Анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить важность торговли как основного вида деятельности потребительской кооперации;
проанализировать заготовительную деятельность потребительской кооперации;
определить значение общественного питания как одного из видов деятельности потребительской кооперации;
выявить значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации;
изучить виды услуг в потребительской кооперации;
рассмотреть перспективы развития отраслей.

Файлы: 1 файл

Отрасли потребительской кооперации.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль в развитии многих секторов экономики.

В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований и связанных с ними структурных реформ сфера услуг претерпела значительные изменения.

За период реформ сфера услуг ускоренными темпами перешла от централизованно-распределительного дотационного принципа функционирования, с большой долей в её структуре льготного и бесплатного обслуживания, до полной либерализации, практически исключившей систему льгот и дотаций. Следствием этого явилось формирование конкурентной среды в сфере услуг и сокращение доли потребительской кооперации в общем объёме предоставляемых услуг населению.

Сложившиеся трудности в развитии потребительской кооперации можно преодолеть на основе комплекса мер, в основе которых должны быть диверсификация, освоение новых технологий, инновации в организации и управлении всеми видами деятельности потребительской кооперации. В качестве первичной гипотезы данного исследования выдвинута гипотеза о системообразующем влиянии производственной деятельности на процессы диверсификации потребительской кооперации, гармонично увязывающей  закупки сельскохозяйственной продукции с розничной и оптовой торговлей, общественным питанием. Производственная деятельность, с одной стороны, перерабатывает ресурсы, поступающие от закупок сельскохозяйственной продукции и дикорастущих, с другой – поставляет ресурсы для других отраслей потребительской кооперации. Велико влияние производственной деятельности и в достижении социальных целей потребительской кооперации.

При всей важности производства товаров и услуг в деятельности кооперации, оно развивается в настоящее время медленными темпами,  многие производственные предприятия ликвидированы, объемы сокращаются.

Важную роль в достижении основных целей производственных предприятий потребительской кооперации играет производственная инфраструктура. От степени ее развития в значительной мере зависит эффективность деятельности производственных предприятий.

Целью данной работы является анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить важность торговли как основного вида деятельности потребительской кооперации;
  2. проанализировать заготовительную деятельность потребительской кооперации;
  3. определить значение общественного питания как одного из видов деятельности потребительской кооперации;
  4. выявить значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации;
  5. изучить виды услуг в потребительской кооперации;
  6. рассмотреть перспективы развития отраслей.

В качестве предмета исследования в данной курсовой являются отрасли деятельность потребительской кооперации, а объектом является сама потребительская кооперация.

Опорным материалом в данной работе стали учебные пособия Вахитова К.И., Тепловой Л.Е., Теплова В.И. и Макаренко А.П.

 

1. Торговля  как основной вид деятельности  потребительской кооперации

 

 

 Торговля - основная отрасль хозяйственной деятельности  потребительской кооперации. Большая часть материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации используется в торговле. Из 140 тыс. предприятий всех отраслей хозяйства более 80 тыс. - это предприятия торговли. Из общей численности работников системы потребительской кооперации, насчитывающей 400 тыс. человек, в торговле занято около 200 тыс. человек.

В условиях рыночной экономики доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления увеличивается. От торговли производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на производимую продукцию. В соответствии с полученной информацией осуществляется производство товаров, необходимых потребителю. Торговля выступает посредником между производством и потреблением, обеспечивая воспроизводственный процесс, при этом розничная торговля завершает процесс обращения товаров.

 К концу 1997 г. удалось снизить темпы падения розничного товарооборота. Тем не менее, товарооборот в фактических ценах был выше, чем в соответствующем периоде 1996 г. и снижался не более чем на 5-7%. Доля розничного товарооборота потребкооперации в товарообороте страны опустилась до 4,4% [5, c. 47].

Некоторое улучшение в развитии розничного товарооборота вызвано тем, что кооперативные организации с принятием Закона о потребительской кооперации активизировали свою деятельность, стали настойчивей вытеснять с рынка конкурентов, а также выплатой задолженностей по зарплате и пенсиям.

Это привело к тому, что 13 потребсоюзов получили прирост товарооборота в товарообороте своих областей.

На протяжении 2011 года структура розничного товарооборота в целом по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров первой необходимости возросла на 15-16%. После длительного спада наметился некоторый рост продажи товаров культурно-бытового назначения.

Одно из самых маленьких в Прикамье потребительских обществ – Краснокамское – неуспешным ни как не назовёшь. Хотя располагает оно всего-то десятью небольшими магазинчиками со среднемесячным оборотом 2,5 миллиона рулей. Да и работать ему приходиться в городской черте Краснокамска и непосредственной близости территории к Перми, где торговых предприятий вроде бы хватает [20.с.5].

Товарные запасы в системе сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость товаров ускорилась на 5 дней.

С большим напряжением проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в некоторых - 48 и менее дней. Это ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.

Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля занимается закупкой крупных партий товаров у поставщиков (производственных и оптовых предприятий) для последующей реализации товаров предприятиям розничной торговли.

Особое значение имеет совершенствование взаимодействия оптовой и розничной торговли потребительской кооперации. Задача оптовой торговли – улучшить снабжение магазинов и других предприятий розничной торговли необходимым ассортиментом товаров.

Для дальнейшего развития оптовой торговли потребительской кооперации необходимы специалисты, владеющие знаниями рыночной экономики, маркетингом, компьютерной технологией, способные обеспечить прибыльную работу.

На начало 2012 г. потребительская кооперация имела следующие предприятия оптовой торговли: 239 торговых баз, 8718 торговых складов, 40 оптовых продовольственных рынков.

Розничная торговля занимается продажей товаров потребителям - населению; она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах.

Для осуществления розничной торговли, выполнения ее функций потребительская кооперация имеет широкую сеть предприятий розничной торговли: магазины, палатки, киоски, автомагазины и другие предприятия. Основными предприятиями розничной торговли являются магазины. На начало 2003 г. розничная торговая сеть потребительской кооперации состояла из 82 тыс. предприятий, из которых 76 тыс. - магазины.

Потребительская кооперация располагает разными типами магазинов. В крупных населенных пунктах (районных центрах, поселках городского типа, городах) расположены универсальные магазины, магазины по продаже продовольственных товаров, специализированные магазины по продаже хлеба, молока, хозяйственных товаров, обуви, одежды и др.

Старинный Карачев всегда славился как город торговый, купеческий. И сегодня почти на каждом доме магазин. Магазин кооперативный, да ещё и специаизированный: «Мебель», «Стройлюкс», «Бытовая химия», «Товары дя дома»... Удельный вес непродовольственных товаров в обороте торговой сети райпо в этом году достиг 43,5 процента – лучший показатель в области [19, с.6].

Основным типом магазина потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного спроса». Такие магазины размещаются в сельских населенных пунктах [8. c. 90].

Магазины - стационарные предприятия, в которых можно обеспечить высокую культуру обслуживания населения, хорошую сохранность товаров, организовать дополнительные услуги и создать необходимые условия труда работникам.

Жителям малых сельских населенных пунктов, в которых нет магазинов, палаток, киосков, продажа товаров осуществляется автомагазинами и другим специально оборудованным транспортом.

Таким образом, потребительская кооперация, располагая разветвленной торговой сетью, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах как в крупных, так и в небольших населенных пунктах.

Сразу два новых специализированных магазина «Строительные материалы» открыли в райцентре Чистоозёрское местные кооператоры Новосибирской области [22, с.6].

Розничную торговлю в стране осуществляют разные формы организаций: товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, организации системы потребительской кооперации  - потребительские общества и  потребительские  союзы.

Основными организациями, осуществляющими розничную торговлю в системе потребительской кооперации, являются потребительские общества (районные, сельские, городские) и райпотребсоюзы.

На потребительские общества и районные потребительские союзы приходится около 90% оборота розничной торговли. Этим организациям принадлежит большая часть розничных торговых предприятий, в них трудится большинство работников потребительской кооперации.

В Нижегородской области прошлым летом был открыт кооперативный интернет-магазин бытовой техники «Экспрес» в Ардатовы. За прошедшее время специаисты и руководители Ардатовского райпо убедились в больших преимуществах подобной формы торговли. Она обеспечивает самый широкий выбор товаров для покупателей, в то же время низкие операционные издержки на содержание магазина позволяют держать привлекательные цены. Среднемесячный объём продаж магазина уже превысил 400 тысяч рублей. При этом в Ардатове имеются целых шесть частных магазинов бытовой техники [21, с.6].

Внешнеторговая деятельность потребительской кооперации должна развиваться по двум направлениям – экспорт и импорт.

Основные цели развития внешнеторговой деятельности потребительской кооперации в связи с этим заключаются в следующем:

  1. формирование эффективной системы сбыта за рубеж закупленной  и произведённой организациями потребительской кооперации продукции.
  2. Формирование эффективной системы закупки товаров и оборудования за рубежом для нужд организаций потребительской кооперации.

Таким образом, торговля имеет важное значение в рыночной экономике и в экономике потребительской кооперации:

- торговля выступает посредником между производством и потреблением;

- торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации;

- торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

- торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

 

2. Заготовительная  деятельность потребительской кооперации

 

Потребительская  кооперация  является крупной универсальной  заготовительной  системой. Она занимается закупкой более 60 различных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья.

К ним относятся:

 продукты растениеводства: картофель, овощи, плоды, сахар, масло растительное, зерно;

 продукты животноводства: молоко мясо, яйца;

 животноводческое сырье: шерсть, кожа, пушнина;

 дикорастущая продукция: ягоды грибы, орехи;

 лекарственно-техническое  сырье; лекарственные травы, семена  подсолнечника и другое сырье.

Организации потребительской кооперации (потребительские общества к потребительские союзы) закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, кооперативов, акционерных обществ и товариществ), крестьянских (фермерских хозяйств и у хозяйств населения (личные подсобные хозяйства граждан). Хозяйства населения производят более 50% всей сельскохозяйственной продукции, производимой в стране.

Особенно велика доля личных подсобных хозяйств населения в общем производстве следующей сельскохозяйственной продукции: картофеля (93,0%) меда (90,8%), овощей (81,5%); несколько ниже в производстве мяса (55,2%) молока (50,3%), яиц (26,7%) [7, c. 26].

Все категории хозяйств нуждаются в сбыте сельскохозяйственной продукции если нет сбыта продукции, то нет смысла ее производить. В 2012 г. во всех категориях хозяйств реализовано от общего объема производства 56,5% зерна, 12,2% картофеля; 21,1% овощей; 65,8°/ скота; 50,3% молока и молочных продуктов. В личных подсобных хозяйствах реализовано отдельных видов продукции oт 10 до 20%; это означает, что 80-90% произведенной продукции осталось в личном потреблении или вообще не использовалось. Эти данные свидетельствуют о том. что заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет возможность увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, обеспечивая им сбыт продукции. Особенно велика роль потребительской кооперации в организации закупки и сбыта продукции личных подсобных хозяйств пайщиков и обслуживаемого населения.

Участие потребительской кооперации в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья исторически обусловлено максимальным приближением ее предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции [7, c. 102].

Информация о работе Анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации