Аудит в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в практическом применении знаний, полученных при изучении теоретической части курса «Аудит в рыночной экономике», а именно тем: «Методологические приемы и способы проведения аудита», “Стандарты аудита”, “Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ”, “Аудит учредительных документов и учетной политики предприятия”, “Аудит основных средств”.

Оглавление

Введение 3
1. Аудит учредительных документов 5
2. Аудит учетной политики 10
3. Аудит основных средств 13
3.1 Оценка системы внутреннего контроля 12
3.2 Программа проведения аудиторской проверки 18
3.3 Аудит восстановления ОС 23
3.4 Аудит поступления ОС 28
3.5 Аудит выбытия ОС 32
3.6 Аудит начисления амортизационных отчислений 36
3.7 Учет арендованных и сданных в аренду ОС 41
3.8 Аудит восстановления ОС 41
3.9 Аудиторское заключение 44
Заключение аудитора 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

аудит мой.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Ответственность за подготовку (разработку) учетной политики несет главный бухгалтер.

Учетная политика соответствует ПБУ 1/98.

В учетной политике не отражены все аспекты, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Администрации предприятия необходимо устранить недостатки и внести изменения в учётную политику, относительно:

- организация учета основных средств;

-  перечень объектов, относимых к основным средствам в соответствии ПБУ1/98;

  • случаи выбытия основных средств и отражение этого в бухгалтерском учете;
  • затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств.

- определение сроков полезного использования;

- случаи и методы переоценки основных средств;

  • перечень основных средств, по которым не начисляется амортизация;
  • порядок учёта ремонта производственных основных средств.

Выявленные недостатки не повлияют в значительной степени на дальнейший ход проверки основных средств.

 

3.1. Оценка системы внутреннего  контроля.

 

В соответствии с п. 2.7. стандарта «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» «…мнение аудитора об организации системы бухгалтерского  учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур…».

Таким образом, состояние  внутреннего контроля по аудируемому объекту учета выявляется с тем, чтобы, в совокупности с результатами аудита  учредительных документов и учетной политики предприятия, определиться с объемом (масштабом), характером и направленностью предстоящей проверки по учету основных средств на предприятии ОАО ПСК «СибИНКор» (составить эффективную аудиторскую программу).

В процессе аудиторской  проверки оценка эффективности системы  внутреннего контроля предприятия ОАО ПСК «СибИНКор» проводится с помощью специально разработанного теста.

Тест внутреннего контроля

 

Содержание

Ответы

Примечание

Да

Нет

1. Имеется ли приказ  о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств

 

*

 

2. Определены ли сроки  проведения инвентаризации основных средств в учетной политике 

 

*

Указано только периодичность: один раз в три года

3. Проведена ли инвентаризации в установленные сроки

*

   

4. Когда была последняя  инвентаризация

*

 

Два года назад

5. Отражены ли результаты  инвентаризации в учете

 

*

Инвентаризация в отчетном году не производилась

6.Проводилась ли переоценка ОС, ее результаты

 

*

В отчетном году переоценка не производилась

7. Фиксируется ли в  учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств

*

   

8. Имеются ли приказы  о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации

*

 

Приказы начальникам отделов (участков)

9. Заключены ли договоры  о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ОС

*

   

10. Использует ли организация унифицированные формы первичных документов

*

   

11. Разработан ли график  документооборота по учету основных средств

*

   

12. Осуществляет ли  главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

*

   

13. Застрахованы ли  объекты ОС

*

 

Договоры страхования заключены, страховые платежи уплачены

14. Произведена ли классификация основных средств

*

   

15. Разработан ли кодификатор основных средств

*

   

16. Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе

*

   

17. Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета

*

 

При составлении квартальной и годовой отчетности

18. Использует ли организация арендованные объекты ОС

*

 

По договору лизинга

19. Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств

*

 

Используется линейный способ

    1. Имеются ли ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:
  • с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
  • по которым амортизация не начисляется;
  • по которым применяются понижающие коэффициенты;
  • находящимся на консервации;

 

  • по которым начисление амортизации приостановлено;
  • по которым применяется ускоренная амортизация;
  • непроизводственного назначения;
  • используемые по договору аренды;
  • переданные организацией в аренду

 

 

 

 

*

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

*

 

*

 

*

 

 

*

 

*

*

 

 

*

 

*

 

 

 

 

Учитываются в ведомости полностью изношенных ОС;

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств

 

*

Не отражен в учетной политике

22. Есть ли в бухгалтерии действующие нормативные документы, определяющие правила ведения учета  ОС.

*

 

Отдел пользуется бухгалтерскими  периодическими изданиями, выписываемыми на предприятии

23. Были ли случаи безвозмездного поступления или передачи  ОС

 

*

 

24. Были ли товарообменные операции с участием ОС

 

*

 

25. Осуществляет ли организация строительство основных средств

 

*

 

26.Производились ли в отчетном периоде затраты на модернизацию или реконструкцию ОС

 

*

 

По результатам проведенного теста выявлены следующие факты, свидетельствующие о   неэффективности внутреннего  контроля в ОАО ПСК «СибИНКор» .

  • не установлены приказом об учетной политике сроки проведения инвентаризации;
  • не выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств;

На  основании этого, предприятию ОАО ПСК «СибИНКор» дается средний уровень оценки эффективности системы внутреннего контроля по учету основных средств. Риск существенных ошибок присутствует, но не значителен. В процессе аудиторской проверки необходимо обратить особое внимание на ведение аналитического учета  на предприятии.

 

3.2. Программа проведения аудиторской проверки.

 

Целью аудиторской проверки основных средств аппарата управления предприятия  ОАО ПСК «СибИНКор» является подтверждения соответствия порядка отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности учета основных средств действующим законодательным и нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет основных средств.

Основными задачами аудита учета основных средств являются:

  • подтверждение достоверности показателей баланса по статьям «ОС»;
  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильность отнесения предметов к основным средствам;
  • правильность оценки основных средств в учете;
  • проверка полноты  и своевременности оприходования имущества в разрезе материально-ответственных лиц;
  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • подтверждение целесообразности и законности операций по реализации и списанию основных средств;
  • правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
  • оценка состояния аналитического и синтетического учета ОС;
  • проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с КВ, приобретением и выбытием ОС, изучения других вопросов непосредственно вытекающих из особенности деятельности проверяемой организации.

В соответствии с основными  задачами аудита ОС можно выделить следующие направления аудиторской проверки основных средств аппарата ОАО ПСК «СибИНКор»:

  1. Аудит наличия и сохранности основных средств
  2. Аудит поступления основных средств
  3. Аудит выбытия ОС
  4. Аудит правильности начисления износа
  5. Аудит арендованных основных средств и основных средств, сданных в аренду
  6. Аудит восстановления основных средств

Для проведения  аудиторской  проверки  организации учета основных средств на предприятии ОАО ПСК «СибИНКор», используя результаты оценки внутреннего контроля, аудита учредительных документов и учетной политики предприятия, в части, касающейся учета основных средств, составляется рабочий документ аудитора: аудиторская программа проведения аудита основных средств.

 

Проверяемая организация: ОАО ПСК «СибИНКор».

Период аудита: с 12.07.2006 года по 18.07.2006 года

Исполнитель: Кузнецов Н.В.

 

Программа аудита основных средств

 

Перечень проверяемых процедур и вопросов

Рабочие документы

Примечание

1

Аудит наличия и сохранности  основных фондов

1.1

Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по счету 01«ОС», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии  ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договора аренды, ФОС –6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс

Сальдо должны совпадать

1.2

Ознакомление с инвентарным составом ОС

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договора аренды

Выявить наличие арендованных ОС, ОС, сданных в аренду

1.3

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

То же

По ОС арендованным и сданным в аренду – применяется сплошная проверка

1.4

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ;

ФОС-6, ФОС-9, инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная проверка

1.5.

Проверка физического  наличия ОС

инвентаризационные описи

Если есть возможность то фактическая проверка

1.6

Проверка правильности отнесения предметов к ОС

УП, ФОС-6, ФОС-9

 

1.7

Проверка правильности классификации ОС

ФОС-6, ФОС-9

 

1.8

Проверка правильности оформления прав собственности (прав хозяйственного ведения, прав временного владения и пользования при аренде ОС) на объекты ОС

Договоры аренды дорожно-строительной техники и оборудования, договора купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора

 

1.9

Проверка первичной  учетной документации по поступлению, перемещению  и выбытию ОС

Акты-приемки передачи, технические паспорта и др.

Проверяется наличие и правильность оформления 

1.10

Правильность оценки и переоценки основных средств

ФОС-1, ФОС-6, счета-фактуры, накладные, купли-продажи и др. документы, по которым ОС приняты к учету

 

1.11

Проверка обеспечения  сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации

Приказ о проведении инвентаризации, ИНВ-1, решения руководства организации по итогам проведения инвентаризации

Проверить полноту и своевременность ее проведения, правильность отражения результатов в бухгалтерском учете

2

Аудит поступления основных средств

2.1

Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету 01,  главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Компьютерная разработка: Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов с ХХ.ХХ.2006 по ХХ.ХХ.2006, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за аналогичный период

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными полученного списка ОС

2.2

Проверка физического  наличия вновь приобретенных объектов ОС

 

Наблюдения аудитора при посещении мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС

2.3

Проверка создания комиссии по приемке основных фондов

Приказы, распоряжения

 

2.4

Проверка оформления первичных учетных документов 

ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС

2.5.

Проверка документов по поступлению ОС

При приобретении за плату:

Договоры купли-продажи, поставки, счета-фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др.

Проверка наличия, оформление договоров, счетов-фактур, накладных, п/п на приобретаемый объект

2.6.

Проверка правильности  формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета

Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01,08,19

Проверяется  правомерность включения расходов на приобретение ОС  в его первоначальную стоимость, отражение всех затрат на приобретение ОС  на счетах учета ОС; проверка правильности принятия ОС в эксплуатацию.

2.7.

Проверка надлежащего  отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС

Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 08

Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1

2.8.

Анализ расчета и  возмещения НДС по поступлению ОС

Договора купли-продажи, счета-фактуры, журналы-ордера и ведомости  по счетам 08, 01, 19, 68, 76

Выявить: выделен ли НДС в договоре, в расчетных документах, в счетах-фактурах, цели приобретения ОС

3

Проверка операций по выбытию ОС

3.1

Получение списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС

Компьютерная разработка «Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов с ХХ.ХХ.2006 по ХХ.ХХ.2006», главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02

Обороты по счетам синтетического учета должны совпадать с первоначальной стоимостью, суммой износа ОС, отраженных в полученном списке.

3.2

Проверка правильности оформления  списания ОС в первичной учетной документации

Приказы, распоряжения, акты приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ФОС-9

Проверить наличие распоряжения о создании комиссии на передачу ОС, наличие  и документальное оформление первичной учетной документации, установить причину списания, целесообразность и законность списания

3.3

Проверка отражения  на счетах бухгалтерского учета

Учетные регистры по счетам 01,02

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы износа со счетов их учета, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

4.1.

Получение ведомости  начисление износа за ХХ 2006 года

Ведомость износа ОС по видам  за ХХ 2006 года

 

4.2.

Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или  ее прекращения

Договора аренды, ведомость полностью изношенных основных средств на ХХ.ХХ.2006 года

Получить перечни  ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду

4.3.

Определение перечня  проверяемых основных средств

Ведомость износа ОС по видам  за ХХ 2006 года

Выборка из ведомости износа ОС, по остальным – детальная проверка

4.4.

Сверка данных ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов

ФОС-6, Ведомость износа ОС по видам за ХХ 2006 года

Все ли объекты ОС приняты  в расчет; сверяется первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС 

4.5.

Анализ правильности начисления (соответствующие ли нормы, сроки полезного использования, сроки начала и окончания начисления, регулярность проведения инвентаризации) по данным разработочной таблицы

Ведомость износа ОС по видам  за ХХ. 2006 года, учетная политика предприятия

Соответствуют ли учетной политике, действующему законодательству, арифметические расчеты

4.6.

Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета

Ведомость начисления износа, ведомость по счету 02

Суммы итог по ведомости начисления износа д. Совпадать с оборотами по счету 02

4.7.

Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат

Ведомость по счету 02, 26 и др.

Определяется исходя из того, к какой группе относятся ОС

5

Аудит арендованных ОС и ОС, сданных  в аренду

5.1.

Проверка отнесения  аренды основных средств к текущей  или долгосрочной

Договоры аренды

Условия предоставления, срок аренды  имущества

5.2.

Проверка порядка приемки  на учет арендованных ОС

Договоры аренды, приемо-сдаточные  акты

Наличие и правильность оформления

5.3.

Проверка учета таких ОС на предприятии

Счет 001,003

При долгосрочной аренде – на 003 счете, при текущей – на 001.

5.4.

Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду

договоры аренды, счета  фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам  20, 60, 76

Соответствие договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий)

6

Аудит восстановления ОС

 

Проверка и оценка порядка учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты

 

 

3.3. Аудит наличия  и сохранности основных средств.

 

Целью аудиторской проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение  реальности статей бухгалтерской отчетности на основании проверки:

  • принятого на предприятии порядка проведения инвентаризации и ее результатов;
  • первичных бухгалтерских документов;
  • данных бухгалтерского учета по объектам ОС.

В ходе аудиторской проверки  выявлены следующие факты.

Пообъектный учет основных средств  ведется бухгалтерской службой  организации на инвентарных карточках учета основных средств (ФОС-6). Заполнение инвентарных карточек производится на основе актов приемки-передачи основных средств (ФОС-1), технических паспортов и других документов на приобретение, перемещение и списание объектов ОС. В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту основных средств (инвентарный номер, который присваивается при составлении акта приемки-передачи ОС, наименование и назначение объекта, наименование организации-изготовителя,  модель, тип, марка ОС и др.), указывается документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, а также индивидуальные особенности объекта. В подтверждение данных инвентарных карточек было принято решение о нанесении инвентарных номеров на сами объекты ОС (путём приклеивания соответствующих ярлыков, в которых указывается инв. №, название ОС, МОЛ, дата оприходывания). На крупные объекты, используемые на открытом воздухе (дорожная техника), были нанесены инв № краской.

В рамках инвентаризации проводился сбор информации по важнейшим единицам ОС ОАО ПСК «СибИНКор». В настоящее время существует система учёта ОС, действующая на основе данных, занесённых в таблицу, что значительно сокращает время на поиск информации об имеющихся объектах при обеспечении кредитов, предоставляемых ОАО ПСК «СибИНКор».

Но, несмотря на достаточно детальное  заполнение инвентарных карточек можно отметить следующие нарушения, выявленные в результате выборочной проверки:

  1. Наличие одного инвентарного номера на несколько объектов основных средств;
  2. Не на все основные средства имеются инвентарные карточки;
  3. Не заполняется оборотная сторона ФОС-6, т.е. отсутствуют данные о техническом обслуживании и ремонте основных средств.

Аналитический учет автоматизирован: для составления картотеки основных средств (ФОС – 6) используется компьютерная программа «БЕСТ». При этом инвентарные карточки в картотеке ОС могут группироваться согласно по местам их эксплуатации (производства 1-4, автотранспортное управление) и по алфавиту. Данных аналитического учета (карточек учета ОС) на бумажных носителях (в бухгалтерской службе) не имеется на все объекты, но их в любой момент можно распечатать. Регистрация заполненных инвентарных карточек в описях инвентарных карточек учета ОС специально также не осуществляется.

На основные средства, принятые и  сданные в аренду, картотека (по инвентарным номерам) ОС не ведется.

В целях обеспечения сохранности на предприятии также ведется учет основных средств по местам их нахождения по производствам: механиками аппарата (МОЛ) ОАО ПСК «СибИНКор» учет автотранспортных осуществляется в инвентарном списке (ФОС-9), где указывается номер и дата и инвентарной карточки, инвентарный номер объекта полное наименование объекта, его первоначальная стоимость и сведения о выбытии (перемещении) объекта. В бухгалтерии отсутствуют приказы о назначении МОЛ на производствах. Ответственность за сохранность имущества предприятия оговорена в должностных инструкциях, которые имеются у начальников производств.

Для подтверждения наличия основных средств проводится проверка результатов инвентаризации основных средств. Обязанность организации проводить инвентаризацию вытекает из положений следующих нормативных актов:

  • Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г .№34н);
  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина от 13 июня 1995 г. №49

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, кроме случаев ,когда проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации  в аренду, выкупе, продаже, а также  в случаях, предусмотренных законодательством  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

при установлении фактов хищений или  злоупотреблений, а также порчи ценностей;

Информация о работе Аудит в рыночной экономике