Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение механизма аудита в области налогового законодательства и оценка его эффективности, определение путей совершенствования аудита расчетов по налогам и сборам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…4
1. Расчеты с бюджетом – основа финансовой системы республики…………....4
1.1. Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом и по социальному страхованию……………………………………………………………………..6
1.2. Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………….9
1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования……………………………………………………………………13
2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………………………………………………………20
2.1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам…………………………………20
2.2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты
труда работников……………………………………………………………….23
2.3. Инвентаризация расчетов с бюджетом…………………………………..25
2.4. Аудит расчетов с органами социального страхования………………….26
3. Заключительный этап аудита расчетов с бюджетом и органами
социального страхования………………………………………………………….30
3.1. Составление аудиторского заключения расчетов с бюджетом по
налогам и сборам и органами социального страхования…………………….30
3.2. Совершенствование аудита расчетов по налогам и сборам……………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...38
Приложение А План аудита……………………………………………………….41
Приложение Б Программа аудита………………………………………………....42
Приложение В Ведомость учета реализации продукции, работ и услуг……….44
Приложение Г Ведомость учета прочих доходов и расходов……………….…..47
Приложение Д Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость…49
Приложение Е Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………...53
Приложение Ж Налоговая декларация по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции……………………………...54

Файлы: 1 файл

курсовая аудит налогов.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007 года №180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта министерства финансов Республики Беларусь»[12].

Инструкция  по инвентаризации активов и обязательств устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете [12].

2. Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30.09.1997 г. № 1290 (в редакции от 02.06.2011 г. № 693).

Настоящее Положение  регулирует порядок обеспечения  пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам, установленными Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» [18].

Право на пособия имеют граждане, на которых распространяется государственное  социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

В соответствии с настоящим Положением назначаются пособия:

а) по временной нетрудоспособности в случаях:

утраты трудоспособности в связи  с заболеванием или травмой;

ухода за больным членом семьи;

ухода за ребенком в возрасте до 3 лет  и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

протезирования с помещением в  стационар протезно-ортопедического  предприятия;

 карантина;

б) по беременности и родам в  случаях беременности и родов, усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления над ним опеки.

3. При исчислении отчислений в Фонд социальной защиты населения, точнее, при определении базы для осуществления таких отчислений следует руководствоваться Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 г. № 115 (в редакции от 31.03.2009 г. № 397).

Четвертый уровень - рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных и правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

К этому уровню относятся:

1. Рабочий план  счетов бухгалтерского учета, учетная политика.

Изучение экономической  литературы показывает, что к определению  категории «налог» ученые подходят по - разному.

В работах основоположников экономических наук У. Петта, А. Смита, Д. Рикардо налоги рассматриваются как добровольные подаяния на благо развития нации.

Такие известные экономисты начала 20 века, как И.М. Кулишер, М.И. Слуцкий, Н.И. Тургенев, Л.В. Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граж-дан для удовлетворения своих денежных потребностей.

В фундаментальных работах современных  налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника  и др. налог определяется как "одна из форм пополнения государственной казны" или как "сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей" [26, с.27].

В работах таких видных российских ученых, как А.В. Брызгалин, Н.Е. Евстигнеев, Л.П. Окунева, Т.Ф. Юткина, налог рассматривается как сложное системное образование, вбирающее в себя элементы разных сфер знаний: экономики, права, философии и др. Т.И. Васильская рассматривает налоги как «обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей».

Д.С. Милль в своих трудах отметил, что «нет налога, в котором бы не было несправедливости, так что только разнообразие налогов взаимно сокращает эти неравенства и исправляет дело».

В работах Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь  отмечается, что «налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно - правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей»

Киреева Е.Ф. считает, что «национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики»

Таким образом, несмотря на разные мнения ученых о налогах и их значимости в жизни общества, неоспоримым остается тот факт, что налоги будут всегда, необходимость их уплаты неизбежна, они являются мощным регулятором воздействия на жизнь общества.

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогам

 

 

Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой из бюджета выделяются дотации.

СПК «Рассвет-Мыто» из выручки уплачивает единый налога, НДС.

Наиболее значимым в структуре  налоговых платежей является налог  на добавленную стоимость. Применение НДС имеет ряд преимуществ: широкая  база обложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет, однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.

Определение налогооблагаемой базы и  исчисление налога производятся в соответствии с Методическими указаниями о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

В платежных и расчетных документах сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. В документах по отгрузке продукции, товаров (работ, услуг) содержатся реквизиты: «ставка НДС», «сумма НДС», «всего стоимость с НДС».

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле:

 

Н = Б х С,         (2.1)

 

где Н – исчисленная сумма налога;

Б – налоговая база;

С – установленная ставка налога.

Налоговая база определяется в зависимости  от особенностей реализации произведенных  или приобретенных товаров (работ, услуг), оборот от реализации товаров (работ, услуг), исходя из всех поступлений, полученных в денежной, натуральной и других формах.

Освобождаются от налогообложения  обороты по реализации лекарственных  средств; медицинских (ветеринарных) услуг; услуг по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях; продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми; услуг в сфере образования, культуры, искусства; жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг; объектов жилищного фонда, включая незавершенное строительство, реконструкцию и ремонт объектов жилищного фонда и др.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, определяется как разница  между общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода и суммами  налоговых вычетов. Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Президентом РБ и Законом. Вычету подлежат суммы налога:

предъявленные продавцами плательщику  при приобретении им на территории РБ товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности;

уплаченные плательщиком при ввозе  товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

уплаченные в бюджет Республики Беларусь при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

В ходе аудита установлено, что для  правильного исчисления налога на добавленную  стоимость на исследуемом предприятии  большое значение придается правильности определения налогооблагаемой базы. В нее включается выручка от реализации продукции растениеводства, животноводства (выполнения работ, услуг); бесплатное питание для механизаторов; сельскохозяйственная продукция, выданная работникам в счет натуральной оплаты труда; пастбища, отведенные для выпаса животных населения; выявленные недостачи, хищения; падеж скота при наличии виновных лиц; возмещения материального ущерба по решению суда.

В журнале-ордере № 11-АПК отражена выручка от реализации по счетам: 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»,  Данные в журнал-ордер № 11-АПК заносятся ведомости учета реализации продукции (Приложение В) и ведомости учета доходов и расходов (приложение Г).   Заместителем главного бухгалтера ведется накопительная ведомость, в которой группируется отдельно выручка от реализации продукции (работ, услуг), подлежащая обложению НДС по ставкам 10%, 20%.

На основании накопительной  ведомости по НДС главный бухгалтер  заполняет налоговую декларацию (расчет) по НДС (приложение Д) с нарастающим итогом с начала года, которая представляется налоговым органам до 22 числа следующего за истекшим налоговым периодом месяца. На основании книги покупок в налоговую декларацию заносятся данные с указанием сумм НДС, подлежащих вычету. Если налоговые вычеты больше или равны сумме начисленного НДС, то перечисление налога в бюджет не осуществляется.

СПК «Рассвет-Мыто»  является также плательщиком единого налога. Объектом обложения единым налогом является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от прочих операций.

В ходе аудита  начисления единого  налога важным является правильно определить налогооблагаемую базу. Для этого  из журнала-ордера № 11-АПК (приложение Е) по счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» берется выручка без НДС, от нее отнимаются надбавки за сельское молоко и выручка за сельское молоко без НДС. К налогооблагаемой базе по счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» прибавляется выручка без НДС по сч.91 «Доходы и расходы по прочей деятельности»; прибыль прошлых лет, выявленная по акту сверки; питание механизаторов (сч.25); пастбища, отведенные для выпаса животных населения; недостачи к возмещению.

Ставка единого налога установлена в размере 1 % от валовой выручки предприятия. Уплата единого налога производится по результатам хозяйственной деятельности СПК «Рассвет-Мыто»  за отчетный период (месяц) на основании налоговой декларации (расчета) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налоговая декларация (расчет) по единому налогу (приложение Ж) представляется в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, с нарастающим итогом с момента перехода на уплату единого налога по форме, установленной законодательством.

В ходе аудита налогов установлено, что для обобщения информации о расчетах с государственными органами по уплачиваемым организацией платежам в бюджет в СПК «Рассвет-Мыто» предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыты  следующие субсчета:

68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)»;

68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг)»;

68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»;

68-4 «Налоги на доходы физических лиц»;

Порядок начисления и взносы платежей в бюджет установлен законами Республики Беларусь и другими нормативными актами. Исчисленные суммы налогов и отчислений за счет выручки от реализации продукции оформляются следующими бухгалтерскими проводками (таблица 2.1):

 

Таблица 2.1 – Корреспонденция счетов по учету  налогов уплачиваемых из  выручки от реализации продукции в СПК «Рассвет-Мыто»за сентябрь 2012 г.

 

Содержание операции

По данным СПК «Рассвет-Мыто»

По данным аудита

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен НДС от основной деятельности

90

68/2

315080455

90

68/2

315080455

Начислен НДС по прочей деятельности

91

68/2

2454688

91

68/2

2454688

Начислен единый налог от основной деятельности

90

68/2

31315259

90

68/2

31315259

Начислен единый налог по прочей деятельности

91

68/2

122734

91

68/2

122734

Произведен зачет НДС

68/2

18/2

408181932

68/2

18/2

408181932

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам