Аудит операций с основными средствами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить порядок проведения аудита операций с основными средствами.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Выявить цель и задачи аудита операций с основными средствами.
Привести перечень нормативных документов и документов, предоставляемых аудитору.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть……………………………………………………………………………..4
Цель и задачи аудита операций с основными средствами……………………………….4
Нормативные документы и документы, предоставляемые аудитору…………………5
Методика проведения аудита операций с основными средствами…………………….7
Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств………………………………………….11
Проверка правильности организации учета основных средств………………………..12
Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации основных средств……………………………………………………………………………………………...14
Проверка операций по поступлению основных средств……………………………….15
Проверка операций по строительству объектов основных средств…………………26
Проверка операций по начислению амортизации основных средств…………………29
Проверка операций по переоценке основных средств………………………………….31
Проверка операций по консервации основных средств………………………………33
Проверка операций по ремонту основных средств……………………………………34
Проверка операций по реконструкции и модернизации основных средств…………37
Проверка операций по выбытию основных средств…………………………………39
Анализ и обобщение результатов аудита……………………………………………….45
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ аудит.docx

— 745.88 Кб (Скачать)

     По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности документального оформления операций по строительству основных средств;
  • правильности формирования первоначальной стоимости построенных объектов основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по строительству объектов основных средств, в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отражения операций по строительству объектов основных средств, в бухгалтерской отчетности.

 

      1. Проверка  операций по начислению амортизации  основных средств

     Порядок проведения аудита операций по начислению амортизации основных средств включает ряд последовательных этапов:

  1. Проверка правильности применения способов начисления амортизации.

     Для целей бухгалтерского учета, согласно п. 18 ПБУ 6/01, начисление амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     При проверке необходимо установить соответствует  ли фактический способ начисления амортизации  для целей бухгалтерского учета, способу, утвержденному в учетной  политике организации. Соответствует  ли порядок начисления амортизации, порядку, утвержденному в нормативных  актах. При проверке достоверности расчета сумм амортизации необходимо выборочным методом проверить правильность арифметических расчетов начисленных сумм амортизационных отчислений. Начисление амортизации в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. При выбытии объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»).

     Для целей налогового учета согласно ст. 259 НК РФ, для целей налогообложения  существует два метода начисления амортизации  основных средств:

  • линейный;
  • нелинейный.

     Линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов. В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

     Изменение метода начисления амортизации допускается  с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти  с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

  1. Проверка правильности применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации для целей налогового учета.

     С 1 января 2009 г. порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме  амортизации для целей налогового учета регулируется положениями  ст. 259.3 НК РФ. Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей статьей по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 259 НК РФ). Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

  1. Проверка правильности начисления амортизационной премии для целей налогового учета.

     Налогоплательщик  имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода  расходы на капитальные вложения в размере не более 10% расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

     Амортизационная премия списывается на расходы в  месяце, следующем за месяцем ввода  основного средства в эксплуатацию. В этом месяце в расходы включается и амортизационная премия, и первая сумма амортизации по данному основному средству. При этом амортизация начисляется на стоимость, уменьшенную на величину списанных единовременно капитальных расходов.

     Поскольку в ПБУ 6/01 начисление данных расходов в бухгалтерском учете не предусмотрено, расхождения приводят к возникновению  налогооблагаемых временных разниц (п. 12 ПБУ 18/02). Налогооблагаемые временные разницы, в свою очередь, приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО) (п. 14 ПБУ 18/02), которые должны быть отражены в текущем бухгалтерском учете (кредит счета 77).

     По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности применения декларированных в учетной политике способов начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • правильности документального оформления операций по начислению амортизации основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по начислению амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отражения операций по начислению амортизации основных средств в бухгалтерской отчетности.

 

      1. Проверка  операций по переоценке основных средств

     Решение организации о проведении переоценки по состоянию на начало отчетного  года должно быть оформлено соответствующим  распорядительным документом, обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке. Периодичность переоценки необходимо закрепить в приказе об учетной политике организации.

     Порядок проведения аудита операций по переоценке основных средств включает ряд последовательных этапов:

  1. Проверка порядка проведения переоценки основных средств.

     Переоценка  объектов основных средств производится с целью определения их реальной стоимости путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

     Коммерческая  организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного  года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В последующем  они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности, существенно  не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Организация вправе самостоятельно определить, как часто она станет переоценивать основные средства, закрепив эти положения в учетной политике.

     Переоценке  могут быть подвергнуты находящиеся  в собственности организации  объекты основных средств как  действующие, так и находящиеся в резерве, на консервации и т.д. Земельные участки и объекты природопользования переоценке не подлежат.

     При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов  государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах  массовой информации и специальной  литературе; оценка бюро технической  инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств (п. 43 приказа Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н).

  1. Проверка порядка отражения результатов переоценки основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

     Согласно  п. 15 приказа Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н, сумма  дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 83 «Добавочный капитал»). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.

     Сумма  уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (Дебет счета 83 «Добавочный капитал» Кредит счета 01 «Основные средства»). Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

     Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете  обособленно. Они включаются в данные бухгалтерской отчетности отчетного  года.

     Для целей налогового учета положительная (отрицательная) сумма переоценки основных средств не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения  прибыли, и не принимается при  определении восстановительной  стоимости амортизируемого имущества  и при начислении амортизации.

     Другими словами, стоимость основных средств  после переоценки изменяется только в бухгалтерском учете. Поэтому  если после 1 января 2002 года в организации  проводилась переоценка основных средств, то, рассчитывая налог на прибыль, организация не может пользоваться данными бухучета о начисленной  амортизации. Следовательно, организация  должна вести автономный налоговый  учет основных средств.

     Результаты  переоценки основных средств, отраженные в бухгалтерском учете, учитываются  в целях исчисления налога на имущество.

 

      1. Проверка  операций по консервации основных средств

     По  решению руководителя переводятся на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса (п. 63 приказа Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

     Решение о консервации принимается комиссией  в том случае, если объекты не используются из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля  производства и т.п. По результатам  работы инвентаризационной комиссии принимаются  решения о консервации данных объектов.

     Для целей бухгалтерского и налогового учета по основным средствам, переведенным на консервацию продолжительностью не менее трех месяцев, амортизация  не начисляется (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации (на основании п. 3 ст. 256 НК РФ). Амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства.

     Все расходы на содержание законсервированных объектов основных средств должны производиться  на основании и в пределах сметы  на эти цели, утвержденной руководителем  организации. Для целей бухгалтерского учета указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов на основании пп. 4 и 12 ПБУ 10/99. Для целей налогового учета указанные расходы могут учитываться в составе внереализационных расходов на основании ст. 265 НК РФ.

     Если  организация имеет законсервированные транспортные средства, то они включаются в объект обложения транспортным налогом вместе с транспортом, который  эксплуатируется в организации (ст. 357 НК РФ).

     По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности применения порядка консервации основных средств;
  • правильности документального оформления операций по консервации основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по консервации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отражения операций по консервации основных средств в бухгалтерской отчетности.
      1. Проверка операций по ремонту основных средств

Информация о работе Аудит операций с основными средствами предприятия