Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:10, контрольная работа
Для любой кредитной организации предоставление информации о своей деятельности является необходимым условием участия в финансовых рынках. Регулирующие органы рассматривают качество информации участниках рынка как самую приоритетную характеристику. Требования к качеству учетной информации со стороны участников рынка и регулирующих органов постоянно повышаются.
Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях при
переходе на МСФО.
Составление отчетности по МСФО.
Особенности составления отчетности по МСФО на базе российской учетной информации.
Аудит финансовой отчетности по МСФО.
Обучение персонала банка преобразованию российской отчетности в форматмеждународных норм отчетности, включающее:
помощь
в освоении специалистами банка стандартов подготовки отчетности в
соответствии с МСФО;
разработку методики составления
отчетности в соответствии с МСФО (предоставляется в электронном виде);
рекомендации относительно автоматизации процесса подготовки отчетности всоответствии с МСФО на регулярной основе;
консультационную
поддержку специалистам банка по составлению МСФО в течение года.
В результате банк должен получить
возможность самостоятельной
отчетности по МСФО (на полугодовой и квартальной основе).
В результате банк должен получить
возможность самостоятельной
отчетности по МСФО (на полугодовой и квартальной основе).
Однако следует отметить, что несоблюдение требований МСФО и низкое качество
аудита подрывают доверие к международным стандартам. Согласно исследованию,
проведенному Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности
(КМСФО), низкое качество аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО,
является серьезным
стандартов.
В своем исследовании "Международные стандарты финансовой отчетности" бывший
генеральный секретарь КМСФО Дэвид Кэрнс установил, что компании с котируемыми
ценными бумагами (в частности, крупнейшие европейские предприятия) применяют
различные подходы к соблюдению МСФО. Несмотря на то что многие из
рассматриваемых в отчете 165 компаний составляют прозрачную и сопоставимую
финансовую отчетность по МСФО:
17 компаний раскрывают
25 компаний используют
МСФО только тогда, когда их применение допускается национальными стандартами
или в отсутствие таковых;
не менее 20 компаний
(включая несколько крупнейших европейских компаний) претендуют на полное
соблюдение МСФО и в то же время применяют учетную политику, противоречащую
требованиям международных стандартов.
Отдельные компании корректируют финансовую отчетность, составленную по МСФО,
согласно требованиям Американской комиссии по ценным бумагам при размещении
своих акций на фондовых рынках США.
Состав ежеквартальной отчетности
В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 25.12.2003 г. N 1363-У "О
составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями"
(далее - Указание №
1363-У) кредитные организации
отчетность в соответствии с МСФО с 1 января 2004 г. за период,
заканчивающийся 30 сентября 2004 г. и 31 декабря 2004 г., то есть за 9
месяцев и за год. На основании абзаца 2 п. 3 данного Указания финансовая
отчетность за период, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., должна быть
подтверждена аудиторской организацией, имеющей право на проведение аудита
финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Согласно положениям абзаца 3 п. 3 Указания порядок представления в Банк
России финансовой отчетности кредитными организациями за последующие отчетные
периоды будет установлен Банком России дополнительно.
Таким образом, составление ежеквартальной отчетности, проведение ее аудита до
1 января 2005 г. Указанием
не предусмотрено, как не
финансовой отчетности за 9 месяцев.
Финансовая отчетность по состоянию за период, заканчивающийся 30 сентября и
31 декабря 2004 г., представляется на бумажных носителях.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Указания N 1363-У, кредитные организации
составляют финансовую отчетность в соответствии с Методическими
рекомендациями от 25.12.2003 г. № 181-Т "О порядке составления и
представления кредитными организациями финансовой отчетности" (глава 2
"Применение стандартов МСФО"), которые предусматривают, что финансовая
отчетность считается полностью подготовленной, если использованы все
стандарты, действующие на начало отчетного периода, за который составляется
финансовая отчетность.
Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций взаимоотношения дочерних и
зависимых компаний данной
кредитной организации
соответствии с требованиями МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет
инвестиций в дочерние компании" и МСФО 28 "Учет инвестиций в ассоциированные
компании". В случае если юридические лица являются дочерними или зависимыми
компаниями для данной кредитной организации, подготавливается и
представляется
юридического лица, так и консолидированная финансовая отчетность группы в
соответствии с МСФО.
Пунктом 1.3 указаных Рекомендаций предусмотрено утверждение учетной политики
по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а п. 1.4 -
утверждение порядка составления и утверждения финансовой отчетности.
В соответствии с п. 3 (абзацы 1, 2) Указания N 1363-У кредитные организации
представляют
территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за
деятельностью кредитных организаций.
Составление отчетности по МСФО филиалами, то есть структурными
подразделениями юридического лица, Указанием N 1363-У и Рекомендациями не
предусмотрено.
Возникает вполне естественный вопрос: вправе ли банки следовать рекомендациям
аудиторов, если они отличны от рекомендаций ЦБ РФ, но соответствуют
международным стандартам?
Дело в том, что согласно пп. 1, 2, 3 Указания N 1363-У подготовку составление
и представление финансовой отчетности осуществляют кредитные организации.
Абзац 2 п. 3 Указания предусматривает, что финансовая отчетность за период,
заканчивающийся 31 декабря 2004 г., должна быть подтверждена аудиторской
организацией.
Рекомендации аудиторов должны соответствовать международным стандартам
финансовой отчетности с учетом действующих стандартов и внесенных в них
изменений на дату составления финансовой отчетности. При этом следует иметь в
виду, что Рекомендации Банка России также подготовлены согласно требованиям
МСФО.
Рекомендации
по выбору аудиторской
В соответствии с Методическими рекомендациями "О порядке составления и
представления кредитными организациями финансовой отчетности" годовая
финансовая отчетность за отчетный период, начинающийся 1 января 2004 г. и
заканчивающийся 31 декабря 2004 г., подтверждается аудиторской организацией
на основании ст. 7 Закона "Об аудиторской деятельности" и ст. 42 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности". В данных Методических
рекомендациях при отборе аудиторской организации для проведения аудита
финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, кредитным
организациям рекомендуется руководствоваться общепринятой международной
практикой проведения аудита финансовой отчетности.
В международной практике, как правило, организации, проводящие аудит
финансовой отчетности, имеют не менее четырех специалистов с дипломами
международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций.
К тому же руководитель одновременно является и совладельцем аудиторской
организации. Это необходимо для того, чтобы он мог выражать мнение о
достоверности финансовой отчетности кредитных организаций от имени
аудиторской организации, подписывать аудиторское заключение. В первую очередь
руководитель несет
соответствие требованиям МСФО.
Заместитель руководителя также является совладельцем аудиторской организации.
Он несет ответственность за принимаемые решения, обеспечивает независимый
характер проведения процедуры аудиторской проверки и соблюдение требований
международных стандартов аудита. По поручению руководителя аудиторской
организации заместитель может подписывать аудиторское заключение.
Помимо руководителя и его заместителя, которые в обязательном порядке должны
иметь дипломы международно признанных организаций, такие дипломы должны иметь
специалист, ответственный в аудиторской организации за управление рисками, и
специалист, ответственный за контроль качества выполнения аудиторской
проверки и подготовки аудиторского заключения.
Кроме того, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует
применять Международные стандарты аудита N 220 "Контроль качества работы в
аудите", № 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой
отчетности" и Кодекс этики
Международной федерации
О новых требованиях к аудиторам
Центральный банк РФ по согласованию с Министерством финансов РФ (Письмо от
15.12.2003 г. N 01-АП/37) утвердил
Рекомендации по отбору
организации для проведения аудита финансовой отчетности кредитной организации
(Приложение № 5 к Методическим
рекомендациям "О порядке
представления кредитными организациями финансовой отчетности").
В целях обязательного выполнения банками Методических рекомендаций ЦБ РФ в
своем Указании N 1363-У подчеркнул, что кредитные организации составляют
финансовую отчетность в соответствии с этими Рекомендациями.
В данных Рекомендациях содержатся критерии выбора аудиторских организаций для
проведения аудита отчетности банков, подготовленной в соответствии с МСФО,
среди которых основным является наличие в штате не менее четырех
специалистов, имеющих дипломы международно-признанных бухгалтерских и
аудиторских ассоциаций и организаций (включая руководителя, его заместителя,
которые к тому же должны являться совладельцами аудиторской фирмы).
В сложившейся ситуации действия ЦБ РФ противоречат ст. 2 Закона "Об
аудиторской деятельности",
согласно которой аудиторская
осуществляться в соответствии с федеральными законами, а также нормативными
актами Президента и Правительства РФ.
Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что согласование рассматриваемых
Рекомендаций способствует
ограничению конкуренции в
аудита, так как ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает
федеральным органам исполнительной власти принимать акты и(или) совершать
действия, которые ограничивают
самостоятельность
создают дискриминационные условия для деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим
результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление