Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизма аудита в области налогового законодательства и оценка его эффективности, определение путей совершенствования аудита расчетов по налогам и сборам.
Введение………………………………………………………………………….…4
1. Расчеты с бюджетом – основа финансовой системы республики…………....4
1.1. Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом и по социальному страхованию……………………………………………………………………..6
1.2. Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………….9
1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования……………………………………………………………………13
2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………………………………………………………20
2.1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам…………………………………20
2.2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты
труда работников……………………………………………………………….23
2.3. Инвентаризация расчетов с бюджетом…………………………………..25
2.4. Аудит расчетов с органами социального страхования………………….26
3. Заключительный этап аудита расчетов с бюджетом и органами
социального страхования………………………………………………………….30
3.1. Составление аудиторского заключения расчетов с бюджетом по
налогам и сборам и органами социального страхования…………………….30
3.2. Совершенствование аудита расчетов по налогам и сборам……………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...38
Приложение А План аудита……………………………………………………….41
Приложение Б Программа аудита………………………………………………....42
Приложение В Ведомость учета реализации продукции, работ и услуг……….44
Приложение Г Ведомость учета прочих доходов и расходов……………….…..47
Приложение Д Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость…49
Приложение Е Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………...53
Приложение Ж Налоговая декларация по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции……………………………...54
Примечание – Источник: собственная разработка на основании приложения Е
Таким образом, корреспонденция счетов по учету налогов и сборов из выручки производится в соответствии с Законодательством Республики Беларусью. Основанием для бухгалтерских записей являются соответствующие налоговые декларации (расчеты) предоставляемые в налоговые инспекции, бухгалтерские справки и выписки банка. В ходе проверки правильности заполнения налоговых деклараций нарушений не выявлено.
2.2
Аудит расчетов с бюджетом
по налогам, удержанным из
Подоходный налог – определённая доля дохода человека (физического лица), подлежащая выплате государству. На сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев ставка подоходного налога, применяемая в Беларуси – 12%. К счастью, налоговое законодательство Беларуси составлено таким образом, что этот налог считают работодатели, и нет необходимости самостоятельно разбираться в сложностях юридических норм в области налогообложения
Порядок исчисления, удержания и перечисления налоговыми агентами подоходного налога регулирует гл. 16 Налогового кодекса Республики Беларусь. Контроль за выполнением положений, определенных гл. 16 НК, возложен на налоговые органы. Его, в частности, осуществляют путем проведения выездных проверок налоговых агентов, на которых согласно законодательству республики возложены обязанности по удержанию с физических лиц и перечислению в бюджет подоходного налога.
Целью аудита подоходного налога является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.
В задачи данного аудита входит оценка:
- систем синтетического и
- формирования налоговой базы
и отсутствия неправомерно
- определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;
- отражения налоговых
- соблюдения налогового
- полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.
Типичными ошибками и нарушениями являются следующие:
- применение стандартных
- предоставление социальных и
имущественных налоговых
- не включение в налоговую
базу по НДФЛ расходов на
проезд, осуществленных физическими
лицами, работающими по договорам
гражданско-правового
- включение в налогооблагаемую
базу для исчисления
- несвоевременное
- организация не включила в
базу для исчисления
В ходе аудита подоходного налога в СПК «Рассвет-Мыто» установлено, что в организации применяются следующие вычеты:
1. Стандартные:
1.1 в размере 440 000 рублей в месяц при получении дохода в сумме не больше 2 680 000 рублей в месяц;
1.2 в размере 123 000 белорусских
рублей в месяц каждому
1.3 в размере 623 000 рублей в месяц для следующих категорий плательщиков:
- пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- принимавших участие в работах
по ликвидации последствий
- Героев Социалистического
- участников Великой
- инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет.
При выборочной проверке подоходного налога установлено следующее нарушение: в февраль 2012 г. плательщику начислены следующие доходы: заработная плата за февраль 2012 г. в сумме 1 100 000 руб., индексация заработной платы за январь 2012 г. -23 000 руб., отпускные, приходящиеся на март 2012 г., - 2 540 000 руб. Стандартный налоговый вычет в размере 440 000 руб. за февраль 2012 г. не предоставлен.
Сумма подоходного налога составила:
(1 100 000+23 000+2 540 000)*12%= 439560 руб.
Однако в феврале 2012 года доход, подлежащий налогообложению, составляет: 1 100 000 + 23 000 = 1 123 000 руб.
Сумма подоходного налога составит:
(1 123 000 – 440 000) *12% = 81960 руб.
Для целей предоставления стандартного налогового вычета под доходом за месяц следует понимать доходы того месяца календарного года, за который осуществляется их начисление. В такой доход за месяц при определении налоговой базы не включаются начисленные доходы, не подлежащие налогообложению, в не облагаемых налогом пределах, и доходы, не являющиеся объектом налогообложения. Доходы других периодов (как предыдущих, так и будущих) следует относить к доходам того месяца, за который они начисляются. Выплаты поощрительного и стимулирующего характера (индексация заработной платы, премии за месяц, квартал, за год и т.п.) включаются в доход того месяца, в котором они начислены.
Используется следующая
Дт 70 – Кт 68 81960- 439560 = -357600 руб.
При проверке так же установлено, что на основании подтверждающих документов производилась льготирование по подоходному налогу в размере сумм, направленных на погашение кредитов на строительство жилья, на обучение, нарушений не выявлено.
В холе аудита полноты перечисления подоходного налога в бюджет за сентябрь 2012 года установлено:
Переплата по подоходному налогу составила: 2557353 руб.
Начислено подоходного налога за месяц 77616125 руб.
Перечислено подоходного налога за сентябрь 75050000 руб.
Задолженность по подоходному налогу 8772 руб. (приложение Е).
Таким образом, в ходе аудита установлено, что в СПК «Рассвет-Мыто подоходный налог перечислен не в полном объеме.
2.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом
Согласно требованиям ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 3321-XII) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Действие Закона № 3321-XII распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее — организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с ч. 3 и 4 настоящей статьи.
Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
Порядок проведения
График инвентаризации должен учитывать
требования законодательства по случаям
ее проведения и периодичности по
конкретному объекту
Проведение инвентаризации можно представить в виде следующей последовательности:
Планирование и подготовка к инвентаризации.
2.4 Аудит расчетов с органами социального страхования
Поскольку базой для обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и взносов по обязательному пенсионному страхованию являются суммы начисленной оплаты труда работников сельхозорганизации за отчетный период, контрольному изучению следует подвергать, прежде всего, все выплаты по основной и дополнительной оплате труда, предусмотренные положением об оплате труда в данном хозяйстве. Кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Перечень № 115). Вместе с тем выявляются выплаты, необоснованно включенные в такие расчеты и приведшие к излишнему начислению указанных платежей.
Тщательной проверке подлежит исчисление и возмещение социальных пособий, которые проводятся за счет средств социального страхования. Руководствуются при этом Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1290.
Нормативным документом регулируется порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, на детей малообеспеченным семьям и на погребение. Для этого наряду с записями по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечено» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» привлекаются иные данные учета личного состава работников, карточек индивидуального учета их доходов, больничные листки о временной нетрудоспособности, расчетно-платежные ведомости.
Пособия по временной нетрудоспособности назначаются в случаях: утери трудоспособности в связи с заболеванием или травмой; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до l8 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком и других случаях [19, c. 218].
При проверке расчетов по операциям
по социальному страхованию
Основанием для назначения пособий является листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
При проверке расчетов по социальному страхованию и обеспечению при необходимости применяют такие приемы контроля, как очный опрос отдельных лиц, письменные запросы учреждений здравоохранения, органов социального обеспечения и социальной защиты, чтобы подтвердить реальность каждой операции, связанной с выплатой пособий, а также правильность определения количества дней нетрудоспособности и применения соответствующих норм возмещения.
Как правило, в сельскохозяйственных организациях при плановых ревизиях и проверках контроль счетов по социальному страхованию и обеспечений осуществляется выборочным методом. Для этого рекомендуется подвергнуть контрольному изучению отдельные виды пособий по выборочной совокупности работников хозяйства. Только при выявлении фактов нарушения действующего законодательства правильность начисления и выплат указанных сумм следует проверить сплошным методом
Что касается вопросов проверки, связанных с работой пенсионеров, работающих по трудовым договорам, то здесь следует учитывать требование ст. 93 Закона № 1596-XI. При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением нанимателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с нанимателей – юридических лиц и в судебном порядке с нанимателей – физических лиц.
Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам