Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Анализ хозяйственной деятельности - метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности предприятия.
В ходе анализа хозяйственной деятельности выявляются финансовые результаты деятельности предприятия, которые характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности на предприятии. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размер дивидендов и других доходов.
Введение………………………………………………………………….3
1 Анализ финансового результата от реализации готовой продукции (работ, услуг)……………………………………………….4
1.1 Понятие финансового результата…………………………………...4
1.1.1 Задачи, цели, методы и содержание анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………4
1.1.2 Базовые показатели анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………….…5
1.2 Факторный анализ прибыли от реализации готовой продукции (работ, услуг)……………………………………………………………...6
2 Анализ финансового состояния организации на основании бухгалтерской и финансовой отчетности………………………….…9
2.1 Общий анализ финансового состояния организации……………9
2.2 Анализ активов организации и их структуры…………………….10
2.3 Анализ состава и структуры пассива баланса…………………….13
2.4 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности……...16
2.5 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности…….…17
2.6 Показатели платежеспособности предприятия…………………...18
2.7 Анализ показателей деловой активности организации…………..20
Заключение………………………………………………………….….23
Список использованных источников………………………………25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Анализ финансового результата от реализации готовой продукции (работ, услуг)……………………………………………….4
1.1.1 Задачи, цели, методы и содержание анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………4
1.1.2 Базовые показатели анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………….…5
1.2 Факторный анализ прибыли от реализации готовой продукции (работ, услуг)…………………………………………………………….
2 Анализ финансового состояния организации на основании бухгалтерской и финансовой отчетности………………………….…9
2.1 Общий анализ финансового состояния организации……………9
2.2 Анализ активов организации и их структуры…………………….10
2.3 Анализ состава и структуры пассива баланса…………………….13
2.4 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности……...16
2.5 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности…….…17
2.6 Показатели платежеспособности предприятия…………………...18
2.7 Анализ показателей деловой активности организации…………..20
ВВЕДЕНИЕ
Анализ хозяйственной деятельности - метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности предприятия.
В ходе анализа хозяйственной деятельности выявляются финансовые результаты деятельности предприятия, которые характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности на предприятии. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размер дивидендов и других доходов.
Деятельность любого предприятия подразумевает реализацию изготовленной готовой продукции (работ, услуг). В анализе деятельности таких предприятий важную роль играет финансовый результат от реализации готовой продукции (работ, услуг). Вышеизложенные факты обусловили выбор темы исследования в контрольной работе.
Контрольная работа выполнена на материалах ОАО «Белэлектромонтаж». Местонахождение предприятия: 224032 г. Брест, ул. Я.Купалы, 111. Форма собственности - государственная. Организационно-правовая форма - акционерная.
Целью написания контрольной работы является проведение анализа финансового состояния организации ОАО «Белэлектромонтаж» на основании бухгалтерской и финансовой отчетности, полученной за отчетный период с
1 января по 31 декабря 2010 года.
Вопросы, которые необходимо изучить в ходе контрольной работы:
- определить значение, цели и задачи анализа финансовых результатов, а также источники для его проведения;
- провести факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг;
- изучить факторы формирования прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
1 Анализ финансового результата от реализации готовой продукции (работ, услуг)
Финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.
Прибыль (убыток) отчетного периода определяется ежемесячно путем сопоставления всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток.
При формировании финансового результата учитываются:
- прибыль (убыток) от обычных видов деятельности;
- прибыль (убыток) от прочих операций;
- доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (налог на прибыль, налоговые санкции).
Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходы - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
1.1.1 Задачи, цели, методы и содержание анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовый результат деятельности предприятий характеризуется показателями прибыли (убытка). Без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
- изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
- исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
- выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
- выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
1.1.2 Базовые показатели анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.
Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. Прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится основным источником формирования доходов бюджета (республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства перед банком и инвесторами. Прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, с качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.
В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность предприятия, рентабельность продукции и другие показатели рентабельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.
Выручка от реализации (валовой доход) - общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Он включает в себя выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; строительных, научно-исследовательских работ; товаров, приобретенных для последующей продажи; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.д.
Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату или балансовой прибылью, получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и неосновной деятельности предприятия. В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов; прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы и потери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями; внереализационные доходы (потери).
Выручка от реализации может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основании которых на счет зачисляются наличные денежные средства.
Т.к. общим финансовым результатом деятельности предприятия является сумма прибыли от реализации готовой продукции (работ, услуг), то целесообразно проанализировать факторы, которые влияют на величину этой суммы.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в общем случае изменяется под воздействием следующих факторов:
- изменение объема реализации;
- изменение структуры продукции;
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 - Р0
где Р1 - прибыль отчетного года, руб.;
Р0 - прибыль базисного года, руб.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:
∆Р1 = Np1 - Np1,0 = p1q1 - p0q1
Np1 = p1q1
Np1,0 = p0q1
где Np1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года, руб.;
Np1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года, руб.;
р0 - цена изделия в отчетном году в ценах базисного года, руб.;
р1 - цена изделия в отчетном году в ценах отчетного года, руб.;
q1 - количество изделий, шт.;
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1 - Р0 = Р0*(К1 - 1)
где Р0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;
К1 = S1,0 / S0)
где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0*(К2 - К1)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
К2 = N1,0 / N0
где N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4= S1,0 - S1
где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):
∆Р5 = S0К2 - S1,0.