Аудит финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:
Международными стандартами финансовой отчетности;
национальными стандартами финансовой отчетности;

Файлы: 1 файл

МСА.docx

— 29.47 Кб (Скачать)

- МСА N 540 "Аудит оценочных  значений" (РСА "Аудит оценочных  значений в бухгалтерском учете");

- МСА N 550 "Связанные стороны" (РСА "Учет операций со связанными  сторонами в ходе аудита");

- МСА N 560 "Последующие события" (РСА "Дата подписания аудиторского  заключения и отражение в нем  событий, произошедших после даты  составления и представления  бухгалтерской отчетности");

- МСА N 580 "Заявления руководства" (РСА "Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического  субъекта");

- МСА N 600 "Использование результатов  работы другого аудитора" (РСА  "Использование работы другой  аудиторской организации");

- МСА N 610 "Рассмотрение работы  внутреннего аудита" (РСА "Изучение  и использование работы внутреннего  аудита");

- МСА N 620 "Использование работы  эксперта" (РСА "Использование  работы эксперта");

- МСА N 720 "Прочая информация  в документах, содержащих проверенную  финансовую отчетность" (РСА "Прочая  информация в документах, содержащих  проаудированную бухгалтерскую  отчетность");

- МСА N 810 "Проверка прогнозной  финансовой информации" (РСА "Проверка  прогнозной финансовой информации");

- ПМАП N 1007 "Контакты с руководством  клиента" (РСА "Общение с  руководством экономического субъекта");

- ПМАП N 1008 "Оценка рисков и  система внутреннего контроля - характеристики  КИС и связанные с ним вопросы" (РСА "Оценка риска и внутренний  контроль. Характеристика и учет  среды компьютерной и информационной  систем");

- ПМАП N 1009 "Методы аудита с  использованием компьютеров" (РСА  "Проведение аудита с помощью  компьютеров").

Международными  стандартами аудита, отличающимися  от российских аналогов, являются:

- МСА N 110 "Глоссарий" (РСА "Перечень  терминов и определений, используемых  в правилах (стандартах) аудиторской  деятельности");

- МСА N 240 "Мошенничество и  ошибки" (РСА "Действия аудитора  при выявлении искажений бухгалтерской  отчетности");

- МСА N 500 "Аудиторские доказательства" (РСА "Аудиторские доказательства");

- МСА N 530 "Аудиторская выборка  и другие процедуры выборочной  проверки" (РСА "Аудиторская  выборка");

- МСА N 700 "Аудиторское заключение  по финансовой отчетности" (РСА  "Порядок составления аудиторского  заключения о бухгалтерской отчетности");

- МСА N 800 "Отчет аудитора по  специальному аудиторскому заданию" (РСА "Заключение аудиторской  организации по специальным аудиторским  заданиям");

- МСА N 920 "Задания по выполнению  согласованных процедур" (РСА  "Характеристика сопутствующих  аудиту услуг и требования, предъявляемые  к ним");

- ПМАП N 1005 "Особенности аудита  малых предприятий" (РСА "Особенности  аудита малых экономических субъектов").

13 документов из числа МСА  и Положений по международной  аудиторской практике пока не  имеют российских аналогов. Это  просто связано с тем, что  разработка российских регламентирующих  документов требует времени, и  подготовка всего пакета документов  еще не завершена. Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются:

- МСА N 100 "Предисловие к международным  стандартам аудита и сопутствующим  услугам";

- МСА N 120 "Концептуальная основа  международных стандартов";

- МСА N 402 "Аудит субъектов,  пользующихся услугами обслуживающих  организаций";

- МСА N 501 "Аудиторские доказательства" - дополнительное рассмотрение особых  статей";

- МСА N 910 "Задания по обзору  финансовой информации";

- МСА N 930 "Задания по подготовке  финансовой информации";

- ПМАП N 1000 "Процедуры межбанковского  подтверждения";

- ПМАП N 1001 "Среда КИС - автономные  микрокомпьютеры";

- ПМАП N 1002 "Среда КИС - интерактивные  компьютерные системы";

- ПМАП N 1003 "Среда КИС - системы  баз данных";

- ПМАП N 1004 "Взаимодействие инспекторов  по банковскому надзору и внешних  аудиторов";

- ПМАП N 1006 "Аудит международных  коммерческих банков";

- ПМАП N 1010 "Учет экологических  вопросов при аудите финансовой  отчетности".

Российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА, являются:

- "Письменная информация аудитора  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита";

- "Образование аудитора";

- "Права и обязанности аудиторских  организаций и проверяемых экономических  субъектов";

- "Требования, предъявляемые к  внутренним стандартам аудиторских  организаций";

- "Налоговый аудит и другие  сопутствующие услуги по налоговым  вопросам. Общение с налоговыми  органами".

Для ускорения внедрения МСА  в практику работы российских аудиторов  органы, выдающие фирмам государственные  лицензии на проведение аудита, признали российские стандарты аудита в качестве обязательных для соблюдения аудиторскими фирмами.

И все же по вопросу о том, надо ли внедрять МСА в России, остаются различные точки зрения. Потребность  России в иностранных инвестициях  и требования прозрачности финансовой отчетности российских предприятий  для иностранных пользователей  требует, чтобы российские аудиторы работали в соответствии с МСА  либо по национальным стандартам, подготовленным в соответствии с МСА. Тем не менее, у данной официальной точки зрения есть противники, которые указывают, что большинство российских предприятий - клиентов в гораздо большей мере заинтересовано в налоговых проверках  и оптимизации налогов, чем в  абстрактном “подтверждении достоверности”, тем более что для экономии на налогах часто выгоднее иметь  заведомо недостоверную отчетность. Квалифицированных инвесторов, которые  действительно анализировали бы баланс и прежние прибыли предприятия, для того, чтобы принять решение  об инвестировании в него, у нас  практически нет. Клиенты не готовы платить аудиторам те реальные денежные суммы, в которые может обойтись аудит по “стандартам”.

Казалось бы, здесь все ясно: либо российские аудиторы подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда пользователи такой отчетности в этом нуждаются, и соблюдают при этом все или  большинство требований МСА и  с полным основанием называет это  “аудитом”, либо российские аудиторы выполняют требования клиентов по налоговым  проверкам и бухгалтерским консультациям, и называют это обзорными проверками, специальным аудитом или согласованными процедурами. Во втором случае аудитор  не имеет права выдавать по результатам  работы такого аудиторского заключения, в котором говорилось бы о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях.

Кроме того, надо отметить, что переходный характер российской экономики, неразвитость инвестиционных отношений, недостаточное  количество компетентных пользователей  финансовой отчетности приводят к тому, что аудиторские услуги в их классическом виде, как подтверждение достоверности  финансовой отчетности, пока еще недостаточно востребованы российским обществом. В  результате для многих аудиторских  фирм аудит часто сводится к проверке правильности налоговых расчетов клиента, поиску злоупотреблений и налоговым  консультациям, не сопровождаемым соблюдением  формальностей, предусмотренных стандартами, по итогам которых, тем не менее, клиентам выдаются стандартные аудиторские  заключения.

Заключение

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические  субъекты, нормальное развитие которых  зачастую невозможно без привлечения  средств инвесторов, спонсоров и  кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический  субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у  потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно  повысились требования к организации  системы учета и отчетности. Появились  новые формы и методы ведения  учета, в том числе с применением  компьютерных систем. Бухгалтерская  отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить  финансовое и имущественное состояние  экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые  содержатся в отчетности. Аудиторское  заключение должно давать пользователям  ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление  о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми  принципами бухгалтерского учета.

Определение цели аудита дано в ФЗ "Об аудиторской деятельности"; она заключается в выражении  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения  им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Однако недостаточно проверять  отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также проверить, обеспечивают ли способы  отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия  достоверности их отражения в  бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан определить выбранные предприятием способы  бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской  отчетности.

Для того чтобы пользователи бухгалтерской  отчетности имели достаточно достоверную  информацию о деятельности соответствующих  организаций, необходимо совершенствовать: во-первых, национальные стандарты бухгалтерского учета, во-вторых, методику проведения аудиторских проверок достоверности бухгалтерской отчетности. Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.

 


Информация о работе Аудит финансовой отчетности