Государственный бюджет: его формирование и расходование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Государственный бюджет - сущность , роль в экономике…………………5
2. Источники формирования и направления расходования средств………….5
государственного бюджета
2.1. . Структура доходов бюджета………………………………………………6
2.2. Бюджетные расходы…………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..……………………….14

Файлы: 1 файл

ГОТОВО ГОС.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Государственный бюджет: его формирование и расходование 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Государственный бюджет - сущность , роль в экономике…………………5

2. Источники формирования  и направления расходования средств………….5

государственного бюджета

2.1. . Структура доходов  бюджета………………………………………………6

2.2. Бюджетные расходы…………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..……………………….14

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь , бюджетную  систему . Государственный бюджет , являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большей степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Политика доходов и  политика расходов государственного бюджета  взаимосвязаны. При отсутствии поступлений  нет средств для финансирования необходимых мероприятий - на развитие научно - технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики финансово - кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства ,отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций  бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

 

 

  1. Государственный бюджет - сущность, роль в экономике

 

Центральное место в  системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету, представляющему централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Государственный бюджет «балансирует» денежные доходы и  расходы государства. Является мощным рычагом государственного регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет служит основным инструментом  государства  в централизации и перераспределении валового    общественного    дохода.

Государственный бюджет страны (основная форма планирования  образования  и использования централизованного фонда денежных средств  в  целях  расширения производства,    удовлетворения    потребностей    народа    и   укрепления обороноспособности государства.

 

2. Источники  формирования и направления расходования средств

государственного  бюджета

Бюджетные доходы и расходы  разнообразны.  Рассмотрим  их  на  примере федерального бюджета Российской Федерации.

      Для  составления отчетов об исполнении  бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  используется  единая  бюджетная  классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О  бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

      Бюджетная  классификация  РФ  ( это   группировка  доходов и расходов бюджетов  всех  уровней   бюджетной   системы   РФ,   а   также   источников финансирования   дефицитов   бюджетов.   Она   обеспечивает   сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

      Основные  принципы бюджетной классификации полностью вошли в  Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию  источников  внешнего  финансирования  дефицита   федерального
  • бюджета;
  • классификацию видов государственных  внутренних  долгов  РФ,  субъектов  РФ,
  • муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего  долга  РФ  и  государственных
  • внешних активов РФ.

      Доходы  бюджетов (денежные средства,  поступающие   в  безвозмездном и безвозвратном порядке в  соответствии  с  законодательством  в  распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

2.1. . Структура доходов бюджета

      Согласно  действующей  бюджетной  классификации   все  доходы  бюджетов делятся на следующие виды:

Налоговые доходы, которые  включают в себя:

- прямые налоги на  прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в  зависимости от фонда оплаты  труда;

- налоги на товары  и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование  природных ресурсов;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, сборы  и пошлины;

Неналоговые доходы, к  которым в соответствии со ст.  41  Бюджетного  кодекса относятся:

  • доходы  от  использования  имущества,  находящегося  в   государственной   и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями,  находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства,  полученные  в  результате  применения  мер   гражданско-правовой, административной,   уголовной   ответственности,   в   том   числе   штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение  вреда, причиненного РФ, субъектам РФ,  муниципальным  образованиям,  и  иные  суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой  помощи,  полученной  от  бюджетов  других  уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные   неналоговые    доходы    (прибыль    Банка    России,    доходы    от внешнеэкономической деятельности).
  • Безвозмездные  перечисления  (ст.  45  Бюджетного   кодекса   РФ)   включают следующие поступления:
  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации,  субвенции,  средства,  перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.

     

2.2. Бюджетные  расходы

Бюджетные расходы (это денежные средства, направляемые на  финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие  потребности государства, местных  органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

      Различаются бюджетные  расходы по следующим направлениям:

  • Расходы федерального бюджета;
  • Расходы бюджетов субъектов РФ;
  • Расходы местных бюджетов;

Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из  федерального бюджета:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального  собрания  РФ,  Счетной палаты  РФ,  Центральной  избирательной  комиссии  РФ,  федеральных  органов исполнительной власти  и  их  территориальных  органов,  другие  расходы  на общегосударственное управление по  перечню,  определяемому  при  утверждении  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности  государства,  осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная   поддержка   железнодорожного,   воздушного   и    морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация  последствий   чрезвычайных   ситуаций   и   стихийных   бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание  учреждений,  находящихся  в  федеральной  собственности  или   в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация  государственным  внебюджетным  фондам   расходов   на   выплату государственных пенсий  и  пособий,  других  социальных  выплат,  подлежащих финансированию  в  соответствии  с  законодательством  РФ  за  счет  средств федерального бюджета;
  • пополнение  государственных  запасов  драгоценных  металлов  и   драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение референдумов и выборов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов  государственной  власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных  доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение    осуществления    отдельных    государственных     полномочий,
  • передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • федеральный статистический учет;
  • прочие расходы.

Спецификой федерального бюджета  РФ  является  финансирование  за  счет этого  бюджета  общегосударственных  расходов,  в  том  числе   фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования,  международную деятельность,  предупреждение   и   ликвидацию   чрезвычайных   ситуаций   и последствий  стихийных  бедствий,   обслуживание   государственного   долга.

Значительную   долю   расходов   в   бюджете    составляет    финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

В федеральном бюджете 2009 года наибольший  удельный  вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга  (20,09%).  В федеральном бюджете на 2010 год для этих целей выделяется только 14,64%.  Но в то же время существенно  возросли  расходы  на  социальную  политику. 

Расходы федерального бюджета  являются общественно полезными.  Активная роль государства в общественном воспроизводстве  и  повышение  эффективности экономики,   укрепление   обороноспособности   обуславливает    многообразие бюджетных  расходов  федерального  бюджета.  Однако  при  всем  многообразии бюджетных  расходов  они  служат  единой  цели  (обеспечению   финансовыми ресурсами федеральных потребностей).

Доходы и расходы  бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости  от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Законодательством установлены  предельные размеры дефицита бюджетов. Так, в соответствии со ст.92 БК РФ, размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объём бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 5% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; местного бюджета – 3% от объема доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

Сложившаяся в нашей  стране экономическая, в том числе  и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Информация о работе Государственный бюджет: его формирование и расходование