Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить важность торговли как основного вида деятельности потребительской кооперации;
проанализировать заготовительную деятельность потребительской кооперации;
определить значение общественного питания как одного из видов деятельности потребительской кооперации;
выявить значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации;
изучить виды услуг в потребительской кооперации;
рассмотреть перспективы развития отраслей.
«В настоящее время перед нами остро стоит пробема не где закупить, а как обеспечить реаизацию закупенной продукции» Т.Г.Пидексеева, председатель Совета Новокубанского райпотребсоюза краснодарского края» [23, с.7].
Приемозаготовительные пункты
являются наиболее распространенными
Организации потребительской кооперации располагают специализированными хранилищами для хранения картофеля, овощей, фруктов; складами-холодильниками с машинным охлаждением для хранения мясной, молочной и другой скоропортящейся продукции.
Потребительская кооперация в доперестроечный период занимала одно из ведущих мест по заготовкам плодоовощной продукции. Доля закупок потребительской кооперации в 1991 г. в целом по стране составляла: по картофелю - 49,9 %, овощам -36, грибам - 72, орехам - 90, дикорастущим плодам и ягодам -64. Однако с переходом страны к рынку, объемы заготовок плодоовощной продукции резко сократились. За последнее десятилетие заготовительный оборот потребительской кооперации сократился более чем в 30 раз.
Наибольший спад произошел в заготовке овощей (35 раз), картофеля более чем в 20 раз и плодов (около 20 раз). Во многих потребительских обществах прекращены заготовки дикорастущих плодов, ягод, грибов.
Одна из основных причин снижения объемов заготовок - это низкий охват имеющихся сырьевых ресурсов плодоовощной продукции в хозяйствах населения. В последние годы охват заготовками валового сбора картофеля составил 0,25 %, а овощей - 0,37 %. При таких объемах заготовок потребительская кооперация выполняет лишь функцию самообеспечения плодоовощной продукцией, а ее отгрузки в другие районы незначительны.
Постановлениями Правления Центросоюза и Концепцией развития потребительской кооперации намечено ряд мер, позволяющих расширить объемы и охватить заготовками всю продукцию, произведенную в личных подсобных хозяйствах населения.
Для возвращения
к жизни заготовительной отрасли необходимо
восстановить и пополнить материальную
базу заготовок. Сельские магазины стали
во многих потребсоюзах приемозаготовительными
Признано целесообразным расширить деловое содружество между школами и потребительскими обществами. Создаются летние лагеря школьников, занимающихся сбором ягод, грибов, лекарственно-технического сырья и других даров природы. Расширяется сотрудничество с садово-огородными кооперативами по закупкам у них излишков плодовоощной продукции.
Одним из резервов расширения сырьевых ресурсов плодоовощной продукции является собственное производство на кооперативной земле, организация подработки, хранения и консервирования плодов и овощей.
Очень важно повсеместно наладить первичную обработку и переработку заготовленного плодоовощного сырья. Для этого необходимо использовать все имеющиеся возможности селькоопзаготпромов и деловые контакты с перерабатывающими предприятиями.
В последние годы ситуация с заготовками плодоовощной продукции в целом по системе потребительской кооперации улучшилась. В 2011 году заготовки картофеля превысили 102,0 тыс. т. против 97,6 тыс. т. в 2012 г., овощей соответственно заготовлено 83,6 и 76,3 тыс. т. Возрождаются кооперативная консервная промышленность. Производство консервов превысило 56 млн. условных банок, расширяется ассортимент переработанных плодов и овощей с функциональными свойствами [4, c. 77].
Таким образом, заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет важное значение как для самой потребительской кооперации (снабжает торговлю товарами, а производство - сырьем), так и для общества.
Особое социальное значение имеют закупки в личных подсобных хозяйствах сельского населения.
Традиционным участником рынка
продукции и услуг общественного питания
является система потребительской кооперации.
Как и все отрасли кооперативного
Развитие общественного питания системы происходит под воздействием ряда факторов, в числе которых дефицит собственных оборотных средств, низкий покупательский спрос населения (как правило, сельского), возрастающая конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов и другие. Их совокупность оказывает влияние на темпы развития отрасли и препятствует росту уровня доходности предприятий общественного питания.
Сложившаяся в стране
социально-экономическая
Социальная направленность
деятельности потребительской кооперации
определяет особую значимость общественного
питания, одновременно представляющего
собой и одну из отраслей кооперативного
Таким образом, общественное питание является одной из основных отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Общественное питание потребительской кооперации способствует решению комплекса социально-экономических задач в интересах пайщиков и обслуживаемого населения, направленных на обеспечение рационального питания, сохранения здоровья, экономное использование продовольственных ресурсов, повышение культуры отдыха и культуры общения.
Общественное питание потребительской кооперации обеспечивает население необходимыми продуктами через сеть предприятий – столовых, кафе, ресторанов, закусочных, баров и других предприятий питания.
Одной из основных отраслей
деятельности потребительской кооперации является
Важнейшее значение отрасли заключается в том, что она выступает как источник товарных ресурсов для розничной торговли и предприятий общественного питания потребительской кооперации, осуществляет переработку закупленного сельскохозяйственного сырья, способствует более полному удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах более широкого ассортимента.
Промышленность потребительской кооперации представлена в основном предприятиями по производству продовольственных товаров. На начало 2010 г. организации потребительской кооперации имели более 15 тыс. производственных предприятий, из них около 11 тыс.производственных цехов.
Потребительская кооперация располагает
разными видами небольших производственных
предприятий. Это позволяет ей приблизить
производство товаров к местным сырьевым
источникам и к потребителям (населению).
Потребительская кооперация
Закупленная сельскохозяйственная продукция перерабатывается на собственных производственных предприятиях потребительской кооперации и реализуется в ее торговых предприятиях. Следует отметить, что промышленность потребительской кооперации является надежным источником поступления продовольственных товаров в торговую сеть и формирования устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса в сельской местности. В настоящее время удельный вес товаров собственного производства в товарообороте потребительской кооперации составляет более 35%.
В потребительской кооперации наиболее развито
В 2002 г. выработка хлеба и хлебобулочных изделий на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляла 32,3 кг в год; цена 1 кг изделий была ниже среднерыночной цены. Следует отметить, что потребительская кооперация имеет значительные возможности по увеличению производства хлеба и хлебобулочных изделий, повышая использование производственных мощностей (в настоящее время производственные мощности используются менее чем на 30%).
Располагая местными источниками сырья, потребительская кооперация развивает производство консервной продукции.
Консервная промышленность потребительской кооперации занимается переработкой сельскохозяйственной продукции на базе местного сырья, что способствует сокращению объема перевозок, уменьшению потерь при перевозке сырья и товаров, повышению качества продукции, снижению транспортных расходов. Консервная промышленность, как и хлебопечение, располагает как крупными, так и небольшими предприятиями. Развитие сельского хозяйства и заготовительной деятельности потребительской кооперации будет способствовать увеличению объемов производства консервной продукции.
В Бугурусланском райпо Оренбуржья пущен в эксплуатацию новый рыбный цех [18, с.6].
Кроме того, в потребительской кооперации производятся колбасные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки и другие продовольственные товары.
В этом году в селе Боринское Липецкого района состоялось торжественное открытие кооперативного молочного мини-завода, пользу и выгоды от работы которого в ближайшее время должны ощутить не только местные вадельцы личных подсобных хозяйств, но и других поселений района [17, с. 2].
Потребительская кооперация
Развитие промышленности потребительской кооперации способствует удовлетворению спроса населения в продуктах и непродовольственных товарах.
Промышленность потребительской кооперации имеет необходимые предпосылки для дальнейшего развития: наличие производственных предприятий; приближенность предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья; отработанные технологии по производству многих видов товаров; обеспеченность кадрами; государственную поддержку.
Поэтому в настоящее время промышленность является самой конкурентоспособной отраслью потребительской кооперации.
Спад объемов в этой отрасли продолжается. Так, производство товаров народного потребления снизился на 14,6%, производство хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков сократилось на 17-18%. Только по кондитерским изделиям достигнут подъем в 13%.
Однако на фоне общего спада отдельным потребсоюзам удается удерживать производственную отрасль на высоком уровне, а некоторые потребсоюзы даже увеличили прирост объема продукции в 1,7-2,4 раза.
Тем не менее кооперативной продукции по-прежнему не достает уровня качества и широты ассортимента, чтобы выдержать конкуренцию со стороны частных предпринимателей.
Таким образом, промышленность – самая конкурентоспособная отрасль потребительской кооперации, потому что она имеет благоприятные предпосылки для своего развития.
Сфера услуг - это совокупность субъектов экономической деятельности, которые заняты оказанием услуг. Услуга представляет собой социальный и (или) экономический эффект в материальной или нематериальной форме, получаемый организацией в результате выполнения услуги и её потребителем.
Предметом услуг являются, как правило, какие-либо действия, а не их овеществлённый результат: оказание консультационных, туристических услуг. Однако в некоторых случаях услуга может привести к овеществлённому результату: строительство индивидуального жилья, производство по частным заказам одежды, обуви, мебели.
Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны.
Потребительская кооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению.
Потребность в услугах городского и сельского населения быстро растет. Повышение роли услуг в жизни людей объясняется разными причинами: стремлением к лучшему качеству жизни; развитием разных видов деятельности; повышением культуры обслуживания; предложением товаров, требующих оказания услуг по их доставке, установке и использованию; предоставлением новых услуг и улучшением их качества; демографическими и экологическими изменениями, влияющими на состояние здоровья и особенности жизнедеятельности.
Информация о работе Анализ отраслей в потребительской кооперации Российской Федерации