Мониторинг финансового положения заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать процесс организации мониторинга финансового положения заемщика и оценка качества обслуживания долга.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику кредитного мониторинга и направлений мониторинга выданного кредита;
- проанализировать схему мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности;
- определить порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую кредитный мониторинг;
- проанализировать опыт мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга и создание резерва на возможные потери: характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита; анализ финансового положения заемщика; формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам; отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту;
- определить проблемы качества ссудного портфеля;
- выявить пути совершенствования механизмов управления проблемной задолженностью;
- исследовать механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
Раздел 1 Теоретические основы кредитного мониторинга……………………………..5
1.1. Общая характеристика кредитного мониторинга. Направления мониторинга выданного кредита……………………………………………………………………………….5
1.2. Схема мониторинга состояния заемщика и выявление проблемной задолженности……………………………………………………………………………………6
1.3. Порядок оценки качества обслуживания долга по ссуде…………………………..8
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный мониторинг……………..9
Раздел 2. Анализ опыта мониторинга финансового положения заемщика и оценки качества обслуживания долга. Создание резерва на возможные потери…………………...11
2.1. Характеристика бизнес-процессов по сопровождению кредита…………………11
2.2. Анализ финансового положения заемщика………………………………………..12
2.3. Формирование и регулирование резерва на возможные потери по ссудам……..14
2.4. Отражение в бухгалтерском учете банка операций по выданному кредиту…….16
Раздел 3. Проблемы повышения качества ссудного портфеля. Пути их решения…18
3.1. Проблемы качества ссудного портфеля……………………………………………18
3.2. Совершенствование механизмов управления проблемной задолженностью…...20
3.3. Механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………………..25
Приложение А - Виды мониторинга и сроки его проведения………………………...27
Приложение Б - Отличия в содержании ежеквартального и ежемесячного мониторинга…………………………………………………………………………………….28
Приложение В - Документы, запрашиваемые в рамках мониторинга финансового состояния………………………………………………………………………………………..29
Приложение Г - Рыночные и нерыночные факторы…………………………………...30
Приложение Д - Критерии, влияющие на определение качества обслуживания долга по ссуде………………………………………………………………………………………….32
Приложение Е - Категории качества ссуд……………………………………………...35
Приложение Ж - Ставка риска…………………………………………………………..36
Приложение З - Варианты определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Мониторинг курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Подводя итог, необходимо отметить несколько  аспектов развития банковского сектора. В секторе активизировалась консолидация капиталов в целях повышения финансовой устойчивости. Улучшается качество и ассортимент предоставляемых кредитными организациями продуктов и услуг, а также их маркетинговая политика. Основной проблемой в среднесрочной перспективе может стать просроченная задолженность. Для того чтобы не допустить нового витка кризиса, необходимо предпринять действия по стимулированию спроса на кредиты со стороны платежеспособных предприятий.

Если говорить о реальной картине  качества ссудного портфеля банков, то в некоторых случаях на официальные данные необходимо делать поправку. Банки имеют достаточный арсенал инструментов для того, чтобы показывать более оптимистичную картину по ссудному портфелю. Это и пролонгирование проблемных ссуд, и рефинансирование, и прочие манипуляции с документацией и платежами по ссудам. И во многом такие действия продиктованы как конъюнктурными, макроэкономическими условиями, так и финансовой устойчивостью самого банка, качеством и запасом прочности его капитала. Или политикой крупных акционеров, включая их способность и желание делать дополнительные вливания для соответствия банка регуляторным требованиям.

 

3.2. Совершенствование механизмов управления проблемной задолженностью

Возникновения проблемной задолженности обусловлено негативными последствиями финансового кризиса, серьезными ошибками в кредитной политике самих банков, а также умышленными неплатежами заемщиков13.

Проблемные кредиты – это  кредиты, по которым своевременно не проведены один или несколько платежей, значительно снизилась ликвидность и рыночная стоимость обеспечения, возникли обстоятельства, которые делают сомнительным выполнения заемщиком своих обязательств14.

Управление проблемными кредитами  требует значительного количества времени, финансовых и трудовых затрат, оплаты юридических услуг. Конечно, лучшая политика по управлению потерями заключается в избежание с точки зрения как прибыльности, так и репутации банка, но в реальной жизни добиться этого не удается.

Система управления проблемной задолженностью должна включать в себя пять основополагающих элементов: организацию мониторинга состояния платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков; создание Фонда аккумулирования (банка) проблемных долгов; выстраивание работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением ссудной задолженности; рефинансирование Фонда, обеспечивающее возобновляемый выкуп проблемной задолженности; рекапитализацию кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности со значительным дисконтом.

Вопрос о необходимости реструктуризации задолженности по возможности следует решать до момента появления просроченной задолженности. Инициатором внесения изменений в кредитный договор может быть как заемщик, так и банк-кредитор.

Для предупреждения возникновения «просрочки» кредитный инспектор может в разумный срок (скажем, за неделю) до наступления даты платежа, согласно кредитного договора в устной или письменной форме, напомнить клиенту о приближении срока возврата кредита, выясняя при этом намерения клиента по данному вопросу.

Решение о реструктуризации (изменение условий) проблемной задолженности принимается в том же порядке, что и решение о первичной выдаче кредита. При подготовке решения о реструктуризации проводится комплексный анализ деятельности клиента в порядке, аналогичном порядку проведения анализа при выдаче кредита.

При рассмотрении вопроса о возможности реструктуризации кредитов кредитным инспекторам следует обращать внимание на то, каким образом реструктуризация отразится на категории качества кредита и величине созданного по нему резерва на возмещение возможных потерь.

Перед принятием решения о реструктуризации рекомендуется проводить проверку и оценку залогового имущества с составлением соответствующего акта. Не лишней является и выездная проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности клиента, если банк рассматривает вопрос реструктуризации долга юридического лица.

Реструктуризация задолженности по кредиту является соглашением заемщика с кредитором, которой предусмотрено применение новой схемы погашения долга в связи с несостоятельностью должника выполнить ранее взятые на себя финансовые обязательства.

По мнению С.М. Фроста, реструктуризированными есть кредиты, в отношении которых урегулировано формальную договоренность о реструктуризации долга и ссуда классифицируется как текущая, но при этом сроки погашения кредита значительно изменены15.

В соглашение о реструктуризации могут входить следующие элементы: увеличение денежных средств от операционной деятельности; улучшение обеспечения по кредиту. Кредитор может быть готов учесть фактор риска по кредиту, если он получает право собственности на дополнительное обеспечение. Это может привести к тому, что в случае ликвидации банк достигнет более высокого показателя суммы возмещения; продление сроков. Сроки непогашенных кредитов могут быть продлены, а особенно для кредитов с основным периодом погашения это уменьшает основную составляющую запланированных платежей; более низкие процентные ставки. Кредиторы могут согласиться снизить процентную ставку по кредитам с целью уменьшения финансовой нагрузки; льготные периоды (кредитные каникулы). Кредиторы могут дать согласие на льготный период, в течение которого изменяются условия кредитов, временного откладывая требования к должнику проводить запланированные платежи по погашению. Выплаты процентов и (или) погашения основной суммы кредита могут быть перепланированы в целях учета до запланированного потока средств. Предварительные проценты могут просто накапливаться, а от заемщика будет требоваться погасить их в определенный момент времени в будущем; продажа активов. Любые активы, не являющиеся обеспечением по кредиту и не имеющие существенного значения для ведения бизнеса, должны быть проданы; обмен долговых обязательств на акции. Данный способ распространенный, когда возникают крупные корпоративные дефолты. Обмен долговых обязательств на акции происходит в том случае, когда кредиторы согласны учесть фактор риска за счет списания размера долга в обмен на часть акций этой компании. В таких случаях кредиторы обычно становятся собственниками большей части или всех акций компании.

 

3.3. Механизмы контроля кредитными организациями, возврата заемщиком просроченной задолженности

 

Помимо уже ставших привычными схем реструктуризации проблемных кредитов, в 2013 г., возможно, начнется широкое применение перекредитования. Суть перекредитования очень проста - заемщик получает новый кредит, соответствующий параметрам действующего кредита, но под гораздо более низкий ссудный процент. За счет выданного кредита гасится старый кредит, и заемщик начинает обслуживаться на новых, более выгодных условиях. В отличие от реструктуризации перекредитование призвано не решать уже накопленные проблемы, а предотвращать появление новых. Превентивное снижение долговой нагрузки добросовестных заемщиков страхует от возможных негативных последствий, связанных с ухудшением финансового положения должника, которое может не позволить ему обслуживать кредит на старых условиях.

Кроме того, подобные программы могут  распространяться и на клиентов сторонних банков, в частности тех кредитных структур, которые испытывают затруднения с ликвидностью, если существует потенциальная угроза попыток истребования досрочного исполнения условий кредитного договора, а подобные случаи наблюдались с начала острой фазы кризиса.

Следует отметить, что широкая реализация программ кредитования под силу только крупным кредитным организациям, обладающим необходимой ресурсной базой и возможностью привлекать средства на финансирование своих проектов под минимальный процент.

Таким образом, стабилизация динамических процессов в сегменте проблемной задолженности обусловлена рядом причин: повышение качества управления ссудными портфелями, продажа долговых портфелей в рамках договора переуступки прав требования (цессия), реструктуризация задолженности.

Преимущества инструментов реструктуризации очевидны. Для заемщиков, которым позволяют в максимально щадящем режиме пережить трудные времена и сохранить положительную кредитную историю. Для банков, которые решают проблему собственной ликвидности и сохранения качественной клиентской базы. Но, несмотря на перечисленное, следует понимать, что конечную эффективность предложенного и принятого комплекса мер покажет только лишь среднесрочная практика его использования. Только тогда можно будет увидеть первые результаты, оценить количество негативных случаев. Урегулирования проблемной задолженности кредитного рынка находится в начале пути, но процесс уже пошел, и практика применения механизма реструктуризации неизбежно будет распространяться все шире и шире.

Перед банковской системой и рынком розничного кредитования в 2013 г. стоит несколько задач: активизация вовлечения в финансовый оборот пассивов - их капитализация, наращивание розничного кредитного портфеля в условиях «ленивого» рынка, обеспечение широких механизмов реструктуризации перспективной задолженности для ранее добросовестных плательщиков. При условии решения актуальных задач квартальная динамика роста консолидированного розничного портфеля достигнет 10%.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, что позволило сделать следующие выводы.

Реализация системы кредитного мониторинга в кредитной организации представляет собой программу эффективного использования политики кредитования и потенциальных возможностей КО, выражающейся в максимизации прибыли и минимизации рисков в процессе формирования ресурсной базы и эффективного размещения привлеченных средств кредитной организации.

Полагаем, что оценка финансового положения заемщика является одним из главных факторов анализа кредитоспособности. Процесс оценки финансового состояния заемщика состоит из нескольких этапов: во-первых, подача заявки в банк; первоначальная оценка кредитоспособности заемщика сотрудником банка и определение его рейтинга как должника; во-вторых, оценка банком кредитных возможностей с учетом суммы, запрашиваемой потенциальным клиентом; заседание кредитного комитета банка, где и принимается решение о выдаче средств.

В банковской практике особое место  отводится специальному резерву, необходимость которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банка, который формируется кредитной организацией при обесценении ссуды, то есть при потере ссудной стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заёмщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо существования реальной угрозы такого неисполнения.

Следует отметить, что стабилизация процессов в области решения проблем ссудной задолженности обусловлена рядом причин: повышение качества управления ссудными портфелями, продажа долговых портфелей в рамках договора переуступки прав требования (цессия), реструктуризация задолженности. Преимущества инструментов реструктуризации очевидны: для заемщиков, которым позволяют в максимально щадящем режиме пережить трудные времена и сохранить положительную кредитную историю, для банков, которые решают проблему собственной ликвидности и сохранения качественной клиентской базы.

Среди механизмов контроля кредитными организациями, возврата заемщиком  просроченной задолженности следует  отметить перспективные направления перекредитования, сущность которого сводится к получению заемщиком нового кредита, соответствующего параметрам действующего кредита, но под гораздо более низкий ссудный процент.

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации с поправками от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // Российская газета от 21 января 2009 г. N 7.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации: часть первая от 21 октября  1994 г. (с изм. и доп. от 2 октября  2012 г. N 166-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

3. Гражданский кодекс Российской  Федерации: часть вторая от 22 декабря  1995 г. (с изм. и доп. от 2 октября  2012 г. N 166-ФЗ)// Собрание законодательства  Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  (с изменениями и дополнениями  от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ)// Собрание законодательства  Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790.

5. Федеральный закон от 2 декабря  1990 г. N 395-I «О банках и банковской  деятельности» (с изменениями  и дополнениями от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ)// Ведомости съезда народных депутатов  РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 31 ст. 4333.

6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418; Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2012 г. N 30 ст. 4172.

7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17 ст. 1918; Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 31 ст. 4334.

8. Положение ЦБР №283-П от 20 марта  2006 года «О порядке формирования  кредитными организациями резервов  на возможные потери»// Вестник  Банка России. -  №20. -  27.03.2006 г.

9. Положение ЦБР № 254-П от 26 марта 2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»// Вестник Банка России. -  № 21. -  04.04.2004 г.

10. Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П «О правилах ведения  бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»// Вестник Банка России. -  № 40. -  27.07.2012 г.

11. Аганбегян А. Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России // Деньги и кредит. – 2010. – № 12. – С. 3-9.

12. Ананьев Д. Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. –2011. – № 3. – С. 3-8.

13. Беляков А.В. Резервы на возможные потери - экономическая сущность и учёт для целей налогообложения. М. 2012. – 42 с.

14. Зверев А. В. Проблемы развития российской банковской системы и меры по их преодолению // Деньги и кредит. 2010. № 12. С. 10-21.

15. Курносенко А.А. Особенности правового регулирования банковскими рисками в условиях рыночной экономики // Банковское право. - 2012. - С. 5.

Информация о работе Мониторинг финансового положения заемщика