Платежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

До недавнего времени изучению платежной системы в нашей стране не уделялось достаточного внимания. Рассматривалась в основном сфера отношений, связанных с организацией расчетов различными формами и методами, а также путями их совершенствования. Комплексного подхода к изучению вопросов построения и развития платежной системы страны не было.

Файлы: 1 файл

платежная система (право).doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Через платежную  систему Банка России в 2008 году было проведено 59,6% от общего количества и 71,9% от общего объема межбанковских платежей в России.

В общем количестве и объеме платежей,проведенных платежной  системой Банка России, доля платежей кредитных организаций (филиалов) составила в 2008 году 83,7% по количеству и 80,3% по объему платежей (в 2007 году -- 82,0 и 84,6% соответственно).

Среднедневное количество платежей составило 3,3 млн. единиц, увеличившись за год на 17,9%, при этом средняя сумма платежа, проведенного платежной системой Банка России в 2008 году, увеличилась на 40,0% по сравнению с 2006 годом и достигла 534,6 тыс. рублей (в 2007 году -- 383,9 тыс. рублей). Отношение объема платежей, проведенных платежной системой Банка России, к объему ВВП России увеличилось с 10,0 в 2007 году до 13,5 в 2008 году.

Участниками платежной  системы Банка России по состоянию  на 1.01.2008 являлись 1136 кредитных организаций (на 1.01.2007--1189) и 2285 филиалов кредитных  организаций (на 1.01.2008 -- 2062), которым  был открыт 3421 корреспондентский счет (субсчет) (рост в течение отчетного года составил 5,0%).

Количество  обслуживаемых Банком России клиентов, не являющихся кредитными организациями, на долю которых в 2008 году приходилось 16,2% от количества и 8,7% от объема платежей, проведенных через платежную систему Банка России, сократилось за отчетный год с 36 401 до 29 324, или на 19,4% (за 2007 год -- на 18,7%). Как и в предыдущие годы, сокращение количества указанных клиентов осуществляется в связи с реализацией требований статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся передачи кассового обслуживания исполнения федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований Федеральному казначейству.

Продолжено проведение мероприятий по оптимизации сети расчетно-кассовых центров Банка России. В соответствии с принятыми решениями Совета директоров Банка России и предложениями территориальных учреждений Банка России в течение года осуществлена ликвидация 141 расчетнокассового центра Банка России, показатели функционирования которых не соответствовали установленным Банком России критериям, в результате чего количество подразделений расчетной сети Банка России сократилось на 15,3% по сравнению с 2007 годом и составило 782 единицы.

В платежной  системе Банка России подавляющее  большинство платежей осуществлялось с использованием электронных технологий, доля которых составила 99,7%.

Увеличение  доли клиентов Банка России--кредитных  организаций (филиалов), участвующих  в обмене электронными документами с Банком России, в их общем количестве до 97,0% по состоянию на 1.01.2009 (96,4% на 1.01.2008) было обусловлено развитием электронных технологий. В этой связи увеличился до 97,8% по сравнению с 97,7% в 2007 году удельный вес платежей, поступивших в платежную систему Банка России по каналам связи, в общем количестве платежей.

Значения среднемесячных коэффициентов доступности платежной  системы Банка России как одного из важнейших показателей бесперебойного функционирования платежной системы Банка России за 2008 год находились в диапазоне от 99,02 до 99,89% в части приема Банком России от клиентов Банка России расчетных документов в электронной форме и от 99,95 до 100% в части приема расчетных документов на бумажном носителе.

Средние сроки совершения расчетных операций по всем применяемым технологиям на внутрирегиональном уровне составили 0,64 дня, а на межрегиональном уровне -- 1,01 дня. Сокращение средних сроков совершения расчетных операций достигнуто в основном за счет сокращения средних сроков совершения расчетных операций с применением электронных технологий.

Значительное  внимание Банк России уделял работе по совершенствованию методологической и информационной базы в области  платежных систем, включенной в план важнейших мероприятий в рамках “Основных направлений единой государственной денежнокредитной политики на 2008 год” и Стратегии развития банковского сектора.

С этой целью  был проведен комплекс мероприятий  по формированию нормативной базы нового перспективного направления деятельности Банка России по регулированию платежных систем и организации процесса наблюдения за частными платежными системами в Российской Федерации. Продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы наличных и безналичных расчетов. Банк России большое значение придает осуществлению мероприятий, направленных на совершенствование информационноаналитической работы в области платежных систем и расчетов, повышению транспарентности своей деятельности в этой области.

В связи с  этим Банк России начал публикацию специализированного издания “Платежные и расчетные системы”, направленного на обобщение и распространение лучшего зарубежного и отечественного опыта. В 2008 году выпущены 2 номера издания, посвященные наиболее актуальным проблемам развития национальных платежных систем, которые размещены на сайте Банка России в сети Интернет и, таким образом, доступны широкому кругу заинтересованных лиц.

Для реализации Стратегии развития банковского  сектора, предусматривающей построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени, проводился комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнение поставленной задачи в установленные сроки.

Осуществлялась  работа, направленная на разработку комплексной  нормативной базы, исключающей возникновение  правовых рисков, и на включение учреждений Банка России и кредитных организаций (филиалов) в состав участников системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Для обеспечения функционирования системы БЭСП разработаны нормативные и распорядительные акты Банка России, определяющие правила функционирования системы БЭСП, в том числе назначение системы БЭСП, порядок проведения платежей и осуществления расчетов в системе БЭСП ее участниками и управления участием в системе БЭСП, условия ведения справочника участников системы БЭСП. Установлен регламент функционирования и порядок наблюдения за системой БЭСП.

В июле 2007 года система БЭСП введена в эксплуатацию, а с декабря 2007 года начато проведение платежей участников через систему  БЭСП. В состав участников системы  БЭСП было включено в 2007 году 98 учреждений Банка России, в том числе 47 головных расчетно_кассовых центров (ГРКЦ), 44 расчетнокассовых центра (РКЦ), ОПЕРУ_1 Банка России, ОПЕРУ и 5 отделений Московского главного территориального управления Банка России в качестве особых участников расчетов, и 17 кредитных организаций (филиалов). Ввод в эксплуатацию системы БЭСП позволил продолжить процессы перехода к централизованной архитектуре платежной системы Банка России.

С целью оперативного доведения информации, касающейся включения клиентов Банка России в число участников системы БЭСП, нормативной базы и вносимых в нее изменений, до потенциальных участников системы БЭСП на сайте Банка России в сети Интернет создан подраздел “Система БЭСП”.

Основные проблемы развития платежной системы России

Наиболее распространенными  проблемами являются следующие.

1) Отсутствие  достаточных знаний обо всей  совокупности основных элементов  национальной платежной системы,  являющееся причиной выборочных  изменений в системе, и ограниченные концептуальное видение, руководство и доверие между основными заинтересованными сторонами.

2) Ограниченная  информация о возникающих платежных  потребностях и возможностях  развивающейся экономики, а также  имеющемся потенциале системы  для их удовлетворения.

3) Слабая поддержка и принятие реформ со стороны государственных и частных групп заинтересованных сторон, главным образом по причине недостаточной согласованности.

4) Ограниченные  экспертные знания и финансовые  ресурсы для развития и реализации  инициатив реформирования.

5) Правовые, регулятивные  и иные барьеры государственной  политики, препятствующие развитию, которые используют естественное  неприятие инноваций во взаимодействии  в сфере платежей из-за возникающих  рисков.

В ходе анализа  работы платежной системы в России было выделено шесть основных рисков:

Первый - риск потери ликвидности регионального сегмента платежной системы.

Он концентрирует  в себе практически все называемые аналитиками банковской сферы риски - кредитные, фондовые, операционные, валютные, поскольку каждый из этих рисков имеет однотипный результат - отрицательное влияние на величину ликвидности. Следует учитывать, что выявленные виды рисков способны накладываться друг на друга и формировать системный риск, при этом стартовый, первоначальный риск способен вызвать активирование и развитие других негативных явлений. Как правило, риски в платежную систему вносят ее клиенты, т.е. банки и клиенты банков. Снижение платежеспособности клиента уменьшает ликвидность платежной системы. Несколько ослабленных этими процессами банков могут отрицательно повлиять на работоспособность региональной компоненты платежной системы Банка России. Зная средние остатки, среденстатистические суммы поступлений и списаний средств с корреспонденских чсетов банков в регионе, нетрудно подсчитать велечину снижения ликвидности до опастного уровня.

Второй риск сопряжен со стремлением клиентов использовать действующие в стране платежные  системы в криминальных целях. Практика использования федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных приступным путем, и финансированию терроризма» показывает постоянные попытки отдельных клиентов обойти его требования, что может создать для отмывания незаконно полученных средств, финансирования антигосударственных структур, создания внебанковского транспорта денежных средст, ухода от уплаты налогов. С каждым годом во многих регионах растет число преступлений в финансово-банковской сфере, поэтому в связи продолжающимся расширением бизнеса и предпринимательства актуальность управления этих рисков будет возрастать.

В этой связи  можно выделить третий риск - риск несанкционированного проникновения в платежную систему  с целью организации хищений  денежных средств банков, проведения операций по выводу денег из банковской сферы. Учитывая, что методы выявления этих рисков отличаются от традиционных банковских форм регулирования, такой вид риска можно обозначить как специфический.

Четвертый - риск вывоза денежных ресурсов из страны, который  можно назвать особым видом риска. К сожалению, показатели, характеризующие этот вид риска, на региональном уровне не анализируется. Практики и опыта в банковской системе в этой области не имеется, и предстоит строить эту работу фактически с нуля.

В этой связи  необходимо организовать дискуссию ученных и практиков о целесообразности введения лимита на вывоз денежных ресурсов из страны и обязательного уведомления Банка России о переводе значимой суммы за границу, получения разрешения Банка России на перевод более весомых сумм за рубеж.

Пятый риск - это  риск последствий срыва нормальной работы системы по техническим, технологическим, организационным причинам, которые  могут спровоцировать ее временную  остановку, рост масштабов претензий  и штрафных санкций в отношениях между клиентами и самой системой.

Шестой риск - риск последствий действий некомпетентного  руководителя коммерческого банка, ненадлежащего исполнения им своих  функций.

На первый взгляд кажется, что этот вид риска не относиться к платежной системе, однако это заблуждение. Ненадежный руководитель способен нанести ущерб не только своему банку, но и его корреспондентам, всей платежной системе.

Следовательно необходимо продумать методы и формы  измерения вышеперечисленных рисков, определения показателей, сигналов начала отступления от установленных норм.

С этой целью  следует разработать порядок, правила  анализа и наблюдения клиентов в  самом банке, т.е. сформировать программу  саморегулирования, самоконтроля в  каждой кредитной организации.

Первоочередным  шагом, на наш взгляд, может стать установление каждому участнику платежной системы Банка России неснижаемого остатка на корсчете. Это позволит создать постоянный минимальный объем ликвидности регионального сегмента платежной системы Банка России и, безусловно, повысить ее надежность.

Весьма актуальным является организация мониторинга  исполнения договора о ведении счетов клиентов в кредитных организациях. В ряде банков, к сожалению, прочная  практика - идти на поводу у клиентов. Полагаю, что отступления от требований Банка России должны сурово пресекаться, и Центральный банк Росси должен иметь полномочия предъявлять жестких санкций. Спицин С.Ф. Платежная система России - важнейший объект наблюдения и регулирования // Деньги и кредит. 2008. №8. С.43-45.

Серьезной проблемой  в обеспечении платежного механизма в России является анализ показателей частных платежных систем. Доля этих систем в расчетах с каждым годом увеличивается. Разработку норм надзора и аудита частных платежных систем, следует начинать с установления правил и норм функционирования самих частных платежных систем, введения практики лицензирования их деятельности, ежедневного мониторинга показателей, влияющих на ликвидность Банка России.

Первые ростки рисков появляются в замедлении бизнеса  клиентов банка, в снижении поступлений  средств на счета клиентов, ухудшение финансовой устойчивости. В этих условиях банк начинает искать альтернативные формы сохранения своей финансовой стабильности, и Банк России способен зафиксировать индикаторы этих стремлений. Они проявляются: в уменьшении остатков средств на корсчете банка; в расширении заимствований; более частом привлечении межбанковских кредитов. Аналитический банковский журнал. 2007 г. декабрь. С.56-64.

Как должна выглядеть  современная платежная система  Банка России? Во-первых: платежная система Банка России должна иметь четкую и понятную для участников рынка нормативно - правовую базу, которая действует одинаково на всей территории РФ.

Во-вторых: платежная  система Банка России должна иметь  четко определенные и эффективные  процедуры управления кредитными рисками и рисками ликвидности, а так же обеспечивать быстрый и окончательный расчет в день валютирования.

В-третьих: платежная  система Банка России должна обеспечивать высокий уровень безопасности и  операционной надежности и имеет  резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течении операционного дня.

В-четвертых: платежная  система Банка России должна предоставлять  удобные для пользователей и  эффективные для экономики способы  совершения платежей и т.д.

Учитывая, что  платежная система Банка России является в настоящее время единственной из системно-значимых платежных систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы.

Информация о работе Платежная система