалтерского баланса. 4) показать порядок заполнения бухгалтерского баланса на примере предприятия.                                                                                                   

                                                                                                                                  

1. Понятие и строение бухгалтерского баланса в российской и международной практике

      Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия и источниках его образования в денежной оценке на определенную дату. Баланс дает количественную и качественную характеристику всех видов имущества предприятия и отражает источники его формирования. [8, 57]

      Строение баланса основывается на принципе двойственности, уравнение которой можно записать в следующем виде:

Активы  = Собственный капитал + Обязательства.

Активы  – это экономические ресурсы, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Активы имеют три характерных признака:

  • к ним относятся экономические ресурсы, полученные в результате операций за прошлый год;
  • их должна контролировать организация;
  • они могут быть оценены достаточно объективно.

Капитал – это вложение собственников  и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. Эти средства отражаются в балансе в обобщенном виде, без указаний, на какие цели они были использованы. Размещение финансовых источников представлено различными статьями актива баланса.

Обязательства – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие ведения хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Эти обязательства возникают в результате прошлых операций.

      Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

      В РФ актив строится в порядке возрастающей ликвидности.

     США, Великобритании принята схема построения баланса в порядке убывающей ликвидности в активе.

     Пассив  баланса в РФ строится по возрастанию  степени срочности возврата, в  США, Великобритании – по убыванию.

     В мировой практике применяются две  формы бухгалтерского баланса:

вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная  форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

В горизонтальной форме активы отражаются в левой  части баланса, а пассивы –  в правой.

В США  выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Независимо от избранного варианта применяется уравнение:

 Активы = Обязательства + Собственный капитал.

 В  Великобритании «Закон о компаниях»  предусматривает обе формы построения  баланса. Однако при расположении статей применяется уравнение:

Активы  – Обязательства = Капитал собственника.

     Форма и содержание отечественного баланса в настоящее время максимально приближенны к применяемому в зарубежной  практике.[8, 59]

     По  внешнему виду баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей:

- в первой  ее части отражается имущество по составу и размещению (актив баланса)

- во  второй части отражаются источники  формирования этого имущества  (пассив баланса).

     Общий вид бухгалтерского баланса рис. 1.1.

     Баланс  организации

Актив Пассив
Средства  организации 

(ее ресурсы,  имущество, объекты инвестиций)

Источники средств  организации
 

     Утвержденный  образец формы бухгалтерского баланса  закреплен в приложении № 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

     Основной  элемент бухгалтерского баланса  – балансовая статья, которая соответствует  виду имущества, капитала или обязательств. Балансовые статьи объединяются в группы, группы в – в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.

     Бухгалтерский баланс в РФ содержит два раздела  в активе, три – в пассиве.

       Общая схема бухгалтерского баланса рис. 1. 2. 

Актив Пассив
 Внеоборотные  активы

 Оборотные  активы                  

 Капитал  и резервы

 Долгосрочные  обязательства

 Краткосрочные  обязательства

 

     Актив бухгалтерского баланса содержит два  раздела: «Внеоборотные активы»  и «Оборотные активы». Признаком, по которому активы компании разделяются на эти две группы, служит срок, в течение которого компания предполагает получать доходы от их использования.

     В разделе «Внеоборотные активы» показывается стоимость зданий, машин, оборудования, не предназначенных для продажи, незаконченного строительства и иных долгосрочных инвестиций, нематериальных активов (преимущественно объектов интеллектуальной собственности), приобретенных на долгий срок ценных бумаг и прочих инвестиций финансового характера.

     Оборотные активы – это имущество, относительно которого ожидается, что оно принесет фирме экономические выгоды в течение ближайшего года. В отличие от внеоборотных активов оборотные средства приносят доход не в течение определенного срока, а в конкретный момент времени, как правило, в момент их продажи. Это прежде всего относится к  запасам фирмы, т. е. готовой продукции или товарам либо материалам и полуфабрикатам, из которых изготавливается продукция или которые используются для выполнения работ (услуг). Также в составе оборотных активов пользователям отчетности демонстрируется денежные средства компании и ее дебиторская задолженность – суммы задолженности контрагентов перед фирмой. Наряду с этим в разделе  показываются приобретенные на срок менее года ценные бумаги и иные совершенные на этот срок инвестиции финансового характера. [10, 10]

     Пассив  бухгалтерского баланса представлен  тремя разделами: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и  «Краткосрочные обязательства».

     В разделе «Капитал и резервы» баланса  демонстрируется собственные источники  средств фирмы. Прежде всего, в этой группе следует назвать статью «Уставный капитал» - это денежная оценка вкладов учредителей компании, формирующих состав ее имущества при открытии и дающих минимальные гарантии обеспечения ее будущих обязательств. В течение жизни фирмы объем уставного капитала может меняться, но при этом он не должен быть меньше устанавливаемого законом минимума. [10, 10]

Рост  активов фирмы, не связанный с ростом ее долгов, формирует второй собственный источник средств – прибыль. Прибыль выступает источником выплаты дивидендов собственникам. И именно попытки ограничить такой «дележ» прироста ресурсов компании отчасти обусловили градацию прибыли на часть, которую демонстрируют собственникам как основу дивидендных сумм – текущая и нераспределенная прибыль, и часть, которая представляется как добавочный капитал и различные виды резервов.

      Привлеченные  источники средств фирмы представлены в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Долги организации, срок погашения которых наступит более чем через год, относятся к долгосрочным, остальные – к краткосрочным. Такое деление кредиторской задолженности делается в первую очередь в целях анализа платежеспособности, т. е. возможности организации в надлежащие сроки платить по своим долгам. В составе долгосрочных и краткосрочных обязательств фирмы отражаются ее долги перед поставщиками, покупателями, работниками, банками и иными заимодавцами, бюджетом, акционерами и прочими кредиторами. [10, 11]

Информация о работе Бухгалтерский баланс и методика его составления