Анализ бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших показателей итоговой деятельности фирмы в условиях рынка является прибыль. Значение прибыли состоит в том, что она выступает в качестве синтетического показателя оценки хозяйственной деятельности, источника средств на развитие производства и материального стимулирования. В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономического и социального развития организации.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ФОРМЫ №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»
1.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Восток»
1.2. Анализ прибыли
1.3. Анализ расходов
1.4. Внутригодовая динамика влияния факторов на прибыль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

контрольная анализ финотчтености.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

Существует много видов анализа прибыли, рентабельности предприятия:

— анализ доходов и расходов по вертикали согласно классификации, близкой к структуре, принятой в отчете о прибылях и убытках;

— прогнозный анализ прибыли и рентабельности, где необходимо сопоставить фактические их данные с прогнозными, что позволит определить, достигла ли организация запланированных показателей. При этом сравнение осуществляется в целом за год и в разрезе месяцев, кварталов, а также по структурным подразделениям, входящим в состав торговой организации. При таком анализе выявляются убыточные структурные подразделения, сумма их убытков, по каким сферам деятельности эти убытки имеют место, какова их величина и меры предотвращения убыточной работы в дальнейшем;

— анализ динамики, где анализ доходов и расходов по горизонтали предполагает их изучение в динамике, которое позволяет установить тенденции развития финансовых результатов от обычных и других видов деятельности;

— комплексный анализ, когда все показатели сравниваются в комплексе;

— сравнительный анализ рентабельности двух организаций предусматривает использование одной из них в качестве базовой. Базой для сравнения при анализе могут быть среднеотраслевые показатели доходности, имея два сравниваемых коэффициента рентабельности, можно провести факторный анализ;

— факторный анализ, при котором определяется влияние на рентабельность различных факторов.

Все многообразие факторов, влияющих на прибыль в торговле, можно свести к следующим основным:

Динамика и степень выполнения прогнозного объема товарооборота (если он устанавливается);

Объем товарооборота;

Структура товарооборота;

Размер валового дохода;

Величина издержек обращения (расходов на продажу).

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

1. По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

— анализ формирования прибыли ведется в разрезе основных сфер деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;

— анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

— внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации; результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;

— внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

3. По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

— анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе);

— анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);

— анализ прибыли по отельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

4. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

— полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;

— тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).

5. По периоду и глубине проведения выделяют:

— предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана; анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;

— оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;

— последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;

— детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.

Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

1. Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли предприятия (совокупной прибыли).

2. Затем следует изучить ее структуру, чтобы выявить, в какой степени повлияли на совокупную прибыль предприятия, прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав (включая прибыль от продаж и операционную прибыль), прибыль от внереализационной деятельности, прибыль от чрезвычайных ситуаций. Первые два этапа реализуются в процессе экспресс-анализа прибыли предприятия.

3. Далее, надо рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли.

4. Следующим этапом является определение факторов, повлиявших на изменение прибыли, например, на величину прибыли от продаж влияют цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, изменение величины коммерческих и управленческих расходов.

5. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия.

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия.

ООО «Восток» признает основным видом деятельности оптово-розничную торговлю. В бухгалтерском учете выручка отражается по кредиту счета 90 «Продажи». Выручка отражается в нетто-оценке и определяется по методу учета «по отгрузке» независимо от момента признания выручки в целях налогообложения. Заполняется по данным аналитического учета к счету 90/1за минусом 90/3.

В ООО «Восток» финансовый результат от продаж по обычным видам деятельности в течение отчетного года формируется на операционно-результатном (вспомогательном) счете 90 «Продажи», к которому предусмотрены Типовым планом счетов субсчета:

90.1 «Выручка» — для учета поступления активов, признаваемых выручку;

90.2 «Себестоимость продаж» -—для учета себестоимости продаж, по которым на субсчете 90.1 «Выручка» признана выручка;

90.3 «Налог на добавленную стоимость» — для учета суммы налога на добавленную стоимость, причитающегося к получению от покупателя (заказчика);

90.4 «Акцизы» — для учета суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

90.9 «Прибыль / убыток от продаж» — для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Финансовый результат от продаж по обычным видам деятельности в конечном итоге отражается в квартальной отчетности – в первом разделе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Счет 90 «Продажи» является сопоставляющим. Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках. На счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг).

В ООО «Восток» записи по субсчетам 90.1,90.2,90.3,90.9 производятся накопительно в течение года. Сопоставлением ежемесячного совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2,90.3,90.4 и кредитового оборота по субсчету 90.1 определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат заключительными оборотами ежемесячно списывается с субсчета 90.9 на счет 99. В результате этой операции синтетический счет 90 сальдо на начало месяца не имеет. На счете 99 сальдо может меняться в зависимости от полученного результата. Этот счет и предназначен для выявления финансового результата работы предприятия по итогам года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счету 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» и др. и кредитового оборота по субсчету 90.1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

1.3. Анализ расходов

Доходы и расходы по обычным видам деятельности в ООО «Восток» формируются за счет оптовой и розничной продажи. Валовый доход равен разнице между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается также в относительных показателях в виде коэффициента или уровня в процентах (УВД) как отношение суммы валового дохода (ВД) за определенный период к соответствующему объему товарооборота (Nр):

 

УВД = ВД/Nр • 100%

 

Анализ расходов является одним из важнейших вопросов аналитической работы. Целью данного анализа является оценка соблюдения плана по статьям затрат. Он дает возможность установить, по каким статьям перерасход. Это дает возможность определить резервы снижения себестоимости на предприятии.

Анализ начинается с определения абсолютного отклонения по статьям расхода, то есть определяется отклонение фактических затрат от плановых. Затем по абсолютному отклонению по каждой статье затрат определяется процент (удельный вес) каждой статьи к плановой сумме данной статьи. А также к общей сумме плановых затрат (к итогу плановой себестоимости).

1.4. Внутригодовая динамика влияния факторов на прибыль

По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно определить динамику валового дохода за 2009, 2010 и 2011 год.

Таблица 1

Динамика валового дохода за 2009 год

Показатели

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

Отклонение

Отчетный к базисному, %

Товарооборот без НДС и других налогов, тыс. руб. (Nр)

16118

15140

+978

106,5

Валовый доход, тыс. руб. (ВД)

3578

1740

+1838

205

Уровень валового дохода, % (УВД)

22

11

+11

200

Информация о работе Анализ бухгалтерской финансовой отчетности