Анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить важность торговли как основного вида деятельности потребительской кооперации;
проанализировать заготовительную деятельность потребительской кооперации;
определить значение общественного питания как одного из видов деятельности потребительской кооперации;
выявить значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации;
изучить виды услуг в потребительской кооперации;
рассмотреть перспективы развития отраслей.

Файлы: 1 файл

Отрасли потребительской кооперации.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

В интересах пайщиков и обслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают как бесплатные, так и платные услуги. Оказание платных услуг населению является перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации.

К бытовым услугам относятся: ремонт и пошив одежды и обуви; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; ремонт жилья и других сооружений; ритуальные услуги; услуги фотоателье; услуги парикмахерских; транспортные услуги.

Услуги торговли и общественного питания, оказываемые населению, весьма разнообразны; их перечень включает свыше 100 видов услуг. К основным видам услуг торговли потребительской кооперации относятся: прием предварительных заказов на товары, доставка покупателям крупногабаритных товаров, раскрой тканей. Основными видами услуг общественного питания потребительской кооперации являются: изготовление кулинарных и кондитерских изделий по заказам потребителей; обслуживание свадеб и банкетов, совещаний, семинаров, вечеров отдыха.

Услуги производственной деятельности потребительской кооперации приобретают значительный спрос в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. К услугам производственной деятельности относятся: забой скота и птицы; переработка зерна; производство колбасных изделий; сушка овощей и плодов; переработка семян подсолнечника. Такие производственные услуги осуществляются из сырья заказчика (например, пайщика-товаропроизводителя) на основе договора с потребительским обществом.

Сельскохозяйственные услуги получают все большее значение в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. К сельскохозяйственным услугам относятся: вспашка земли, обработка садов, ветеринарные услуги, ремонт сельскохозяйственной техники.

В настоящее время в общем объеме платных услуг потребительской кооперации около 30% занимают услуги рынков. Основными видами услуг рынков являются: транспортные услуги, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, предоставление мест для торговли, выдача напрокат инвентаря, разруб мяса, хранение продукции.

Медицинские и санаторно-оздоровительные услуги занимают более 6% в общем объеме платных услуг потребительской кооперации. Потребность в медицинских и санаторно-оздоровительных услугах возрастает в связи с ухудшением экологической обстановки и повышением медицинской культуры населения.

Потребительская кооперация стала заниматься платным образованием в последнее десятилетие XX в., т. е. в условиях экономической реформы. Наличие свыше 100 образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей), в которых работают высококвалифицированные специалисты, позволяет оказывать значительный объем образовательных услуг, составляющих свыше 40% в общем объеме платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации.

К другим видам услуг можно отнести следующие: юридические услуги (юридические консультации, оформление судебных исков и других документов); социальные услуги (уход за инвалидами, организация кооперативных детских садов и др.).

По характеру предоставляемых населению услуг отдельные отрасли сильно различаются. Одни отрасли (образование, здравоохранение, культурно-просветительские учреждения и т.п.) являются в основном социально направленными, другие (жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь, предприятия общественного питания и т.п.) - главной и основной целью своей деятельности считают получение прибыли. Однако в последнее время здравоохранение и образование всё больше оказывают коммерческих услуг и цены на них растут.

Многие услуги обеспечивают высокий уровень доходов и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса, во всех сферах деятельности.

Развитие сферы услуг имеет важное экономическое значение. Оно проявляется в двух направлениях: во-первых, в косвенном воздействии на повышение материального производства путём влияния на совершенствование качественной структуры совокупности рабочей силы общества и повышения производительности труда и, во-вторых, в прямом участии в производстве дополнительных к материальным предметам потребления «жизненных благ» в форме услуг, в результате чего возрастает валовой внутренний продукт, общий объём потребления и использованный национальный доход [12, c. 66].

Под воздействием общих законов переходного периода, преобразуясь на рыночных основах, сфера услуг расширяется, превращаясь в ведущую по объёму производства валового внутреннего продукта отрасль экономики.

Различают следующие виды кооперативов по оказанию услуг:

а) кооперативы по оказанию услуг населению по ремонту обуви и технически сложных товаров, транспортных услуг, ритуальных услуг, по страхованию имущества, по уходу за детьми и стариками, услуг здравоохранения (кооперативные больницы и аптеки);

б) кооперативы по оказанию услуг предприятиям: юридических, информационных, аудиторских и других услуг.

Кооперативы по оказанию услуг осуществляют деятельность в экономической, научной, правовой и социальной сферах.

Гаражно-строительный кооператив - объединение собственников гаражей.

Дачно-строительный кооператив - объединение собственников дачных участков и домиков в садоводстве.

Строительный кооператив - организация по управлению объектами недвижимости.

Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) - объединение граждан или организаций, с целью строительства жилья, и его последующим обслуживанием [3, c. 70].

Жилищный накопительный кооператив (ЖНК) - объединение граждан для совместного строительства или приобретения жилья.

Кредитный потребительский кооператив (КПК) - объединение граждан и/или юр. лиц с целью удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. КПКГ - предоставляет займы, привлекает сбережения под проценты у граждан. КПК - предоставляет займы, привлекает сбережения под проценты у граждан и юр. лиц. СХКПК - оказывает финансовую взаимопомощь крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям.

Граждане, деятельность которых связана с рыбным промыслом, организуют рыболовецкие кооперативы. Эти кооперативы занимаются ловом, переработкой и сбытом рыбы и рыбопродуктов.

Важное – значение для организации рыбного промысла имеют снабженческие кооперативы, которые обеспечивают рыбаков средствами производства.

Таким образом, сфера платных услуг способствует усилению социальной направленности деятельности потребительской кооперации, что особенно важно для сельских территорий, потому что, во-первых, услуги влияют на повышение качества жизни населения; во-вторых, вводятся новые виды работ, создается возможность для трудоустройства молодежи, безработного сельского населения, а также пенсионеров, инвалидов и других категорий незанятого населения.

В перспективе потребительская кооперация предусматривает развитие разнообразных видов и увеличения объёмов платных услуг, предоставляемых населению, а также повышение их качества.

Организация предприятий по оказанию услуг будет способствовать эффективному использованию имущества потребительской кооперации.

 

6. Перспективы  развития отраслей

 

В условиях бурного развития торговых сетей на территории Россиийской Федерации в ближайшее время может произойти вытеснение кооперативной торговли с наиболее комерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.

Поэтому основной целью развития торговли в потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей.

При этом в потребительской кооперации могут и должны сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, которые могут развиваться на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счет внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий для несетевых кооперативных магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населенных пунктов, развивать развозную торговлю. Кроме того, могут осваиваться новые направления торговли – электронная трговля, заказ товаров через Интернет и другие направления.

Основная цель развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации – наращивание объёмов закупок при гарантированном сбыте. Это позволит потребительской коопераии стабильно развиваться и эффективно участвовать в реализации государственных программ развития сельского хозяйства и обеспечении безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

Необходимым условием достижения этой цели является вовлечение личных подсобных и фермерских хозяйств и иных малых форм производителей сельскохозяйственной продукции в единый процесс спланированого и организованного производства сельскохозяйственной продукции и её дальнейшей сдачи заготовительным предприятиям потребительской кооперациию

Целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекаемых производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации.

В связи с этим приоритетными являются следующие направления развития производства в потребительской кооперации:Я

  1. Распределение производственных предприятий по уровням в зависимости от масштабов потенциального рынка сбыта продукции предприятия. Цель – распределение уровней принятия решения о создании, определении профиля, стратегии и тактике развития, ликвидации на:

- производственные  предприятия районного уровня;

- производственные  предприятия регионального уровня;

-производственные предприятия межрегионального и федерального уровня.

  1. Объединение, при необходимости, предприятий в единые логистические схемы для организации обеспечения сырьём и сбыта готовой продукции.
  2. Интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности .
  3. Обеспечение высокого качества производимой продукции.

Цель развития системы общественного питания и бытового обслуживания – развитие в потребительской кооперации экономически оправданной системы доступного и качественного общественного питания и бытового обслуживания населения, удовлетворяющих потребности населения.

В рамках решения основных задач развития системы общественного питания и бытового обслуживания должно обеспечиваться:

- увеличение объёмов деятельности  и повышение эффективности работы  предприятий;

- развитие и совершенствование  материально-технической базы, внедрение  прогрессивных технологий;

- создание системы обеспечения  и контроля качества продукции;

- разработка эффективной  маркетинговой стратегии;

- создание единого информационного  обеспечения деятельности предприятий;

- внедрение инновационного подхода к кадровой политике.

Основная цель кадровой политики – достижение высокой результативности труда, полноценное обеспечение потребительской кооперации квалифицированными кадрами различного профиля и уровня подготовки, развитие и обновление кадрового потенциала, создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, обеспечение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, необходимого для решения современных задач.

Цель развития системы образования потребительской кооперации – достижение высокой социально-экономической эффективности образовательной отрасли – составной части образовательной системы России, развитие участия в кадровом и научно-методическом обеспечении потребительской кооперации.

 

Заключение

 

Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.

Для поддержания потребительской кооперации была создана Концепция ее развития до 2015 года.

В настоящее время организации потребительской кооперации, располагая необходимыми предпосылками, имеют возможность увеличить объём предоставляемых населению услуг, расширить их номенклатуру, повысить социально-экономическую эффективность хозяйственной деятельности и обеспечить устойчивое развитие в условиях рыночных отношений.

«Потребительскую кооперацию надо рассматривать не только как торговую систему – как комплексную организацию, которая комплексно занимается и закупкой, и поставкой, и производством – и использовать все конкурентные преимущества, которые у нас есть. В.М. Павлов, председатель Совета Чувашского потребсоюза»[23, с. 6]

Основным видом деятельности кооперации остается торговля.

В небольших населенных пунктах потребительская кооперация  содержит магазины, торговая деятельность которых не приносит прибыли, т. е. убыточные магазины. Это объясняется тем, что содержание магазинов требует значительных затрат на отопление, освещение, заработную плату продавцам и сторожам и др.

Информация о работе Анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации