Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа производства и реализации продукции растениеводства, а именно зерна в СПК «Каменский» Шенталинского района.
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методика анализа производства и реализации продукции растениеводства…………………………………………………………………………6
1.1. Основные тенденции развития отрасли в Российской Федерации и Самарской области. …………………….………………………………………...6
1.2. Система показателей для анализа производства и реализации продукции растениеводства…………………………………………….…….……..12
1.3. Основные направления повышения эффективности производства и реализации продукции растениеводства…………..........................................20
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика хозяйства......23
2.1. Природно-экономические условия хозяйства………………..…..23
2.2. Анализ ресурсного потенциала хозяйства………………………..24
2.3. Анализ основных видов деятельности…………………………....29
2.4. Анализ финансовых результатов и финансового состояния организации…………………………………………………………………………...30
Глава 3. Анализ эффективности производства и реализации продукции растениеводства………………………………………………………………….33
3.1. Анализ производства продукции растениеводства………………33
3.2. Анализ реализации продукции растениеводства…………………37
3.3. Расчет резервов повышения эффективности производства и реализации продукции растениеводства……………………………………….….41
Заключение………………………………………………………………….45
Список использования литературы……………………………………..…47
Рис. 1. Динамика импорта ячменя в 2008 году, тыс. тонн
Валовой сбор зерна в РФ на 2009г., по данным регионов, составил 98,8 млн. тонн, что на 13,4 млн. тонн меньше показателя на аналогичную дату прошлого года, зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на площади 41,5 млн. га (91% площади сева). Урожайность составляет 23,8 ц/га, что на 1,3 ц/га меньше, чем в 2008г. (по данным Министерства сельского хозяйства РФ).
Пшеницы намолочено 62 млн. тонн (в 2008г. - 65,9 млн. тонн), ячменя - 18,5 млн. тонн (в 2008г. - 24 млн. тонн).
Кукуруза на зерно убрана с 645 тыс. га (45%), что на 410 тыс. га меньше прошлого года, намолочено 2,2 млн. тонн (на 2,3 млн. тонн меньше 2008г.) при урожайности 34,7 ц/га (на 8,3 ц/га меньше 2008г).
Рис убран со 150 тыс. га (83% от плана), намолочено 888 тыс. тонн, что на 150 тыс. тонн меньше прошлогоднего, урожайность составила 59,4 ц/га (на 13,4 ц/га больше прошлогоднего). Подсолнечник на зерно убран с 4,2 млн. га (68%), намолочено 5,1 млн. тонн маслосемян при урожайности 12,1 ц/га, что на 0,6 ц/га меньше показателя 2008г.
Сахарная свекла (фабричная) убрана с площади 597 тыс. га (73%), накопано 17,8 млн. тонн корнеплодов (на 5,5 млн. тонн меньше 2008г.) при урожайности 298,3 ц/га (на 45,3 ц/га ниже прошлого года). Лен-долгунец вытереблен на площади 59,4 тыс. га (87% площади сева), что на 8,2 тыс. га меньше прошлого года.
Сои обмолочено 367 тыс. га, намолочено 473 тыс. тонн при урожайности 12,9 ц/га (на 2,4 ц/га больше прошлогоднего).
Озимые культуры посеяны на площади 17,1 млн. га, что на 1,4 млн. га больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
На одну условную голову крупного рогатого скота заготовлено 17,5 ц кормовых единиц, что на уровне прошлого года.
По состоянию на 16 октября 2009г. сельхозтоваропроизводители приобрели 2 млн. 44,7 тыс. тонн минеральных удобрений. Накопленные ресурсы минеральных удобрений к проведению сезонных полевых работ 2009г. составляют 2 млн. 275,8 тыс. тонн действующего вещества, что на 245,5 тыс. тонн больше уровня 2008г. [13].
Рассмотрим положение сельского хозяйства в Самарской области.
В Самарской области благоприятные агроклиматические условия пригодные для выращивания всех сельскохозяйственных культур, а при условии выполнения всех агротехнических мероприятий и при стечении благоприятных условий по агроклиматическим факторам могут быть получены высокие урожаи зерновых культур до 39 ц/га. В регионе достаточное количество тепла и плодородных почв, годовая сумма осадков в области колеблется в среднем от 300 до 450 мм.
В последние годы производство растениеводческой продукции в Самарской области характеризовалось неудовлетворительными результатами. Одной из главных причин низкой производительности является недостаток влаги в почве. Это в свою очередь происходит из-за часто повторяющихся засух и нерационального использования влаги в почве. Для получения высоких и устойчивых урожаев необходимо проводить мероприятия по накоплению и сбережению влаги в почве.
Сельскохозяйственные организации не заинтересованы в производстве большого количества зерна, так как цены на зерно опускаются до уровня себестоимости или даже ниже. Но и по ним сложно реализовать его и хоть как-то обеспечить воспроизводственный процесс на ближайший год. Не продав зерно или продав по цене ниже себестоимости, большинство сельских товаропроизводителей не могут приобрести самое необходимое – горючее, запасные части для сельхозмашин, семена, удобрения и другие средства производства. Это происходит вследствие того, что в районах находятся всего несколько организации по закупке зерна (элеватор, хлебозаводы) и они устанавливают цены на зерно. А продавать продукцию другим закупочным организациям, находящимся за пределами области не выгодно, так как этому мешают высокие расходы по транспортировке.
Чтобы повысить эффективность сельскохозяйственного производства необходимо выполнить несколько первоочередных мер:
- Сокращение размеров задолженности сельскохозяйственных производителей перед бюджетом на величину средств, затраченных ими на приобретение новой техники и технологий, а также вложенных в объекты социальной и рыночной инфраструктуры;
- Применение более высоких ставок земельного налога на неиспользуемые пахотные земли;
- Обеспечение преференциального режима экспорта сельскохозяйственной продукции;
- Снижение налогообложения предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, если они работают преимущественно на российском сырье и вкладывают собственные средства в создание отечественных сырьевых зон;
- Обеспечение закупок излишков продукции у населения, путем организационной и финансовой помощи в создании торгово-закупочных кооперативов.
1.2. Система показателей для анализа производства и реализации продукции растениеводства
Объем производства сельскохозяйственной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственных предприятий. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции, не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ хозяйственной деятельности необходимо начинать с изучения объема производства продукции, и в частности продукции растениеводства.
Цель анализа – выявление резервов дальнейшего динамического развития и увеличения объема производства продукции отрасли.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
1. Анализ динамики показателей, характеризующих уровень развития и объем валовой продукции отрасли для установления общих тенденций и закономерностей;
2. Анализ факторов, определяющих уровень развития отрасли и объем валовой продукции;
3. Анализ эффективности внедрения прогрессивных агроприемов в производство, как факторов повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения производственно-экономических параметров отрасли;
4. Экономическая оценка сельскохозяйственных культур, выращиваемых на предприятии для использования ее результатов при совершенствовании структуры посевов;
5. Оптимизация структуры посевов с применением методов математического моделирования, обеспечивающей производство максимума продукции с 1 га пашни и эффективного использования трудовых и материальных ресурсов;
6. Разработка комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на практическую реализацию резервов, выявленных в ходе анализа. [8, с. 67]
Экономический анализ выполняет очень важные функции в системе управления производством и имеет исключительно важное значение в процессе выявления резервов увеличения производства продукции. От того, насколько глубоко и всесторонне сделан анализ производства продукции, зависят оценка деятельности хозяйства по использованию имеющихся возможностей увеличения производства продукции, а также полнота и реальность выявленных резервов и как результат этого – дальнейшее увеличение производства продукции, снижения ее себестоимости, рост прибыли, рентабельности и т.д.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. [11, с. 106]
Для характеристики объема продукции выделяют продукцию: валовую, товарную, отгруженную, реализованную.
Валовая продукция – это количество изделий, работ и услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, несмотря на степень их готовности. Характеризуют объем работ.
Товарная продукция – это количество изделий, полностью законченных в производстве и предназначенных для реализации. Характеризуют объем продукции.
Отгруженная продукция – это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.
Реализованная продукция – это количество изделий, за которые поступили денежные средства в кассу или на расчетный счет, чеки, векселя.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. [11, с. 105]
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщения характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктивного производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных и условно-натуральных измерителях.
Основным источником информации для анализа производства продукции растениеводства является отчет «Производство и себестоимость продукции растениеводства», в котором приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и себестоимости. Для оперативного анализа используются первичные документы.
Анализ показателей развития отрасли растениеводства и валового производства продукции. Для оценки степени развития отрасли необходимо оперировать тремя группами показателей в сравнении со среднерайонными и среднереспубликанскими данными в динамике.
Первая группа экономических показателей: удельный вес отрасли в структуре валовой продукции, оцененной в сопоставимых ценах; товарная продукция, оцененная в ценах фактической реализации; валовой доход, сумма прибыли и рентабельность. Из перечисленных показателей наиболее значимы последние три.
Структура товарной продукции, отражает производственное направление предприятия, от которого зависит эффективное использование природно-экономических условий его деятельности, условия достижения высоких финансовых результатов.
Динамика валового дохода характеризует степень реализации возможностей увеличения производства продукции при высокоэффективном использовании материальных затрат.
Сумма прибыли является показателем интегральным, отражающим характер динамики валовой продукции, валового дохода и освоения требований рыночной экономики.
Вторая группа объединяет показателей технологического характера: применения интенсивной технологии выращивания сельскохозяйственных культур, на какой площади они применяются и каков ее удельный вес; эксплуатация долголетних культурных пастбищ, их доля в площади кормового клина для животноводства; динамика площадей кислых почв, требующих известкования; содержания гумуса и т.д.
Третья представляет собой группу результативных показателей, как производных второй. К ней следует отнести: оплату минеральных и органических удобрений выходом дополнительной продукции, трудоемкость и себестоимость продукции. [8, с. 68]
Анализ производства продукции растениеводства целесообразно начинать с изучения ее динамики как по отдельным культурам, так и в целом по растениеводству с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо иметь данные об объеме производства продукции растениеводства, а также данные о валовом сборе продукции по каждой культуре за 5-10 лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные индексы. [10, с. 17]
Данные об объеме производства на 100 га сельскохозяйственных угодий можно сравнит со средними показателями по району, области, а также с данными других хозяйств. Это позволит более объективно оценить работу хозяйства по увеличению производства продукции растениеводства.
Необходимо установить факторы и причины изменения объема производства продукции. Объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. С увеличением размера посевных площадей и ростом урожайности культур увеличивается и валовой сбор продукции, и наоборот, сокращение посевных площадей и понижение урожайности ведет к недобору продукции. На валовой сбор продукции также большое влияние оказывает и структура посевных площадей. Чем больше доля высокоурожайных культур в общей посевной площади, тем выше при прочих равных условиях валовой выход продукции, и наоборот. [10, с. 18]
Непосредственное влияние на объем производства продукции оказывает гибель посевов, которая может произойти по объективным причинам. Каждый из перечисленных факторов в свою очередь зависит от ряда причин и обстоятельств. Размер и структура посевных площадей зависит от специализации предприятия, внутрихозяйственной потребности в ней, конъюнктуры рынка, наличия земельных, трудовых и материальных ресурсов, экономической эффективности выращивания отдельных культур и др. Урожайность культур определяет качество земли, количество внесенных удобрений, метеорологические условия года, качество и сорт семян, способы и сроки сева, уборки урожая и др. Схематически взаимосвязь перечисленных факторов представлена на схеме, представленной на рис.2.