Мониторинг финансового положения заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать процесс организации мониторинга финансового положения заемщика и оценка качества обслуживания долга.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику кредитного мониторинга и направлений мониторинга выданного кредита;
- проанализировать схему мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности;
- определить порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую кредитный мониторинг;
- проанализировать опыт мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга и создание резерва на возможные потери: характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита; анализ финансового положения заемщика; формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам; отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту;
- определить проблемы качества ссудного портфеля;
- выявить пути совершенствования механизмов управления проблемной задолженностью;
- исследовать механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
Раздел 1 Теоретические основы кредитного мониторинга……………………………..5
1.1. Общая характеристика кредитного мониторинга. Направления мониторинга выданного кредита……………………………………………………………………………….5
1.2. Схема мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности……………………………………………………………………………………6
1.3. Порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде…………………………..8
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный мониторинг……………..9
Раздел 2. Анализ опыта мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга. Создание резерва на возможные потери…………………...11
2.1. Характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита…………………11
2.2. Анализ финансового положения заемщика………………………………………..12
2.3. Формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам……..14
2.4. Отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту…….16
Раздел 3. Проблемы повышения качества ссудного портфеля. Пути их решения…18
3.1. Проблемы качества ссудного портфеля……………………………………………18
3.2. Совершенствование механизмов управления проблемной задолженностью…...20
3.3. Механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………………..25
Приложение А - Виды мониторинга и сроки его проведения………………………...27
Приложение Б - Отличия в содержании ежеквартального и ежемесячного мониторинга…………………………………………………………………………………….28
Приложение В - Документы, запрашиваемые в рамках мониторинга финансового состояния………………………………………………………………………………………..29
Приложение Г - Рыночные и нерыночные факторы…………………………………...30
Приложение Д - Критерии, влияющие на определение качества обслуживания долга по ссуде………………………………………………………………………………………….32
Приложение Е - Категории качества ссуд……………………………………………...35
Приложение Ж - Ставка риска…………………………………………………………..36
Приложение З - Варианты определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Мониторинг курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………3

Раздел 1 Теоретические  основы кредитного мониторинга……………………………..5

1.1. Общая характеристика кредитного мониторинга. Направления мониторинга выданного кредита……………………………………………………………………………….5

1.2. Схема мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности……………………………………………………………………………………6

1.3. Порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде…………………………..8

1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный мониторинг……………..9

Раздел  2.   Анализ опыта мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга. Создание резерва на возможные потери…………………...11

2.1. Характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита…………………11

2.2. Анализ финансового положения заемщика………………………………………..12

2.3. Формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам……..14

2.4. Отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту…….16

Раздел  3.  Проблемы повышения качества ссудного портфеля. Пути их решения…18

3.1. Проблемы качества ссудного портфеля……………………………………………18

3.2. Совершенствование механизмов управления проблемной задолженностью…...20

3.3. Механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности………………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………………..25

Приложение А - Виды мониторинга и сроки его проведения………………………...27

Приложение Б - Отличия в содержании ежеквартального и ежемесячного мониторинга…………………………………………………………………………………….28

Приложение В - Документы, запрашиваемые в рамках мониторинга финансового состояния………………………………………………………………………………………..29

Приложение Г - Рыночные и нерыночные факторы…………………………………...30

Приложение Д - Критерии, влияющие на определение качества обслуживания долга по ссуде………………………………………………………………………………………….32

Приложение Е - Категории качества ссуд……………………………………………...35

Приложение Ж - Ставка риска…………………………………………………………..36

Приложение З - Варианты определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд………………………………………………………………………………..37

Приложение И - Структура ссудной задолженности банковского сектора по категориям качества, %...............................................................................................................38

Приложение К - Структура просроченной задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями, %..................................................................39

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В условиях кризиса ликвидности в связи с ростом общей нестабильности рынков и углублением процессов глобализации возрастает уровень рисков невозвратности кредитов хозяйствующими субъектами. Ключевым моментом для определения вероятности привлечения банковских кредитов является то, что организации обязаны посмотреть на себя глазами банкиров и установить на сколько их финансовое состояние удовлетворяет требованиям банка. Это обусловливает необходимость научного осмысления и обоснования принципов, подходов, разработки методов и моделей, позволяющих оценить финансовое состояние при оценке кредитоспособности отдельных организаций. Значимость оценки кредитоспособности возрастает в современных условиях на фоне экономического кризиса, повышения дефицита ресурсов, усиления конкуренции среди хозяйствующих субъектов.

При возникновении кризисных условий  изменяются приоритеты деятельности, возрастает необходимость привлечения  заемных средств и изменяются требования кредитных структур к  потенциальным заемщикам. Рейтинговые  агентства и кредитные учреждения определяют рейтинг кредитоспособности различных организаций, используя собственные методики. При этом разработанная методика является единой для оценки организаций всех отраслей, не учитывает специфику той или иной отрасли.

Объектом исследования выступают правоотношения складывающиеся в процессе организации мониторинга финансового положения заемщика.

Предмет исследования – процесс организации мониторинга финансового положения заемщика и оценка качества обслуживания долга.

Цель исследования – проанализировать процесс организации мониторинга финансового положения заемщика и оценка качества обслуживания долга.

Задачи исследования:

- дать общую характеристику кредитного мониторинга и направлений мониторинга выданного кредита;

- проанализировать схему мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности;

- определить порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде;

- охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую кредитный мониторинг;

- проанализировать опыт мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга и создание резерва на возможные потери: характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита; анализ финансового положения заемщика; формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам; отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту;

- определить проблемы качества ссудного портфеля;

- выявить пути совершенствования механизмов управления проблемной задолженностью;

- исследовать механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности.

В процессе работы применены следующие методы анализа и синтеза рассматриваемых явлений: аналитический, экономико-статистический.

Структура работы определена сформулированными задачами исследования. Работа включает введение, три раздела, объединяющие одиннадцать параграфов, заключение, библиографический список, 10 приложений.

Общий объем работы –  26 машинописных страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Теоретические основы кредитного мониторинга

1.1.Общая характеристика  кредитного мониторинга. Направления  мониторинга выданного кредита

 

Кредитный мониторинг – сложная  информационно-аналитическая система, включающая контроль за качеством предоставленных  ссуд, его оценку и прогнозирование  будущего развития для организации своевременных и адекватных управленческих решений, уменьшающих кредитный риск на всех стадиях работы со ссудой1.

Можно выделить две основные особенности  объектов кредитного мониторинга, первой из которых является их динамичность, а второй – наличие или возможность опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга. Поэтому кредитный мониторинг необходимо идентифицировать, прежде всего, как многофакторный процесс, направленный на снижение рискованности кредитных операций и недопущение отрицательных операций, связанных с возникновением сложностей в процессе погашения кредита.

Основная сфера практического  применения мониторинга – это  управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных  областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами.

Остановимся несколько подробнее  на критериях классификации кредитного мониторинга.

I. По объектам кредитного мониторинга  различают: мониторинг конкретного заемщика (ссуды); мониторинг кредитного портфеля банка.

II. В зависимости от источников  сбора информации следует выделить  несколько видов кредитного мониторинга как информационной системы. Информационно-аналитическая база для проведения кредитного мониторинга в коммерческих банках формируется из сведений, поступающих из различных источников: мониторинг СМИ, текущего законодательства, мониторинг различных отраслей и рынков, на которых оперируют заемщики; мониторинг финансового состояния заемщика; мониторинг денежных потоков заемщика; мониторинг состояния обеспечения, принятого в залог по ссуде; мониторинг исполнения обязательств кредитного договора (целевое использование, своевременная уплата процентов и комиссий); мониторинг деловой репутации заемщика, организации менеджмента на предприятии – заемщике; мониторинг внутрибанковской отчетности.

III. Отталкиваясь от методики  проведения кредитного мониторинга,  можно отметить несколько типов мониторинга. Система мониторинга предприятий представляет собой широкий комплекс мер организационного, методологического и управленческого характера. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов мониторинга с учетом особенностей конкретной ситуации. Целесообразно выделить три основных вида: измерение параметров объекта с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы хорошо разработанных критериев и показателей (т.е. анализ финансового состояния заемщика, его платежеспособности и пр.); анализ динамики, т.е. когда в качестве основания для экспертизы используются данные о динамике развития объекта во времени; сравнение, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования другого объекта кредитного мониторинга. Изучение двух или нескольких объектов проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время.

IV. В зависимости от целей  кредитного мониторинга можно выделить три его вида: информационный – структуризация, накопление и распространение информации об объекте мониторинга. Не предусматривает специально организованного изучения; базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом кредитного мониторинга организуется постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей, которые достаточно полно его определяют; проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, которые возникают при кредитовании, иными словами, речь идет прежде всего об идентификации безнадежных или проблемных ссуд.

V. Принимая во внимание ориентацию  на конкретного пользователя, отметим  два вида мониторинга. При проведении  мониторинга возникает необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов (соотношение системы и части системы).

 

1.2. Схема мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности

Начиная с сентября-октября 2008 года практически все банки ужесточили требования к новым заемщикам в части обеспечения, а также кредитоспособности. Ими были пересмотрены параметры финансово-хозяйственной деятельности новых заемщиков, устраивающие кредиторов. Более пристально банки стали относиться и к деятельности уже существующих заемщиков (Приложение А).

Мониторинг - периодическая оценка финансового состояния заемщика на основе финансовой отчетности с целью определения вероятности погашения ссуды и предполагаемого резерва на возможные потери по ссудам.

Согласно Положению ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные  потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе.

Кредитная организация в порядке, установленном уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной  организации, документально оформляет  и включает в досье заемщика информацию о заемщике, в том числе профессиональное суждение кредитной организации об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва.

Указанные документы составляются: по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату; по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - не реже одного раза в квартал по состоянию на дату, следующую за отчетной; по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже одного раза в месяц по состоянию на отчетную дату.

Факторами, обусловливающими проведение углубленного мониторинга являются: необходимость понимания реального положения дел у конкретных заемщиков и в отрасли в целом; рост неплатежей; атмосфера всеобщего недоверия в корпоративном и финансовом секторах; рост количества дефолтов по корпоративным облигациям; спад производства в основных отраслях экономики; отказ большинства банков в предоставлении кредитов, даже по открытым лимитам; требования Положения № 254-П, Положения ЦБ РФ от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», а также необходимость определения резерва на возможные потери по ссудам, в том числе для целей формирования отчетности банка по МСФО.

Информация о работе Мониторинг финансового положения заемщика