Аудит финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:
Международными стандартами финансовой отчетности;
национальными стандартами финансовой отчетности;

Файлы: 1 файл

МСА.docx

— 29.47 Кб (Скачать)

Аудит финансовой отчетности – это  процесс, в ходе которого аудитору предоставляется  возможность выразить мнение в отношении  того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в  соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:     

Международными  стандартами финансовой отчетности;     

национальными стандартами финансовой отчетности;     

другими нормативными актами, указанными в  отчетности.     

В ходе проверки аудитор собирает достаточные  и уместные доказательства, необходимые  для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.     

Аудитор должен обеспечить высокий  уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность – это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.     

Мнение  аудитора формулируется в аудиторском  отчете в виде позитивной уверенности (например: «Отчетность дает достоверное и объективное представление об объектах аудита»). Таким образом, при выражении позитивной уверенности утверждается факт достоверности отчетности.     

В соответствии с МСА 200 «Цель и  общие принципы аудита финансовой отчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство субъекта – за ее подготовку и представление. Другими словами, аудитор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объективное представление финансовых показателей субъекта. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой отчетности, но пользователи не должны принимать его как гарантию «жизнеспособности» субъекта в будущем или как подтверждение эффективности хозяйственной деятельности.     

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора – обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:      

использования тестирования,      

невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводится выборочно, достоверность  доказательств определяется результатами тестов и личным мнением аудитора);      

несовершенства системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта (например, возможен сговор между кассиром и главным  бухгалтером в целях присвоения денежных средств, что приводит к  неэффективности инвентаризаций и  затрудняет обнаружение аудитором  искажений, так как проверяемая  кассовая документация формально будет  отвечать предъявляемым требованиям);      

особых  обстоятельств, в том числе наличия  связанных сторон (операции со связанными сторонами могут быть направлены на искажение действительного состояния дел).      

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться  общими этическими принципами, изложенными  в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках  приводится их толкование согласно Кодексу  этики профессиональных бухгалтеров  МФБ).     

1. Независимость. Аудитор должен  быть свободен от какой-либо  заинтересованности в делах клиента,  которая может быть признана  несовместимой с принципами честности,  объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения  в независимости аудитора:     

финансовая взаимосвязь с клиентами  или с их делами;     

работа  аудитора на руководящей должности в организации клиента;     

выполнение  управленческих функций и принятие управленческих решений;     

обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;            

принятие аудитором  товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;           

преобладающее участие  в капитале аудиторской фирмы  лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;           

работа бывшего  партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;           

действительное или  возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;           

длительное участие  одних и тех же лиц в проверках  финансовой отчетности одного и того же клиента.     

2. Честность. В Кодексе профессиональной  этики этот принцип упоминается  вместе с порядочностью и подразумевает  справедливое ведение дел, откровенность  и правдивость.           

3. Объективность  (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь  конфликтов интересов, избегать  влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).     

4. Профессиональная компетентность  и надлежащая добросовестность (аудитор  должен предоставлять услуги  с должной тщательностью, компетентностью  и старательностью, поддерживать  профессиональные знания и навыки  на требуемом уровне, не должен  вводить в заблуждение клиента  относительно опыта или экспертных  знаний, которыми он в действительности  не обладает).     

5. Конфиденциальность (обязательство  аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).     

6. Профессиональное поведение (аудитор  должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).     

7. Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных  услуг в соответствии с применимыми  стандартами, например, МСА, внутренними  стандартами профессиональных аудиторских  объединений и другими нормативными  документами).      

Помимо  соблюдения этих принципов, аудитор  должен планировать и проводить  аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.      

Основные  принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по:     

целям (принимается во внимание соответствие отчетности требованиям положений, постановлений и предписаний министерств);     

объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, которые составляют субъекты госсектора);      

полномочиям аудитора (они могут носить более специфический характер, учитывать вопросы национальной безопасности, требования разных положений при установлении уровня существенности);     

подходу и стилю аудита;     

форме аудиторского заключения.     

Регулированием  аудиторской и бухгалтерской  практики в госсекторе занимается Комитет государственного сектора. К государственному сектору относятся органы власти и учреждения:      

национальные,     

региональные (государственные, областные, территориальные),      

местные (городские, районные),     

иные  правительственные учреждения (агентства, комитеты, управления, предприятия).     

Пользователями  отчетности субъектов госсектора являются:     

законодательные органы,     

правительственные учреждения,

Российская экономика нуждается  в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых  необходимо убедить инвесторов в  целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии  финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия  и результаты его хозяйственной  деятельности, служит бухгалтерская  отчетность. Сторонние инвесторы  заинтересованы в том, чтобы она  была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для  западных инвесторов правилам, а достоверность  ее должна быть подтверждена путем  проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных  предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной  необходимость единых подходов к  аудиту у нас и за рубежом.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный  перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки  использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод  международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности  дословного перевода текста нормативных  документов с английского языка  на русский. Международные стандарты  аудита написаны в повествовательной  форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных  стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Следует обратить внимание на несколько  необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной  стороны, это связано с тем, что  документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в  развитых странах либо принятых профессиональными  международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми  у нас стандартами, для утверждения  которых существуют специальные  организации и процедуры).

С формальной точки зрения российские стандарты аудиторской деятельности созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п. Таким образом, на первый взгляд можно сказать, что российская система аудита близка к МСА и стремится развиваться в этом направлении.

В целом стандарты можно подразделить на несколько групп:

1) международные стандарты аудита, близкие к российским;

2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских;

3) документы МСА, не имеющие  аналогов среди российских правил (стандартов);

4) правила (стандарты) аудиторской  деятельности, не имеющие аналогов  в системе МСА.

Большинство российских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собой более подробный и адаптированный для российских специалистов вариант  МСА. Таким образом, выполняя требования российских правил (стандартов), российские аудиторы одновременно выполняют и  большинство требований МСА. Международными стандартами аудита, близкими к российским, являются:

- МСА N 200 "Цель и общие принципы  аудита финансовой отчетности" (РСА "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской  отчетности");

- МСА N 210 "Условия договоренностей  об аудите" (РСА "Письмо-обязательство  аудиторской организации о согласии  на проведение аудита", РСА  "Порядок заключения договоров  на оказание аудиторских услуг");

- МСА N 220 "Контроль качества  аудиторской работы" (РСА "Внутрифирменный  контроль качества аудита");

- МСА N 230 "Документация" (РСА  "Документирование аудита");

- МСА N 250 "Учет законов и  нормативных актов при аудите  финансовой отчетности" (РСА "Проверка  соблюдения нормативных актов  при проведении аудита");

- МСА N 300 "Планирование аудита" (РСА "Планирование аудита");

- МСА N 310 "Знание бизнеса" (РСА  "Понимание деятельности экономического  субъекта");

- МСА N 320 "Существенность в  аудите" (РСА "Существенность  и аудиторский риск");

- МСА N° 400 "Оценка рисков  и система внутреннего контроля" (РСА "Изучение и оценка систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ходе аудита");

- МСА N 401 "Аудит в условиях  компьютерных информационных систем" (РСА "Аудит в условиях компьютерной  обработки данных");

- МСА N 510 "Первая аудиторская  проверка - начальные сальдо" и  МСА N 710 "Сопоставления" (РСА  "Первичный аудит начальных  и сравнительных показателей  бухгалтерской отчетности");

- МСА N 520 "Аналитические процедуры" (РСА "Аналитические процедуры");

Информация о работе Аудит финансовой отчетности