Автоматизация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление недостатков и преимуществ применяемой методологии учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разработка предложений по совершенствованию данного участка учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты и проблемы учета с поставщиками и подрядчиками;

- дать экономическую характеристику предприятия;

- рассмотреть организацию ведения первичного, синтетического и аналитического учета на данном участке учета;

- ознакомится с порядком проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- рассмотреть преимущества автоматизированной обработки информации на данном участке учета;

- внести предложения по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
2 Экономическая характеристика ОАО «Энемский кирпичный завод» Тахтамукайского района 19
3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
3.1 Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
3.2 Формы безналичных расчетов 23
3.3 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 28
3.4 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 34
3.5 Учет расчетов по авансам выданным 40
3.6 Учет расчетов по претензиям 41
3.7 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками 46
3.8 Раскрытие информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности 50
4 Автоматизация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 53
Выводы и предложения 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

курсовая(Бух. учет)по 60 счету2.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

           К. Самусев предлагает избежать проблем в учете и  налогообложении, возникающих у предприятий из-за неотфакутрованных поставок еще на стадии заключения договора поставки. По его мнению, в договор следует включить пункт, согласно которому поставщик будет обязан передавать вместе с товаром правильно оформленные первичные документы и счета-фактуры. А также установить штраф за нарушение поставщиком этого положения договора. Даже если в договоре не предусмотрены штрафные санкции, от поставщика все равно можно будет требовать возмещения убытков (ст.15 ГК РФ). А они налицо: невозможно было вовремя принять к вычету НДС - пришлось переплачивать налог в бюджет, не могли воспользоваться материалами - встало производство, не смогли выполнить заказ - потеряли ценного клиента [7].

     Как отмечают Л.И. Колыванова и К.Г. Павлович [8], в хозяйственной деятельности организаций нередко встречаются случаи, когда они по каким-либо причинам нарушают условия заключенных хозяйственных договоров, например не рассчитываются за поставку товара вовремя вследствие недостатка денежных средств либо не поставляют товар в установленные сроки в соответствии с условиями договора и т.д.

     Поэтому для защиты интересов своей организации  необходимо при заключении договора иметь в виду вероятность того, что контрагент может вовремя не выполнить свои обязательства по договору, и предусмотреть его ответственность в виде выплаты неустойки (штрафа или пени). В соответствии со ст.331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Если же такое соглашение не достигнуто, организация может взыскать (в добровольном или судебном порядке) проценты за пользование чужими денежными средствами.

     Для целей учета штрафные санкции можно классифицировать в следующем виде:

     - неустойки, штрафы, пени к получению  (признанные судом или контрагентом);

     - неустойки, штрафы, пени к уплате (признанные судом или самой  организацией).

     В соответствии с п.10.2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются внереализационным доходом и принимаются к учету в суммах, присужденных судом или признанных должником в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.

     Согласно  п.14.2 Положения по бухгалтерскому учету  «Расходы организации», суммы штрафных санкций, подлежащие уплате, включаются в состав внереализационных расходов и принимаются к учету в суммах, присужденных судом или признанных самим должником, по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов [9].

     Первичным документом для отражения штрафных санкций служит бухгалтерская справка – расчет штрафных санкций, составленная на основании договора и решения суда или письма контрагента.

     Как подлежат налогообложению полученные штрафные санкции? Дополнительно, на полную сумму полученных штрафных санкций налогоплательщик (получатель штрафных санкций) должен в момент определения налоговой базы выписать счет-фактуру в одном экземпляре и занести его в книгу продаж. В качестве ставки НДС должна быть использована расчетная ставка, соответствующая виду товара, работы, услуги.

     Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, безраздельно связан с такими понятиями, как дебиторская и кредиторская задолженности.

     Под кредиторской задолженностью понимается задолженность организации перед другими лицами (организациями, предпринимателями, работниками, физическими лицами), которая отражается в бухгалтерском учете как обязательства организации.

     Наиболее  характерный вид кредиторской задолженности - это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы.

     Дебиторская задолженность представляет собой  задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) перед данной организацией, отражение которой в бухгалтерском учете выражено как имущество организации. Право организации на получение определенной денежной суммы, товара или услуги с должника является имущественным правом, а имущественные права согласно ст. 128 ГК РФ являются одним из видов имущества, таким образом, дебиторская задолженность является частью имущества организации [10].

     Наиболее  распространенные виды дебиторской задолженности - это задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, а также авансовые платежи поставщикам под поставку товаров, продукции и пр.

     Г. Кузьмин [12] обращает внимание на тот факт, что на практике нередко возникают ситуации, когда задолженность предприятий по договорным обязательствам погашается несвоевременно либо не погашается совсем. В таких случаях следует учитывать положение ст. 196 ГК РФ, которая устанавливает общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) в три года. Обратите внимание, что законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком [11].

     Кроме того, следует помнить, что отсчет срока исковой давности начинается не с момента возникновения задолженности, а с момента просрочки долга, который определяется исходя из условий договора.

     Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный  срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. Таким образом, если срок поставки, момент оплаты и т. п. не определены сторонами договора, то срок исковой давности исчисляется после семи дней с момента предъявления претензий должнику.

     Дебиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства, в том числе зачетом, может быть продана, а также списана как нереальная для взыскания. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Такие расходы являются внереализационными расходами, включаются в расходы организации в сумме, в которой такая задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

     Любая списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается за бухгалтерским балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента ее списания, чтобы организация могла наблюдать за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.

     Согласно  п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организации могут создавать  резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (работы, услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Под сомнительным долгом (в целях создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете) понимается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

     Резерв  сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

     Резерв  по сомнительным долгам может создаваться  и пополняться организацией в течение года, причем столько раз, сколько предусмотрено в ее учетной политике инвентаризаций дебиторской задолженности. При этом вовсе не обязательно, чтобы резерв образовывался по результатам каждой инвентаризации, если выявлены сомнительные долги. Количество и даты инвентаризаций, которые должны служить основанием для создания резервов, можно отдельно предусмотреть в приказе об учетной политике (в том его разделе, где оговаривается использование счетов резервов).

     Открытие  и пополнение данного счета следует  оправдывать первичными документами. Таким документом может являться справка бухгалтерии, в которой должна быть ссылка на документы, отражающие результаты инвентаризации. В справке следует указать правомерность отнесения задолженности в разряд сомнительной, т.е., опираясь на данные инвентаризации, неисполнение предъявленного требования и отсутствие соответствующих гарантий. Кроме того, должен быть отражен порядок расчета суммы резерва. К справке бухгалтерии можно приложить документы, подтверждающие обоснованность использования отдельных значений при расчете [14].

     Под кредиторской задолженностью принято  понимать задолженность организации другим лицам, в частности организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам. Кредиторская задолженность образуется при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги сторонних организаций, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах с работниками по оплате их труда.

     Кредиторская  задолженность может быть прекращена исполнением обязательства, в том числе зачетом, а также списана как невостребованная.

     Списание  сумм невостребованной кредиторской и  депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом суммы списанной кредиторской и депонентской задолженности относятся на финансовые результаты организации [2].

     Как уже отмечалось, безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Краткая экономическая характеристика ОАО «Энемский

         кирпичный завод» Тахтамукайского района 

     Открытое  акционерное общество (ОАО) «Энемский кирпичный завод» создано на основании постановления кабинета министров № 158 от 9.08.2004 г, решения Комитета р. Адыгея по имущественным отношениям № 76 от 18.08.2004 г. Внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за № 113 от 24.08.2004г.

     Уставной  капитал предприятия составляет 16 911 тыс. руб. Имущество на эту сумму  было передано по Акту приема-передачи от 18 августа 2004 г. Предприятие прошло полную регистрацию и с 1 октября 2004 г. начало производственную деятельность.

       ОАО «Энемский кирпичный завод» расположено  по адресу: р. Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энем, ул. Маяковского 1.

       Основной  вид деятельности ОАО «Энемский кирпичный завод» - производство кирпича красного одинарного, обыкновенного, полнотелого.

       Основными покупателями являются частные лица, жители Тахтамукайского района и г. Краснодара.

     Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как  самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера. В организации созданы необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечено обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

     Учет  ведется по журнально-ордерной форме  учета. Расчеты по прибылям и убыткам, начисление налогов производятся согласно установленному порядку определения выручки от реализации готовой продукции и выполненных работ и услуг для целей налогообложения по мере поступления на расчетный счет или в кассу завода денежных средств за фактически выполненные работы. Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом. Изменений в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учетов в 2006 г. не предусмотрено.

Информация о работе Автоматизация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками