Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсового проекта обусловлена тем, что адаптация персонала в организации, является необходимым звеном кадрового менеджмента. Становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т.д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценивать свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выбрать соответствующую линию поведения.
Из данной таблицы можно сделать вывод, что подавляющее большинство сотрудников – мужчины, свыше 90 %, так как, большая часть сотрудников, это производственный персонал, а учитывая специфику предприятия и опасные условия труда, то сотрудники-женщины, занимают административные должности, такие как: бухгалтер, маркетолог и т.п.
Таблица 15 – Уровень образования сотрудников предприятия ООО «Инссталь»
Уровень образования |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Высшее профессиональное |
20% |
17,5% |
14,2% |
Среднее специальное |
58,7% |
55,7% |
58,2% |
Среднее |
16% |
19,6% |
20% |
Без образования |
5,3% |
7,2% |
7,6% |
Из таблицы видно, что больше 50 % – это сотрудники со средне-специальным образованием, так как, большая часть сотрудников, это производственный персонал, работающий непосредственно в цехах. Все сотрудники с высшим образованием – это административный персонал. В период с 2012 по 2014 год, процент сотрудников с высшим образованием уменьшилось, это связано с тем, что на предприятии был открыт третий цех, следовательно, увеличилось количество производственного персонала со средним и средне-специальным образованием. Так же есть сотрудники без образования, в пределах 5-7 %.
Этап 3. Обработка и анализ информации.
Фактическое состояние системы адаптации на предприятии ООО «Инссталь».
Исследование проблемы адаптации работников на предприятии ООО «Инссталь». Использовав анкетирование, постараемся определить, существует ли проблема адаптации в целом и каков ее характер. Для этого участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их трудовой и личной деятельности на предприятии. Участники анкетирования были выбраны среди производственного персонала, так как проблема адаптации напрямую касается их, ведь от их успешности их деятельности во многом зависит прибыльность и конкурентоспособность предприятия. В анкетировании принимали участие все сотрудники производственных отделов в составе 90 человек, т.е. анкетирование носит сплошной характер (Приложение 1).
Таблица 16 – Результаты анкетирования
№ |
вопрос |
Варианты ответа | ||||
1 |
Как долго продолжается Ваше освоение в условиях нового места работы? |
до 1 мес. |
до 2 мес. |
до 3 мес. |
еще не окончена | |
9 |
23 |
25 |
23 | |||
2 |
Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? |
Профессиональные
обязанности |
Вхождение
в коллектив |
Условия труда |
Другое | |
15 |
41 |
17 |
17 | |||
3 |
Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным? |
Большинство сотрудников основной причиной их сложности в освоении на рабочем месте считают, отсутствие помощи и поддержки со стороны коллег. | ||||
4 |
Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему? |
Подавляющее большинство сотрудников так и не решили возникшие проблемы, из-за того, что им никто не помогал их решить из трудового коллектива и руководства. | ||||
5 |
В каких случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто? |
В случаях начала трудовой деятельности в организации и в трудовом коллективе, из-за незнания культуры компании, норм и ценностей. | ||||
6 |
Как долго Вам нужна была в работе помощь коллег? |
до 1 мес. |
до 2 мес. |
до 3 мес. |
до сих пор | |
18 |
25 |
35 |
17 | |||
7 |
В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками? |
до 1 мес. |
до 2 мес. |
до 3 мес. |
еще не овладел | |
16 |
39 |
21 |
14 | |||
8 |
Что, как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации? |
Подавляющее большинство сотрудников считают, что наибольшую помощь им мог бы оказать наставник, человек, осуществляющий контроль за сотрудниками, и при необходимости будет помогать при трудностях, как в трудовой деятельности, так и в коллективе. | ||||
9 |
Бывают ли у Вас конфликты? |
время от времени |
редко |
Не бывают | ||
с руководителем |
15 |
28 |
47 | |||
с кем – либо из коллег |
13 |
37 |
40 | |||
10 |
Оцените, пожалуйста, Ваш интерес к дальнейшему продвижению внутри организации, профессиональному росту |
очень интересно |
пока трудно оценить |
не очень интересно | ||
19 |
51 |
20 | ||||
12 |
Часто ли Вам приходилось менять место работы? |
ни разу |
1-2 раза |
3-4 раза |
более 5 раз | |
7 |
34 |
22 |
27 | |||
13 |
Прикреплялся ли к Вам наставник? |
да |
нет | |||
0 |
90 | |||||
14 |
Знакомили ли вас с программой адаптации? |
да |
нет | |||
10 |
80 | |||||
15 |
Как вы считаете, функционирует ли на вашем предприятии система адаптация персонала |
да |
нет | |||
13 |
77 |
11.В какой мере Вы удовлетворены следующими факторам на нашем предприятии?
Таблица 17 – Удовлетворенность производственными факторами на предприятии ООО «Инссталь»
Наименование производственного фактора |
Совершенно удовлетворён |
Удовлетворён |
Затрудняюсь ответить |
Не удовлетворён |
Совершенно не удовлетворён |
+1,0 |
+0,5 |
0,0 |
- 0,5 |
- 1,0 | |
1. Содержание труда |
22 |
31 |
8 |
17 |
12 |
2. Занимаемая должность |
9 |
29 |
22 |
13 |
17 |
3. Соответствие работы |
13 |
28 |
10 |
28 |
11 |
4. Соответствие квалификации |
14 |
36 |
7 |
18 |
15 |
5. Соответствие характера работы моим способностям и склонностям |
18 |
34 |
8 |
17 |
13 |
6. Наличие перспектив |
5 |
19 |
22 |
29 |
15 |
7. Возможность повышения |
15 |
19 |
16 |
29 |
11 |
8. Наличие высокой степени |
19 |
28 |
11 |
17 |
13 |
9. Информированность о делах |
8 |
16 |
16 |
33 |
17 |
10. Бытовые условия труда |
19 |
32 |
12 |
16 |
11 |
11. Организация труда |
|||||
12. Режим работы |
20 |
37 |
8 |
15 |
10 |
13. Заработная плата |
18 |
40 |
5 |
18 |
9 |
14. Наличие системы льгот для работников |
20 |
34 |
9 |
19 |
8 |
15. Помощь и поддержка |
8 |
18 |
15 |
29 |
20 |
16. Отношение с непосредственным руководителем |
19 |
19 |
22 |
19 |
11 |
17. Отношения с коллегами |
17 |
21 |
18 |
19 |
15 |
Из данной таблицы удовлетворенности производственными факторами на предприятии ООО «Инссталь» видно, что занимаемой должностью удовлетворено только 38 сотрудников, а большинство сотрудников либо не удовлетворены, либо затрудняются ответить.
Наличие перспектив должностного продвижения удовлетворяет только 24 человека.
Одним из положительных моментов можно отметь то, что 48 сотрудников, а это больше половины, удовлетворены высокой степенью ответственности за результат, следовательно, на них можно положиться при серьезном заказе цинковой продукции.
Информированность о делах коллектива и компании оставляет желать лучшего, так как, только 24 сотрудника удовлетворены.
По результат проведенного на предприятии среди сотрудников производственных отделов ООО «Инссталь» анкетирования, в составе 90 человек, можно сделать следующие выводы:
На основании сделанных выводов приступим к разработке рекомендаций.
Исходя из аудита состояния процесса адаптации, можно сделать вывод, что на предприятии ООО «Инссталь» имеется множество проблем возникающие у новых сотрудников в первые три месяца их деятельности , которые необходимо решать.
Для повышения эффективности адаптации персонала в компании можно дать следующие рекомендации:
Для этого необходимо разработать следующую программу по адаптации новых сотрудников:
Мероприятия, планируемые в рамках проведения, проекта внедрения системы адаптации на предприятии ООО «Инссталь»(Таблица 18) .
Таблица 18 – Процесс адаптации персонала на предприятии ООО «Инссталь»
Этапы адаптации |
Мероприятия |
1.До начала работы нового сотрудника |
-Проинформировать коллектив о новом сотруднике; -подготовить необходимую |
2.Первый рабочий день |
-Провести ознакомительную (неформальную) беседу с новичком; -организовать беседу (неформальную)
с непосредственным -познакомить нового |
3.Ознакомление |
-Предоставить корпоративную -детально обсудить ключевые
моменты корпоративной -ознакомление с техникой -провести экскурсию по -познакомить сотрудника с |
4.Непосредственная адаптация |
-Руководитель должен -пресекать конфликтные - при необходимости помогать
в решении межличностных -оказание максимальной |
5.Функционирование |
-Осуществление контроля со |
6.Завершение |
-Проведение анализа |
1 Этап. До
начала работы нового
На данном этапе наставник должен проинформировать трудовой коллектив о новом сотруднике, а также подготовить все необходимую документацию для него.
2 Этап. Первый рабочий день сотрудника.
Происходит знакомство новичка с непосредственным руководителем. Непосредственный руководитель проводит ознакомительную (неформальную) беседу с новичком. Далее руководитель организовывает неформальное знакомство с непосредственным наставником, закрепленным за данным сотрудником. Первый рабочий день новичка заканчивается тем что, наставник знакомит своего подопечного с его будущим трудовым коллективом, желательно тоже в неформальной обстановке.
3 Этап. Ознакомление.
Наставник предоставляет
все необходимую документацию в том числе
и корпоративную, сотруднику, с целью тщательного
ознакомления с ней. Далее происходит
обсуждение всех непонятных вопросов
документации с целью избегания незнания
или непонимания того или иного момента.
Наставник объясняет новичку неформальную
культура общения в трудовом коллективе.
Поскольку предприятие относится к опасным
производственным объектам т.к. используется
газовое оборудование, а так же взрыво-опасные
вещества, наставник совместно с инженером
по технике безопасности тщательно и детально
знакомят сотрудника с правилами соблюдения
техники безопасности, пожарной безопасности,
правилами поведения в цехе и т.п. под роспись.
На следующий день, наставник проводит
экскурсию по подразделению и цеху, где
будет работать сотрудник с целью ознакомления.
Основное внимание в экскурсии приковано
непосредственно рабочему месту новичка.
Завершается данный этап непосредственно знакомством с сотрудниками и руководителями других подразделений.
4 Этап. Непосредственная адаптация.
Роль наставника на данном этапе адаптации состоит в том что бы полностью оказывать поддержку и помощь подопечному в непонимании производственных или коллективных вопросов. Наставник должен пресекать любые конфликтные ситуации, возникшие у новичка с трудовым коллективом. При необходимости помогать в решении межличностных проблем, как это делают в Японских компаниях. Устанавливать регулярный коммуникационный процесс адаптируемого сотрудника с непосредственным руководителем. Для сотрудников – новичков очень важно, что бы его непосредственный руководитель был им заинтересован, проявлял интерес к его деятельности, интересовался его успехами и подчеркивал их.
5 Этап. Функционирование.
Данным этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1,5-2 месяца работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования наступит через месяц. Такое сокращение адаптации способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключить ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д. Для всего этого и необходим наставник, который будет осуществлять контроль за подопечным на регулярной основе. Поэтому в адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника таких как:
Информация о работе Аудит системы адаптации персонала ООО «Инссталь»