Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение механизма аудита в области налогового законодательства и оценка его эффективности, определение путей совершенствования аудита расчетов по налогам и сборам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…4
1. Расчеты с бюджетом – основа финансовой системы республики…………....4
1.1. Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом и по социальному страхованию……………………………………………………………………..6
1.2. Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………….9
1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования……………………………………………………………………13
2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………………………………………………………20
2.1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам…………………………………20
2.2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты
труда работников……………………………………………………………….23
2.3. Инвентаризация расчетов с бюджетом…………………………………..25
2.4. Аудит расчетов с органами социального страхования………………….26
3. Заключительный этап аудита расчетов с бюджетом и органами
социального страхования………………………………………………………….30
3.1. Составление аудиторского заключения расчетов с бюджетом по
налогам и сборам и органами социального страхования…………………….30
3.2. Совершенствование аудита расчетов по налогам и сборам……………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...38
Приложение А План аудита……………………………………………………….41
Приложение Б Программа аудита………………………………………………....42
Приложение В Ведомость учета реализации продукции, работ и услуг……….44
Приложение Г Ведомость учета прочих доходов и расходов……………….…..47
Приложение Д Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость…49
Приложение Е Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………...53
Приложение Ж Налоговая декларация по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции……………………………...54

Файлы: 1 файл

курсовая аудит налогов.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

 

Примечание – Источник: собственная  разработка на основании приложения Е

Таким образом, корреспонденция счетов по учету налогов и сборов из выручки производится в соответствии с Законодательством Республики Беларусью. Основанием для бухгалтерских записей являются соответствующие налоговые декларации (расчеты) предоставляемые в налоговые инспекции, бухгалтерские справки и выписки банка. В ходе проверки правильности заполнения налоговых деклараций нарушений не выявлено.

 

 

2.2 Аудит расчетов с бюджетом  по налогам, удержанным из оплаты  труда работников

 

Подоходный налог – определённая доля дохода человека (физического лица), подлежащая выплате государству. На сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев ставка подоходного налога, применяемая в Беларуси – 12%. К счастью, налоговое законодательство Беларуси составлено таким образом, что этот налог считают работодатели, и нет необходимости самостоятельно разбираться в сложностях юридических норм в области налогообложения

Порядок исчисления, удержания и  перечисления налоговыми агентами подоходного  налога регулирует гл. 16 Налогового кодекса Республики Беларусь. Контроль за выполнением положений, определенных гл. 16 НК, возложен на налоговые органы. Его, в частности, осуществляют путем проведения выездных проверок налоговых агентов, на которых согласно законодательству республики возложены обязанности по удержанию с физических лиц и перечислению в бюджет подоходного налога.

Целью аудита подоходного налога является установление соответствия порядка  исчисления этого налога требованиям  налогового законодательства.

В задачи данного аудита входит оценка:

- систем синтетического и аналитического  учета расчетов по налогу;

- формирования налоговой базы  и отсутствия неправомерно исключенных  выплат;

- определения сумм, не подлежащих  налогообложению по налогу на  доходы физических лиц;

- отражения налоговых обязательств  перед бюджетом в бухгалтерской  и налоговой отчетности;

- соблюдения налогового законодательства  при формировании налоговой базы;

- полноты и своевременности  уплаты в бюджет налогов.

Типичными ошибками и нарушениями  являются следующие:

- применение стандартных налоговых  вычетов при отсутствии заявления  на его предоставление;

- предоставление социальных и  имущественных налоговых вычетов  организацией, а не налоговым  органом на основании поданного  налогоплательщиком заявления;

- не включение в налоговую  базу по НДФЛ расходов на  проезд, осуществленных физическими  лицами, работающими по договорам  гражданско-правового характера;

- включение в налогооблагаемую  базу для исчисления подоходного  налога всей суммы материальной  помощи;

- несвоевременное предоставление  в налоговый орган информации  о налогоплательщике, получившем  доход в натуральной форме;

- организация не включила в  базу для исчисления подоходного  налога сумму пособия по временной  нетрудоспособности, выплачиваемую  за счет средств государства и превышающую установленные ограничения.

В ходе аудита подоходного налога в СПК «Рассвет-Мыто» установлено, что в организации применяются следующие вычеты:

1. Стандартные:

1.1 в размере 440 000 рублей в  месяц при получении дохода  в сумме не больше 2 680 000 рублей в месяц;

1.2 в размере 123 000 белорусских  рублей в месяц каждому родителю (для одинокого родителя – 246 000 рублей) за каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

1.3 в размере 623 000 рублей в  месяц для следующих категорий плательщиков:

- пострадавших в результате  катастрофы на Чернобыльской  АЭС;

- принимавших участие в работах  по ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС;

- Героев Социалистического Труда,  Героев Советского Союза, Героев  Беларуси, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;

- участников Великой Отечественной  войны;

- инвалидов I и II группы независимо  от причин инвалидности, инвалидов  с детства, детей-инвалидов в  возрасте до восемнадцати лет.

При выборочной проверке подоходного налога установлено следующее нарушение: в  февраль 2012 г. плательщику начислены следующие доходы: заработная плата за февраль 2012 г. в сумме 1 100 000 руб., индексация заработной платы за январь 2012 г. -23 000 руб., отпускные, приходящиеся на март 2012 г., - 2 540 000 руб. Стандартный налоговый вычет в размере 440 000 руб. за февраль 2012 г. не предоставлен.

Сумма подоходного налога составила:

(1 100 000+23 000+2 540 000)*12%= 439560 руб.

Однако в  феврале 2012 года доход, подлежащий налогообложению, составляет: 1 100 000 + 23 000 = 1 123 000 руб.

Сумма подоходного налога составит:

(1 123 000 – 440 000) *12% = 81960 руб.

Для целей предоставления стандартного налогового вычета под доходом за месяц следует понимать доходы того месяца календарного года, за который осуществляется их начисление. В такой доход за месяц при определении налоговой базы не включаются начисленные доходы, не подлежащие налогообложению, в не облагаемых налогом пределах, и доходы, не являющиеся объектом налогообложения. Доходы других периодов (как предыдущих, так и будущих) следует относить к доходам того месяца, за который они начисляются. Выплаты поощрительного и стимулирующего характера (индексация заработной платы, премии за месяц, квартал, за год и т.п.) включаются в доход того месяца, в котором они начислены.

Используется следующая корреспонденция  счетов:

Дт 70 – Кт 68 81960- 439560 = -357600 руб.

При проверке так же установлено, что на основании подтверждающих документов производилась льготирование  по подоходному налогу в размере сумм, направленных на погашение кредитов на строительство жилья, на обучение, нарушений не выявлено.

В холе аудита полноты перечисления подоходного налога в бюджет за сентябрь 2012 года  установлено:

Переплата по подоходному налогу составила: 2557353 руб.

Начислено подоходного налога за месяц 77616125 руб.

Перечислено подоходного налога за сентябрь 75050000 руб.

Задолженность по подоходному налогу 8772 руб. (приложение Е).

Таким образом, в ходе аудита установлено, что в  СПК «Рассвет-Мыто подоходный налог перечислен не в полном объеме.

 

 

2.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом

 

 

Согласно требованиям ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и  отчетности» (с изменениями и  дополнениями; далее — Закон № 3321-XII) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Действие Закона № 3321-XII распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее — организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с ч. 3 и 4 настоящей статьи.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение  фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

 Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в  отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации. Эти условия закрепляются либо в учетной политике организации либо в другом внутрифирменном документе, являющимся приложением к учетной политике.

График инвентаризации должен учитывать  требования законодательства по случаям  ее проведения и периодичности по конкретному объекту инвентаризации. Он составляется главным бухгалтером  совместно с заинтересованными  лицами и службами на год. В графике  должны быть указаны сроки начала и окончания инвентаризации отдельных объектов, продолжительность каждого этапа организации и проведения инвентаризации, разграничены обязанности рабочих комиссий, урегулированы взаимоотношения рабочих комиссий и постоянно действующей комиссии. Этот документ может быть оформлен в виде схемы, таблицы, текста или их сочетания.

Проведение инвентаризации можно  представить в виде следующей  последовательности:

Планирование и подготовка к  инвентаризации.

  1. Проведение инвентаризации.
  2. Проведение предварительных результатов инвентаризации.
  3. Подведение окончательных результатов инвентаризации.
  4. Выявление фактического наличия от данных бухгалтерского учета.
  5. Выводы и предложения комиссии.
  6. Решение руководителя по результатам инвентаризации.
  7. Выполнение решений и требований руководителя по результатам инвентаризации.

Инвентаризация  расчетов заключается в проверке правильности и обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и  кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. Инвентаризации подвергаются следующие счета: 68 «Расчеты с бюджетом», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями».

Инвентаризация  расчетов по счету 68 «Расчеты с бюджетом»  проводится по видам налогов и сборов на основании сведений, полученных из налоговой инспекции.

В ходе аудита установлено, что инвентаризация расчетов с бюджетом в СПК «Рассвет- Мыто» не проводится».

 

 

2.4 Аудит расчетов с органами  социального страхования

 

 

Поскольку базой для обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и взносов по обязательному пенсионному страхованию являются суммы начисленной оплаты труда работников сельхозорганизации за отчетный период, контрольному изучению следует подвергать, прежде всего, все выплаты по основной и дополнительной оплате труда, предусмотренные положением об оплате труда в данном хозяйстве. Кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Перечень № 115). Вместе с тем выявляются выплаты, необоснованно включенные в такие расчеты и приведшие к излишнему начислению указанных платежей.

Тщательной проверке подлежит исчисление и возмещение социальных пособий, которые  проводятся за счет средств социального  страхования. Руководствуются при этом Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1290.

Нормативным документом регулируется порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, на детей малообеспеченным семьям и на погребение. Для этого наряду с записями по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечено» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» привлекаются иные данные учета личного состава работников, карточек индивидуального учета их доходов, больничные листки о временной нетрудоспособности, расчетно-платежные ведомости.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются в случаях: утери трудоспособности в связи с заболеванием или травмой; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до l8 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком и других случаях [19, c. 218].

При проверке расчетов по операциям  по социальному страхованию следует учитывать, что одновременно не может назначаться более одного пособия, указанного выше и по каждому месту работы. При этом пособия назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов.

Основанием для назначения пособий  является листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

При проверке расчетов по социальному  страхованию и обеспечению при  необходимости применяют такие приемы контроля, как очный опрос отдельных лиц, письменные запросы учреждений здравоохранения, органов социального обеспечения и социальной защиты, чтобы подтвердить реальность каждой операции, связанной с выплатой пособий, а также правильность определения количества дней нетрудоспособности и применения соответствующих норм возмещения.

Как правило, в сельскохозяйственных организациях при плановых ревизиях и проверках контроль счетов по социальному  страхованию и обеспечений осуществляется выборочным методом. Для этого рекомендуется подвергнуть контрольному изучению отдельные виды пособий по выборочной совокупности работников хозяйства. Только при выявлении фактов нарушения действующего законодательства правильность начисления и выплат указанных сумм следует проверить сплошным методом

Что касается вопросов проверки, связанных  с работой пенсионеров, работающих по трудовым договорам, то здесь следует учитывать требование ст. 93 Закона № 1596-XI. При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением нанимателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с нанимателей – юридических лиц и в судебном порядке с нанимателей – физических лиц.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам