Источники финансирования учреждений культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Министерство культуры планирует развивать проектную деятельность в сфере культуры, вводить систему грантов, которые позволили бы в дополнение к существующей системе создать предпосылки для возникновения и реализации новых идей и проектов. Важной составляющей деятельности в данном направлении является усовершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры. Министерством реализуется реформа, направленная на внесение изменений в законодательные акты Беларуси, регулирующие принципы управления, государственного финансирования и создания конкурентных механизмов развития культуры Беларуси.

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Введение

 

         Наша национальная культура через Ефросинью Полоцкую и Симеона Полоцкого, Кирилла Туровского и Франциска Скорину, Купалу и Колоса, Богдановича, Быкова и Короткевича, через все наше наследие, является частью мирового культурного пространства. Потому что мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур.

         Выдающийся русский писатель Федор Достоевский, род которого, кстати, происходит из Беларуси, сказал, что национальная культура – это сочетание общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества.

         Белорусская культура сохранила свою особенность и именно эта особенность является ее богатством.

         Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой пересмотр наших представлений о роли культуры в жизни человека, развития государства. Культура взаимодействует с образованием, экономикой, внешней политикой и иными сферами государственной и человеческой деятельности.

         Происходит стремление к повышению социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры, стремление пробудить инициативу сферы культуры, направленную на поиск и развитие новых проектов и подходов к решению наиболее актуальных проблем культурного развития страны.

         Сегодня на первый план выходит более эффективное использование государственных средств, предназначенных для содержания системы культуры. Бюджетная политика в сфере культуры переориентируется с управления расходами на управление результатами.

         В последнее время активно внедряется система финансирования в сфере культуры, предусматривающая как финансирование сети учреждений, так и финансирование культурных проектов, причем как государственных организаций, так и частных.

         Министерство культуры планирует развивать проектную деятельность в сфере культуры, вводить систему грантов, которые позволили бы в дополнение к существующей системе создать предпосылки для возникновения и реализации новых идей и проектов.

         Важной составляющей деятельности в данном направлении является усовершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры. Министерством реализуется реформа, направленная на внесение изменений в законодательные акты Беларуси, регулирующие принципы управления, государственного финансирования и создания конкурентных механизмов развития культуры Беларуси.

 

 

 

 

Глава 1.

 

 

Финансы в широком  смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных  с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

 

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более  узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с  формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

 

Бюджет страны – это  сама суть и содержание государственной  политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

 

Бюджет – это система  императивных денежных отношений, в  процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

 

 

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал существование трех основных типов экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования.

 

  • «Романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства. Особенной разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры.
  • «Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.

 

  • «Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

 

 

Точнее было бы говорить не о «национальных» типах, а о  разных механизмах финансирования:

1) централизованно, непосредственно через государственные структуры;

2) государственные средства  объединяются с привлекаемыми иными средствами и вкладываются через независимые или местные структуры, т. е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства;

3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»).

 

В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде схемы:

 

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ   

               


 

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ             ГОСУДАРСТВЕННЫЕ             СОБСТВЕННЫЕ       

  • Благотворительные

средства

  • Спонсорские средства
  • Гранты
  • Членские взносы
  • Резервные взносы
  • Заемные средства,

 

 

Источники финансирования организаций культуры делятся на три группы:

  1. привлеченные средства;
  2. государственные средства,
  3. собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

  

 

 

 

Глава 2.  Нормативные  акты, способствующие развитию культуры

 

 

С 1 января 2011 года вступил  в силу Указ Президента Республики Беларусь № 457 о новом порядке  финансирования государственных театрально-зрелищных  и кинопрокатных организаций, который ввел так называемый принцип нормативного финансирования. Данный подход расширяет заинтересованность театрально-зрелищных организаций в получении дополнительных внебюджетных доходов.

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 77 от 28 февраля 2011 года расширены возможности использования спонсорской помощи в сфере культуры, что позволяет увеличить поступления внебюджетных средств, содействует развитию профессионального искусства и повышению художественного уровня фестивалей и иных творческих акций.

 

Еще одним ярким фактором, содействующим привлечению частного капитала в сферу культуры, явилось  принятие Правительством Республики Беларусь в марте 2011 года постановления № 308 о возможности создания попечительских советов при организациях культуры, содействующих развитию меценатства и спонсорства в нашей сфере.

Уже созданы попечительские советы при таких крупных учреждениях  культуры, как Национальный академический  Большой театра оперы и балета Республики Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».

 

С 1 июля 2011 года вступил Указ Президента Республики Беларусь № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», он разработан по инициативе Министерства культуры. Указом утвержден перечень услуг в сфере культуры, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость. Учреждениям культуры предоставляются налоговые льготы на прибыль, недвижимость и земельный налог. Нормы данного Указа предоставляют возможность привлекать дополнительные источники финансирования в культуру, в том числе в кинопроизводство.Благодаря данному Указу созданы новые условия для развития кинопроизводства в стране.

Главное – данный законодательный  акт создает равные права для  государственных и частных организаций  сферы культуры, будет стимулировать  развитие благотворительной, спонсорской  деятельности.

 

В целях развития государственно-частного партнерства и проектной деятельности в сфере культуры, создания условий для выявления и реализации новых оригинальных творческих идей Советом Министров Республики Беларусь в декабре 2011 года принято постановление № 1726, которым утверждено Положение о порядке проведения конкурса по организации и (или) проведению культурных мероприятий и порядке их финансирования. В соответствии с данным постановлением органы государственного управления имеют право объявить конкурс и выбрать субъекты культурной деятельности для осуществления организации и (или) проведения культурного мероприятия. Право на государственную финансовую поддержку в реализации культурного проекта могут получить юридические лица Беларуси вне зависимости от формы собственности.

 

Министерство культуры планирует инициировать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы содействовали развитию государственно-частного партнерства в сфере культуры, проектной деятельности  и упрощению процедур привлечения спонсорской помощи.

 

Все это должно стать  стимулом для возникновения новых имен, проявления творческого человеческого потенциала, который воплощается в уникальном культурном и творческом итоге и инновационных технологиях в сфере культуры и искусства.

 

2011 год – начало  реализации впервые принятой  на государственном уровне программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы, определившей стратегию работы на ближайшее время.

 

В 2011 году продолжалось государственное  финансирование реставрационных работ  на 16 объектах историко-культурного  наследия. Наиболее значимые объекты, на которых ведется работа: здание Национального академического театра им. Янки Купалы, Косовский дворцово-парковый ансамбль.

 

Фактически завершена  реставрация на уникальном объекте, внесенном в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – дворцовом комплексе  в Несвиже.

 

Впервые на государственном  уровне принята Государственная  программа «Замки Беларуси» на 2012-2018 годы, положения которой направлены на возрождение и сохранение историко-культурного  наследия Беларуси. В рамках программы  предусмотрено проведение реставрационных и восстановительных работ, приспособление и экспонирование 38 замков Беларуси, в числе которых Старый замок в Гродно, Лидский, Любчанский, Новогрудский, Кревский, Гольшанский замки.

 

В 2011 году начал свою работу Республиканский совет по делам  культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь.

 

В 2011 году реестр организаций, подчиненных Министерству культуры, пополнился самостоятельными учреждениями культуры: Институтом культуры Беларуси, Музеем «Замковый комплекс «Мир»  и Центром современных искусств.

 

Приоритетным является развитие и укрепление сотрудничества в сфере культуры со всеми заинтересованными партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.   Бюджетное финансирование .Цифры и примеры 

          В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

Таблица 1.                                                                                                     тыс.руб.

 Год

Сумма средств республиканского бюджета, направленных на финансирование учреждений культуры

Удельный вес в общем объеме расходной части республиканского бюджета

2008

152 673 142

1,7

2009

241 052 715

1,9

2010

180 074 933,6

1,6

2011

265 986 210,4

1,5

2012

648 788 329

1,4


 

        По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 – 5%. На пример, если рассматривать местный  бюджет Молодечненского района, то статистика будет следующей

Информация о работе Источники финансирования учреждений культуры