Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования.
Задачи моей курсовой работы:
охарактеризовать особенности бюджетного финансирования учреждений культуры;
рассмотреть внебюджетные источники финансирования культуры;
проанализировать данные о финансировании культуры из федерального бюджета в 2005г.
Введение…………………………………………………………………………….4
I. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВА………………………………………………………………………5
1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство………………5
2. Порядок расчета расходов учреждений………………………………….9
3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства………………………………………………………………..…12
II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………17
III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2005г………………………………………………………………..….20
1. Формирование бюджета 2005г. по новой бюджетной классификации расходов…………………………………………………………………………..……..21
2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средства массовой информации”……………………………………………………………………………22
3. Снижение ставки единого социального налога……………….…………24
4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектной деятельности……………………………………………………………………….……25
Заключение………………………………………………………………….…….28
Список использованной литературы……………………………………………..30
В отличие от театров концертная
деятельность включает в себя различные
жанры – эстрадные, филармонические
и т.д. Государственная финансовая
поддержка оказывается
В важнейшем государственном
документе – Плане действий Правительства
РФ в области социальной политики
и модернизации экономики на 2000-2001
гг. обосновывалась необходимость внедрения
контрактных методов
3. Организация планирования и
финансирования расходов на
В настоящее время Министерство
культуры и массовых коммуникаций РФ
финансирует федеральные
Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
оплату труда работников
(специалистов, творческого, управленческого,
производственного и
содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
содержание животных в зоопарках и цирках;
комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно - методическую деятельность;
материальное обеспечение
художественного воплощения творческих
замыслов (создание новых постановок,
представлений, подготовку концертных
программ и других видов массовых
зрелищ, организацию фестивалей, выставок,
проведение работ по созданию и обновлению
экспозиций) и поддержание в рабочем
состоянии материального
оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
проведение капитального ремонта;
реставрацию памятников истории,
культуры и архитектуры, переданных
в пользование организации
другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.
Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.
По-разному строится и
механизм общего объема бюджетных средств
на финансирование культуры. Все ассигнования
по бюджету крупной
сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
сохранение народных традиций
(поддержка фольклорного ансамбля,
центров декоративно-
развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;
организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.
В условиях ограниченного
финансирования при разработке той
или иной программы избирается некоторая
крупная социально значимая и
общественно необходимая цель, которая
может быть достигнута разными исполнителями.
Для повышения эффективности
выделяемых средств в условиях конкурентности
применяется конкурсное рассмотрение
предложений потенциальных
При подготовке учреждениями
и организациями заявок на право
получения государственного и муниципального
заказа в области культуры важно
выделить вид деятельности, самостоятельно
сформулировать и оценить соответствие
проводимого мероприятия
В последние годы в экономическую
и организационно-творческую жизнь
органов управления и организации
культуры внедряется принцип применения
так называемого социально-
В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.
Коротко остановимся на порядке
взаимодействия культуры, физической
культуры и спорта со средствами массовой
информации. Например, государственные
службы по телевидению и радиовещанию
обеспечивают финансирование программ
театрально-зрелищной, оздоровительной
и спортивной направленности за счет
средств федерального бюджета, бюджетов
РФ и собственных источников. Телевизионные
компании и радиокомпании иных форм
собственности – за счет собственных
средств с учетом того, что трансляция
мероприятий по каналам теле- и
радиовещания, съемки и фотографирование,
производство записей их изображения
и звуковой записи осуществляется только
при наличии соответствующих
разрешений. Реклама товаров, изделий
и услуг во время проведения зрелищных
и спортивных мероприятий допускается
также с разрешения организаторов,
поскольку это связано с
Бюджетное финансирование средств
массовой информации, как правило, осуществляется
в виде грантов, предоставляемых
на безвозмездной основе и безвозвратной
основе, и регулируется особым законодательством.
Выделение грантов
II.Система платных услуг в сфере культуры
Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступающие из других источников, не уменьшают величину бюджетных ассигнований. Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры - не просто расходы государства, а особый вид доходов учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.
Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической базой, расширили круг услуг, предоставляемых за плату, стали проводить более гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих доходах достигла в среднем 25%.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях были получены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг платными, что привело к значительному сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий для сельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов деятельности.
Организации культуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однако очень часто их ценовая политика направлена, главным образом, на укрепление собственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние на доступность культурных услуг для широких слоев населения.
Рассмотрим динамику получения дополнительных ассигнований Комитетом по культуре и искусству (рис.1)
Рис.1 Соотношение долей поступлений от кружков, дискотеки и культурно-массовых мероприятий в общем объеме прибыли за 2000-2002 годы
На представленной диаграмме можно увидеть, что наибольшую долю в общем, объеме прибыли составляет поступления от кружков (32%), на следующем месте по доходности – дискотека и культурно-массовые мероприятия (по 29% соответственно). Эти три направления является перспективными при разработке предложений по повышению эффективности культуры.
Для повышения прибыли необходимо основывать новые вида платных кружков, чаще проводить дискотеки с привлечением артистов эстрады и т.д.
Для повышения эффективности культурно-массовых мероприятий в первую очередь следует обратить внимание на улучшение качества репертуара предлагаемых к просмотру кино- и видеофильмов.
Одним из важных альтернативных источников финансирования культуры являются средства меценатов и спонсоров.
Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсора и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования своего имиджа.
Одним из дополнительных источников
привлечения средств в культуру
может служить
При соблюдении определенных условий приватизация может принести культуре значительную пользу, так как, во-первых, в эту сферу поступят дополнительные ресурсы и, во-вторых, государство сможет высвободить собственные средства и направить их на содержание организаций культуры.2
III Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 г.
Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 г. является его формирование в условиях начатого в 2004г. реформирования бюджетного процесса РФ. Сущностью проводимых реформ является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности его участников.