Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:40, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать процесс организации мониторинга финансового положения заемщика и оценка качества обслуживания долга.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику кредитного мониторинга и направлений мониторинга выданного кредита;
- проанализировать схему мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности;
- определить порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую кредитный мониторинг;
- проанализировать опыт мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга и создание резерва на возможные потери: характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита; анализ финансового положения заемщика; формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам; отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту;
- определить проблемы качества ссудного портфеля;
- выявить пути совершенствования механизмов управления проблемной задолженностью;
- исследовать механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности.
Введение……………………………………………………………………………………3
Раздел 1 Теоретические основы кредитного мониторинга……………………………..5
1.1. Общая характеристика кредитного мониторинга. Направления мониторинга выданного кредита……………………………………………………………………………….5
1.2. Схема мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности……………………………………………………………………………………6
1.3. Порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде…………………………..8
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный мониторинг……………..9
Раздел 2. Анализ опыта мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга. Создание резерва на возможные потери…………………...11
2.1. Характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита…………………11
2.2. Анализ финансового положения заемщика………………………………………..12
2.3. Формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам……..14
2.4. Отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту…….16
Раздел 3. Проблемы повышения качества ссудного портфеля. Пути их решения…18
3.1. Проблемы качества ссудного портфеля……………………………………………18
3.2. Совершенствование механизмов управления проблемной задолженностью…...20
3.3. Механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………………..25
Приложение А - Виды мониторинга и сроки его проведения………………………...27
Приложение Б - Отличия в содержании ежеквартального и ежемесячного мониторинга…………………………………………………………………………………….28
Приложение В - Документы, запрашиваемые в рамках мониторинга финансового состояния………………………………………………………………………………………..29
Приложение Г - Рыночные и нерыночные факторы…………………………………...30
Приложение Д - Критерии, влияющие на определение качества обслуживания долга по ссуде………………………………………………………………………………………….32
Приложение Е - Категории качества ссуд……………………………………………...35
Приложение Ж - Ставка риска…………………………………………………………..36
Приложение З - Варианты определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд………………………………………………………………………………..
16. Мороз А.М. Банковские операции, М., 2011. – 608 с.
17. Погорелова О.С. Проблемы прогнозирования кредитных рисков // Банковское кредитование. - 2011. С. 14.
18. Проблемные кредиты: кто, сколько, кому и почему// Инвестгазета. 2010. №13. - с. 50-51.
19. Слуцкий А.А. Концепция определения значения минимального резерва по ссудам // Банковское кредитование.- 2012. - С. 4.
20. Сухов А.В. Управление кредитными рисками в России и Европе: сравнительный анализ // Управление в кредитной организации. - 2011. - С. 6.
21. Фрост С.М. Настольная книга банковского аналитика. Деньги, риски и профессиональные приемы. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2012. – 449 с.
22. Официальный сайт Центрального Банка России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru
23. Углубленный мониторинг состояния
заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение А
Виды мониторинга и сроки его проведения
Источник: Углубленный мониторинг
состояния заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение Б
Отличия в содержании ежеквартального и ежемесячного мониторинга
Виды операций, проводимых в рамках мониторинга |
Ежеквартальный мониторинг |
Ежемесячный мониторинг |
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса и отчета о прибылях и убытках |
+ |
- |
Анализ: |
||
Ликвидности |
+ |
- |
Финансовой устойчивости |
+ |
- |
Деловой активности |
+ |
- |
Рентабельности |
+ |
- |
Исследование выручки |
+ |
+ |
Исследование дебиторской и кредиторской задолженности |
+ |
+ |
Анализ запасов, финансовых вложений, займов и кредитов |
+ |
+ |
Анализ оборотов в банках, плана движения денежных средств заемщика, портфеля заказов, контрактов |
+ |
+ |
Анализ влияния рыночных и нерыночных факторов |
+ |
+ |
Источник: Углубленный мониторинг
состояния заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение В
Документы, запрашиваемые в рамках
мониторинга финансового
Наименование документа |
Ежеквартальный мониторинг |
Ежемесячный мониторинг |
1. Баланс |
+ |
- |
2. Отчет о прибылях и убытках |
+ |
- |
3. Форма 3, 4, 5 |
+ (годовая отчетность) |
- |
4. Расшифровки к отчетности: |
+ |
- |
- основные средства |
+ |
- |
- незавершенное строительство |
+ |
- |
- долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения |
+ |
- |
- запасы |
+ |
- |
- дебиторская задолженность |
+ |
- |
- долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы |
+ |
- |
- кредиторская задолженность |
+ |
- |
- себестоимость |
+ |
- |
- коммерческие расходы |
+ |
- |
- управленческие расходы |
+ |
- |
- операционные доходы |
+ |
- |
- операционные расходы |
+ |
- |
5. Справки из банков об оборотах, картотеке, кредитах |
+ |
+ |
6. Справка ИФНС о задолженности по налогам и сборам |
+ |
+ |
7. Анкета с основными данными о заемщике |
+ |
+ |
8. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета |
+ |
+ |
- дебиторская задолженность, сч. 62, 76 |
- |
+ |
- кредиторская задолженность, сч. 60, 76 |
- |
+ |
- выручка от реализации, сч. 90 |
- |
+ |
- запасы, сч. 10, 20, 41, 43 и др. |
- |
+ |
- финансовые вложения, сч. 58 |
- |
+ |
- займы и кредиты, сч. 66 и 67 |
- |
+ |
- анализ сч. 51 и 52 помесячно |
+ |
+ |
9. План движения денежных средств |
+ |
+ |
10. Декларации по налогам (НДС, налог на прибыль) |
+ |
+ |
11. Портфель заказов |
+ |
+ |
12. Копии основных контрактов |
+ |
+ |
Источник: Углубленный мониторинг
состояния заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение Г
Рыночные и нерыночные факторы
№ п/п |
Наименование оценочного критерия |
Оцениваемые факторы |
1 |
Изменения в основной деятельности заемщика |
1. Изменение степени
юридической и финансовой 2. Потеря экономических
связей с основными поставщикам 3. Изменение (ужесточение)
условий расчетов с 4. Изменения структуры выручки от реализации за счет использования «неденежных» форм расчетов (векселей, взаимозачетов и иных). 5. Иные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
2 |
Оценка изменения влияния рыночных факторов, включая отраслевые риски |
1. Сужение рынка по
причинам снижения спроса на
производимую предприятием 2. Изменение профиля
основной деятельности 3. Сужение номенклатурного
ряда выпускаемой продукции в
результате негативных 4. Снижение доли производимой
продукции (реализуемых 5. Изменение объемов
производства/реализации под 6. Иные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
3 |
Оценка изменения влияния нерыночных факторов |
В качестве основных нерыночных факторов выделяются следующие: 1) возбуждение в отношении
заемщика и/или лиц, 2) наложение ареста
на имущество и/или счета 3) наличие просроченных обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по выплате заработной платы работникам предприятия либо нарушение условий реструктуризации задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (налоговому кредиту); 4) иные негативные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
4 |
Оценка изменений в структуре и качестве управления |
1. Появление негативных изменений в деловой репутации владельцев бизнеса и/или его основных менеджеров. 2. Наличие конфликтов между владельцами бизнеса и/или его основными менеджерами. 3. Изменения в составе
владельцев бизнеса, выход из
их состава крупных 4. Смена основных менеджеров,
повлекшая ухудшение 5. Иные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
5 |
Оценка изменений в кредитной истории |
1. Получение информации о неисполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по предоставленным другими обслуживающими банками кредитным продуктам (займам, предоставленным иными кредиторами). 2. Наличие информации
о погашении задолженности 3. Иные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
7 |
Оценка сохранности предоставленного обеспечения |
Мониторинг финансового состояния проводится в соответствии с требованиями настоящего документа. При проведении мониторинга особое внимание уделяется следующим факторам: 1) наметившаяся тенденция
ухудшения финансового 2) наличие тенденции
к снижению деловой активности,
в том числе сокращению 3) увеличение средних
сроков оборачиваемости совокуп 4) снижение показателей
прибыльности предприятия, его
устойчивая убыточная 5) увеличение объема
забалансовых обязательств (поручительств,
залогов, авалей векселей, выданных
в обеспечение обязательств 6) иные факторы, выявленные в процессе мониторинга |
8 |
Оценка исполнения ТЭО (бизнес-плана, финансового плана) |
Выявление убытков, не предусмотренных
предоставленным ТЭО (бизнес-планом,
финансовым планом), несоблюдение запланированных
объемов производства и/или реализации,
увеличение совокупных обязательств,
в том числе привлечение |
9 |
Оценка страновых рисков (используется для предприятий, осуществляющих экспортные/импортные операции, другие виды деятельности за рубежом) |
Оценивается экспертным
путем платежеспособность иностранного
контрагента и ее влияние на возможное
ухудшение финансового |
Источник: Углубленный мониторинг
состояния заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение Д
Критерии, влияющие на определение качества обслуживания долга по ссуде
Качество обслуживания долга |
Критерии, определяющие качество обслуживания долга |
Ссылка на пункт Положения № 254 - П |
ХОРОШЕЕ |
Платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме; Имеется случай/случаи просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней продолжительностью: - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, до 5 календарных дней включительно, - по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно. Ссуда реструктурирована, платежи
осуществляются своевременно и в
полном объеме или имеется единичный
случай просроченных платежей по основному
долгу и/или процентам в - до 5 календарных дней включительно по юридическим лицам - до 30 календарных дней включительно по физическим лицам. При этом финансовое положение заемщика в течение последнего завершенного и текущего года оценивается не хуже, чем среднее. В данном случае необходимо решение уполномоченного органа банка. Ссуда, прямо или косвенно (через третьих лиц) выдана банком заемщику для погашения долга по ранее предоставленной ссуде этого же заемщика, или направлена заемщиком прямо или косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией. Платежи по новой ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме или имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и/или процентам течение последних 180 календарных дней продолжительностью: - до 5 календарных
дней включительно для -до 30 календарных
дней включительно для |
п.3.7.1 |
Не лучше СРЕДНЕГО |
Платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику банком-ссудодателем прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо банк-ссудодатель прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее. Ссуда реструктурирована, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме или имеется единичный случай просроченных платежей в течение последних 180 календарных дней: - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, до 5 календарных дней включительно, - по ссудам, предоставленным
физическим лицам, до 30 календарных
дней включительно. При этом финансовое
положение заемщика в течение
последнего завершенного и Имеется случай (имеются случаи) просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, продолжительностью (общей продолжительностью): по ссудам, предоставленным юридическим лицам, от 6 до 30 календарных дней включительно, по ссудам, предоставленным физическим лицам, от 31 до 60 календарных дней включительно. Ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде или при наличии единичного случая просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней: - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, до 5 календарных дней включительно, - по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно. При этом, по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее. |
п.3.7.2 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ
(плохое) |
Имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней: по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 календарных дней, по ссудам, предоставленным физическим лицам, - свыше 60 календарных дней. Ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое. Ссуда предоставлена заемщику банком прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга для указанных ссуд либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде. |
п.3.7.3 |
Источник: Углубленный мониторинг
состояния заемщиков// Банковское кредитование.
№5, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/
Приложение Е
Категории качества ссуд
Обслуживание долга Финансовое положение |
Хорошее |
Среднее |
Неудовлетворительное |
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
Источник: составлено автором
Приложение Ж
Ставка риска
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0% |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1% до 20% |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21% до 50% |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51% до 100% |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100% |
Источник: Положение №254-П от 26.03.2004
Приложение З
Варианты определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд.
Информация о работе Мониторинг финансового положения заемщика