Аудит операций с основными средствами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить порядок проведения аудита операций с основными средствами.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Выявить цель и задачи аудита операций с основными средствами.
Привести перечень нормативных документов и документов, предоставляемых аудитору.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть……………………………………………………………………………..4
Цель и задачи аудита операций с основными средствами……………………………….4
Нормативные документы и документы, предоставляемые аудитору…………………5
Методика проведения аудита операций с основными средствами…………………….7
Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств………………………………………….11
Проверка правильности организации учета основных средств………………………..12
Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации основных средств……………………………………………………………………………………………...14
Проверка операций по поступлению основных средств……………………………….15
Проверка операций по строительству объектов основных средств…………………26
Проверка операций по начислению амортизации основных средств…………………29
Проверка операций по переоценке основных средств………………………………….31
Проверка операций по консервации основных средств………………………………33
Проверка операций по ремонту основных средств……………………………………34
Проверка операций по реконструкции и модернизации основных средств…………37
Проверка операций по выбытию основных средств…………………………………39
Анализ и обобщение результатов аудита……………………………………………….45
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ аудит.docx

— 745.88 Кб (Скачать)

     При проверке инвентарных номеров необходимо установить соблюдается ли порядок присвоения инвентарных номеров и их обозначения на объектах основных средств.

     Существенная  информация об основных средствах подлежит раскрытию в пояснительной записке  и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту  раскрытия информации об основных средствах  в бухгалтерской отчетности.

     По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • о соответствии данных аналитического учета основных средств оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 01, 02, 03, 07, 08;
  • о соответствии данных бухгалтерского учета основных средств соответствующим данным бухгалтерской отчетности;
  • о правильности и полноте раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

 

      1. Проверка  правильности проведения и учета  результатов инвентаризации основных средств

     Основное  внимание аудитор уделяет качеству проведения и оформлению результатов  инвентаризаций основных средств, для  чего проверяет соблюдение сроков подведения их итогов, оценивает качество подготовки инвентаризационных описей.

     Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить  правильность отражения этих результатов  в учете.

     Выполняя процедуру проверки правильности проведения и учета результатов инвентаризации основных средств, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Порядок проведения инвентаризации основных средств соответствует положениям нормативных актов?
  • Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации основных средств и порядок их заполнения соответствуют положениям нормативных актов?
  • Отражение в бухгалтерском и налоговом учете излишков/недостач основных средств, выявленных при инвентаризации соответствует положениям нормативных актов?

     В ходе аудиторской проверки аудитор  может наблюдать за процессом  проведения инвентаризации (если период проведения аудита совпал с фактическими сроками проведения инвентаризации).

     В ходе аудиторской проверки аудитор  может провести выборочный контрольный  осмотр основных средств, изучить имеются  ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также  длительно не используемое имущество.

     При проведении аудита, с целью получения аудиторских доказательств о сохранности основных средств, аудитор может случайным образом выбрать определенное количество основных средств и затем проверить, отражены ли они в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество объектов основных средств и удостовериться в том, что они имеются в наличии.

     Если  инвентаризация основных средств в  организации не проводилась в  течение последних трех лет, аудитор  может потребовать ее проведения с целью снижения аудиторского риска. В случае, если аудируемое лицо не проведет инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, аудитор может подготовить аудиторское заключение, отличающееся от безусловно положительного. 

      1. Проверка  операций по поступлению основных средств

     Получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по поступлению основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности – от планирования до формирования заключения.

     Объем выборки для проверки сальдо по счету  учета основных средств и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной  на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы  внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может  быть изменен.

     При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении операций по поступлению основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

     Этапы проведения аудита операций по поступлению основных средств:

    1. Проверка договоров на приобретение основных средств.

     В зависимости от совершаемых операций при поступлении основных средств  могут применяться следующие  виды договоров: купли-продажи, поставки, комиссии, поручения, мены, дарения, безвозмездного пользования, простого товарищества, доверительного управления, лизинга, аренды и др. При аудите договоров необходимо проверить их наличие и правильность оформления. От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.

    1. Проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам.

     При проведении аудита необходимо установить выполняются ли единовременные условия определенные нормативными актами необходимые для принятия к бухгалтерскому учету имущества в составе основных средств.

     При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • активы, приобретенные после 1 января 2006 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01);
  • основные средства, приобретенные после 1 января 2006 г., предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, должны отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (балансовый счет 03).

     При проведении аудита также необходимо установить выполняются ли единовременные условия определенные нормативными актами, необходимые для принятия к налоговому учету имущества в составе основных средств.

     При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • лимит стоимости имущества в 40 000 руб. распространяется на основные средства, приобретенные после 1 января 2011 г. До этой даты действовал лимит 20 000 руб. Активы, приобретенные после 1 января 2011 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в налоговом учете должны быть списаны единовременно на расходы (п. 1 ст. 256 НК РФ).
    1. Проверка операций по приобретению основных средств за плату.

     При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению основных средств за плату, а именно:

    1. Порядок формирования первоначальной стоимости приобретенных объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.

     Согласно  п. 8 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением  налога на добавленную стоимость  и иных возмещаемых налогов (кроме  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации). Все эти затраты должны суммироваться на 08 счете, ввод в эксплуатацию (первоначальная стоимость) отражается  по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     По правилам налогового учета в первоначальную стоимость основного средства не включают:

  • суммы, уплаченные за посреднические, информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой основного средства;
  • стоимость услуг нотариуса, связанных с регистрацией договора, по которому фирма получает право собственности на основное средство;
  • проценты по кредитам, полученным для покупки основного средства;
  • отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой основного средства;
  • расходы по госрегистрации основных средств, которые относятся к недвижимому имуществу.

     Вышеуказанные расходы для целей налогового учета, включаются в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

     Для целей налогообложения, таможенные платежи можно включать в первоначальную стоимость приобретенных основных средств (ст. 257 НК РФ), либо в состав прочих расходов (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, порядок отражения таможенных пошлин и сборов в налоговом учете является элементом учетной политики.

     В связи с этим выявленные в регистрах  формирования первоначальной стоимости  основного средства расхождения  приводят к возникновению налогооблагаемых временных разниц. Налогооблагаемые временные разницы, в свою очередь, приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО), которые отражаются в текущем бухгалтерском учете.

     Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной  ликвидации и переоценки объектов основных средств.

    1. Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам.

     Согласно  п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются после принятия на учет данных основных средств.

     Случаи, когда уплаченный при приобретении основных средств НДС учитывается  в их стоимости, перечислены в  отдельных статьях НК РФ. К ним относятся основные средства, используемые:

     1) для производства и реализации  товаров (работ, услуг), которые  не облагаются НДС в соответствии  с пунктами 1-3 статьи 149 Налогового  кодекса РФ;

     2) для производства товаров (работ,  услуг), которые используются для  собственных нужд и освобождаются  от НДС в соответствии с  пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового  кодекса РФ;

     3) для производства товаров (работ,  услуг), которые реализуются за  пределами территории Российской  Федерации (п. 2 ст. 170 НК РФ);

     4) для непроизводственных целей;

     5) для производства товаров (работ,  услуг) операции, по передаче которых  не считаются реализацией в  соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ;

     6) организациями и индивидуальными  предпринимателями, которые не  платят НДС.

     С 1 января 2006 г., для вычета НДС достаточно наличия счета-фактуры, принятия ценностей  на учет и их использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ).

     3.3. Порядок отражения операций по приобретению объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации.

     Для целей бухгалтерского учета принятие объектов недвижимости к бухгалтерскому учету осуществляется после государственной  регистрации прав на эти объекты, а для целей налогообложения прибыли – с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

    1. Порядок отражения операций по приобретению объектов основных средств, требующих монтажа.

     В бухгалтерском учете оборудование, требующее установки, учитывается  на специально предназначенном для  этого счете 07 "Оборудование к  установке". Если основное средство монтируют сотрудники самой организации, то все затраты, связанные с монтажом, нужно учесть на счете 08 субсчет "Строительство объектов основных средств".

Информация о работе Аудит операций с основными средствами предприятия