Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа
Министерство культуры планирует развивать проектную деятельность в сфере культуры, вводить систему грантов, которые позволили бы в дополнение к существующей системе создать предпосылки для возникновения и реализации новых идей и проектов. Важной составляющей деятельности в данном направлении является усовершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры. Министерством реализуется реформа, направленная на внесение изменений в законодательные акты Беларуси, регулирующие принципы управления, государственного финансирования и создания конкурентных механизмов развития культуры Беларуси.
Введение
Наша национальная культура через Ефросинью Полоцкую и Симеона Полоцкого, Кирилла Туровского и Франциска Скорину, Купалу и Колоса, Богдановича, Быкова и Короткевича, через все наше наследие, является частью мирового культурного пространства. Потому что мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур.
Выдающийся русский писатель Федор Достоевский, род которого, кстати, происходит из Беларуси, сказал, что национальная культура – это сочетание общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества.
Белорусская культура сохранила свою особенность и именно эта особенность является ее богатством.
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой пересмотр наших представлений о роли культуры в жизни человека, развития государства. Культура взаимодействует с образованием, экономикой, внешней политикой и иными сферами государственной и человеческой деятельности.
Происходит стремление к повышению социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры, стремление пробудить инициативу сферы культуры, направленную на поиск и развитие новых проектов и подходов к решению наиболее актуальных проблем культурного развития страны.
Сегодня на первый план выходит более эффективное использование государственных средств, предназначенных для содержания системы культуры. Бюджетная политика в сфере культуры переориентируется с управления расходами на управление результатами.
В последнее время активно внедряется система финансирования в сфере культуры, предусматривающая как финансирование сети учреждений, так и финансирование культурных проектов, причем как государственных организаций, так и частных.
Министерство культуры планирует развивать проектную деятельность в сфере культуры, вводить систему грантов, которые позволили бы в дополнение к существующей системе создать предпосылки для возникновения и реализации новых идей и проектов.
Важной составляющей деятельности в данном направлении является усовершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры. Министерством реализуется реформа, направленная на внесение изменений в законодательные акты Беларуси, регулирующие принципы управления, государственного финансирования и создания конкурентных механизмов развития культуры Беларуси.
Глава 1.
Финансы в широком
смысле слова – это совокупность
денежных (стоимостных) отношений, связанных
с формированием и
Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.
Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).
Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал существование трех основных типов экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования.
Точнее было бы говорить не о «национальных» типах, а о разных механизмах финансирования:
1) централизованно, непосредственно через государственные структуры;
2) государственные средства объединяются с привлекаемыми иными средствами и вкладываются через независимые или местные структуры, т. е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства;
3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»).
В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде схемы:
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОБСТВЕННЫЕ
средства
Источники финансирования организаций культуры делятся на три группы:
К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.
Глава 2. Нормативные акты, способствующие развитию культуры
С 1 января 2011 года вступил
в силу Указ Президента Республики
Беларусь № 457 о новом порядке
финансирования государственных театрально-
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 77 от 28 февраля 2011 года расширены возможности использования спонсорской помощи в сфере культуры, что позволяет увеличить поступления внебюджетных средств, содействует развитию профессионального искусства и повышению художественного уровня фестивалей и иных творческих акций.
Еще одним ярким фактором,
содействующим привлечению
Уже созданы попечительские советы при таких крупных учреждениях культуры, как Национальный академический Большой театра оперы и балета Республики Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».
С 1 июля 2011 года вступил Указ Президента Республики Беларусь № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», он разработан по инициативе Министерства культуры. Указом утвержден перечень услуг в сфере культуры, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость. Учреждениям культуры предоставляются налоговые льготы на прибыль, недвижимость и земельный налог. Нормы данного Указа предоставляют возможность привлекать дополнительные источники финансирования в культуру, в том числе в кинопроизводство.Благодаря данному Указу созданы новые условия для развития кинопроизводства в стране.
Главное – данный законодательный
акт создает равные права для
государственных и частных
В целях развития государственно-частного партнерства и проектной деятельности в сфере культуры, создания условий для выявления и реализации новых оригинальных творческих идей Советом Министров Республики Беларусь в декабре 2011 года принято постановление № 1726, которым утверждено Положение о порядке проведения конкурса по организации и (или) проведению культурных мероприятий и порядке их финансирования. В соответствии с данным постановлением органы государственного управления имеют право объявить конкурс и выбрать субъекты культурной деятельности для осуществления организации и (или) проведения культурного мероприятия. Право на государственную финансовую поддержку в реализации культурного проекта могут получить юридические лица Беларуси вне зависимости от формы собственности.
Министерство культуры планирует инициировать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы содействовали развитию государственно-частного партнерства в сфере культуры, проектной деятельности и упрощению процедур привлечения спонсорской помощи.
Все это должно стать стимулом для возникновения новых имен, проявления творческого человеческого потенциала, который воплощается в уникальном культурном и творческом итоге и инновационных технологиях в сфере культуры и искусства.
2011 год – начало реализации впервые принятой на государственном уровне программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы, определившей стратегию работы на ближайшее время.
В 2011 году продолжалось государственное финансирование реставрационных работ на 16 объектах историко-культурного наследия. Наиболее значимые объекты, на которых ведется работа: здание Национального академического театра им. Янки Купалы, Косовский дворцово-парковый ансамбль.
Фактически завершена реставрация на уникальном объекте, внесенном в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – дворцовом комплексе в Несвиже.
Впервые на государственном уровне принята Государственная программа «Замки Беларуси» на 2012-2018 годы, положения которой направлены на возрождение и сохранение историко-культурного наследия Беларуси. В рамках программы предусмотрено проведение реставрационных и восстановительных работ, приспособление и экспонирование 38 замков Беларуси, в числе которых Старый замок в Гродно, Лидский, Любчанский, Новогрудский, Кревский, Гольшанский замки.
В 2011 году начал свою работу Республиканский совет по делам культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь.
В 2011 году реестр организаций, подчиненных Министерству культуры, пополнился самостоятельными учреждениями культуры: Институтом культуры Беларуси, Музеем «Замковый комплекс «Мир» и Центром современных искусств.
Приоритетным является развитие и укрепление сотрудничества в сфере культуры со всеми заинтересованными партнерами.
Глава 3. Бюджетное финансирование .Цифры и примеры
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.
Таблица 1.
Год |
Сумма средств республиканского бюджета, направленных на финансирование учреждений культуры |
Удельный вес в общем объеме
расходной части |
2008 |
152 673 142 |
1,7 |
2009 |
241 052 715 |
1,9 |
2010 |
180 074 933,6 |
1,6 |
2011 |
265 986 210,4 |
1,5 |
2012 |
648 788 329 |
1,4 |
По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 – 5%. На пример, если рассматривать местный бюджет Молодечненского района, то статистика будет следующей
Информация о работе Источники финансирования учреждений культуры