Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение механизма аудита в области налогового законодательства и оценка его эффективности, определение путей совершенствования аудита расчетов по налогам и сборам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…4
1. Расчеты с бюджетом – основа финансовой системы республики…………....4
1.1. Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом и по социальному страхованию……………………………………………………………………..6
1.2. Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………….9
1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования……………………………………………………………………13
2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………………………………………………………20
2.1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам…………………………………20
2.2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты
труда работников……………………………………………………………….23
2.3. Инвентаризация расчетов с бюджетом…………………………………..25
2.4. Аудит расчетов с органами социального страхования………………….26
3. Заключительный этап аудита расчетов с бюджетом и органами
социального страхования………………………………………………………….30
3.1. Составление аудиторского заключения расчетов с бюджетом по
налогам и сборам и органами социального страхования…………………….30
3.2. Совершенствование аудита расчетов по налогам и сборам……………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...38
Приложение А План аудита……………………………………………………….41
Приложение Б Программа аудита………………………………………………....42
Приложение В Ведомость учета реализации продукции, работ и услуг……….44
Приложение Г Ведомость учета прочих доходов и расходов……………….…..47
Приложение Д Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость…49
Приложение Е Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………...53
Приложение Ж Налоговая декларация по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции……………………………...54

Файлы: 1 файл

курсовая аудит налогов.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

2. Проверить  обоснованность применения льгот  по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам.

3. Проанализировать  материалы рейдовых проверок, предыдущие  акты выездная налоговая проверка, в целях ознакомления с характером  установленных ранее нарушений  налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений;

4. Изучить  нормативные документы по организации  хозяйственной деятельности и  бухгалтерского учета, определению размеров объектов налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства;

5. Информировать  налогоплательщика (его представителей) по телефону о назначении плановой выездная налоговая проверка [32, c. 51].

На основании  анализа вышеуказанных источников разрабатывается программа проверки, предусматривающая дополнительный перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке. Программа проверки утверждается начальником инспекции (его заместителем).

В случаях, когда  проверка проводится по постановлению  органа предварительного следствия  или по определению (постановлению) суда, конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом, назначившим проверку.

Сроки проведения проверок, численность проверяющих  устанавливаются руководителем  налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых субъектов предпринимательской деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 календарных дней, срок проверки может быть продлен начальником инспекции (его заместителем).

В день начала выездной налоговой проверки проверяющие  обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или  лицам, их замещающим), индивидуальному  предпринимателю, предъявить служебные  удостоверения и предписание на проведение проверки и информировать о начале выездной налоговой проверки. Одновременно определяются порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

В ходе налоговой проверки (за исключением тематической, встречной проверок, а также случаев составления промежуточного акта проверки), независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке и отражению в акте следующие вопросы:

- когда и  кем зарегистрированы учредительные документы проверяемого субъекта;

- соответствует  ли производственно-финансовая деятельность  целям и задачам, определенным  в учредительных документах; не  занимается ли налогоплательщик  деятельностью, не предусмотренной  учредительными документами;

- имеются  ли виды деятельности, подлежащие  лицензированию в соответствии  с действующим законодательством;

- определена  ли учетная политика (методика  ведения) бухучета, соответствует  ли принципам Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и соблюдается ли она налогоплательщиков

- правильно  ли определена с/с произведенной  и реализованной продукции (работ,  услуг);

- правильно  ли определена выручка от реализации  продукции, товаров, работ, услуг;

- состояние  расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования и наличия дебиторской и кредиторской задолженности;

- и др. вопросы [31, c. 318].

Таким образом,  при проверке расчетов с бюджетом ревизор должен помочь предприятию (фирме) избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.

 

 

1.2 Составление плана и программы  аудита расчетов с бюджетом  по налогам и сборам и органами  социального страхования

 

 

Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок  их начисления и уплаты соответствующим  уровням бюджета.

Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо  более узкие цели, например подтверждение  аудитором правомерности и правильности отражения в налоговом и бухгалтерском  учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой базы по конкретному налогу и т.д.

Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях  налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме  того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:

  • правильности определения объекта налогообложения;
  • правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
  • правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
  • правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
  • правильности исчисления налога;
  • своевременности уплаты налога;
  • правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.

В качестве источников информации при  проведении аудита расчетов с бюджетом используются:

  • приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
  • данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
  • сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
  • выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
  • информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
  • первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
  • налоговые декларации;
  • данные бухгалтерской отчетности [3, c. 51].

Аудитору также следует проверить  отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности - «Планирование аудита» разработаны содержание и форма плана (приложение А)  и программы аудита (приложение Б).

Аудитор, прежде всего, должен установить, по каким платежам и налогам предприятие  ведет расчеты с бюджетом. По каждому  налогу необходимо определить правильность:

  • исчисления налогооблагаемой базы;
  • применения ставок налогов и платежей;
  • расчетов сумм налогов;
  • применения льгот при расчете и уплате налогов;
  • полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
  • составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
  • составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
  • ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Аудит расчетов с бюджетом включает три основных этапа.

Этап 1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения  экономического субъекта. На данном этапе:

  • проводится общий анализ элементов системы налогообложения;
  • определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
  • проверяется правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • проводятся правовая и налоговая экспертизы существующей системы хозяйственных отношений;
  • анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • выполняется предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:

  • проверяется представленная экономическим субъектом налоговая отчетность;
  • оценивается правомерность использования налоговых льгот;
  • проводится экспертиза бухгалтерского и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;
  • исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежание аналогичных ошибок в дальнейшем.

Этап проверки и подтверждения  правильности исчисления и уплаты экономическим  субъектом налогов и сборов в бюджет может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой  отчетности, проверяются и анализируются  путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

На данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежание арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки [31, c. 319].

При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно  выбрать отчетный период, который  проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует  выборочную проверку внутри одного отчетного  периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.

Проверяя один отчетный период (например, один месяц по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:

  • правильность, своевременность, полнота формирования налогооблагаемой базы, соблюдения основных принципов при ее определении (например, заполнение книги продаж);
  • правильность формирования налоговых вычетов (книга покупок);
  • обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;
  • действительность первичных документов для заполнения налоговых регистров;
  • включение первичных документов в соответствующие налоговые периоды.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам