Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 01:02, курсовая работа
Доходы населения являются важнейшим индикатором благосостояния и социального расслоения общества. Их величина или степень дифференциации декларируются в качестве конечной цели многих государственных планов, программ и мероприятий социально-экономического развития. Уровень доходов населения выступает в качестве мерила бедности - одной из наиболее острых проблем для Российской Федерации и мира в целом.
Введение
1 Качество жизни населения и его показатели
1.1 Существующие подходы к определению уровня жизни населения
1.2 Социально-экономические показатели, учитываемые при анализе уровня жизни населения
2 Анализ показателей качества жизни населения и бюджетного дефицита Пушкинского района
2.1 Общая характеристика района
2.2 Анализ показателей качества жизни населения
2.3 Анализ показателей бюджета Пушкинского района
3 Разработка предложений по повышению уровня жизни населения Пушкинского района
Заключение
Список использованной литературы
- с 1 июля 2008 года в структуре медсанчасти создан отдел по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, в структуре детской поликлиники медсанчасти создано отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
- в целях укрепления здоровья подрастающего поколения приобретено спортивное оборудование и инвентарь для школ и детских садов на сумму 56,8 тыс. руб. за счет всех источников финансирования;
- в целях обеспечения жильем молодых семей и работников бюджетной сферы 2 молодым семьям предоставлена безвозмездная субсидия за счет средств бюджетов всех уровней в размере 1625,5 тыс. руб. (приобретены 2 квартиры общей площадью 93,3 кв.м.) и 9 семьям работников бюджетной сферы в размере 4115,4 тыс. руб. за счет средств местного бюджета (приобретены 9 квартир общей площадью 494 кв.м.).
- в целях улучшения экологии реализуется районная целевая программа «Повышение эффективности использования энергии и удаления биогенов в процессе отведения и очистки сточных вод в Пушкинском районе на 2006-2010 годы».
За 2008 год УПФР по Пушкинскому району выдано 182 сертификата на материнский капитал. Однако снижение демографических показателей в 2008 году говорит о том, что демография представляет собой сложное явление и не все факторы поддаются анализу и учету.
Среднемесячная заработная плата в целом по муниципальному образованию и по отраслям в 2008 году на крупных и средних предприятиях характеризуется следующими данными:
Таблица 2.1
Среднемесячная заработная плата по муниципальному образованию Пушкинский район в 2008 году
Отрасль | Среднемесячная заработная плата за 2008 год | % к соотв. периоду 2007 года | % к среднему уровню по городу |
ВСЕГО по городскому округу | 25654,5 | 131,5 | 100,0 |
в т. ч.: |
|
|
|
промышленность | 29651,3 | 116,9 | 115,6 |
сельское хозяйство | 12920,9 | 104,7 | 50,4 |
транспорт, связь | 21264,7 | 138,9 | 82,9 |
строительство | 31314,2 | 129,3 | 122,1 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 17191,8 | 133,2 | 67,0 |
социальная сфера, всего | 13930,5 | 137,0 | 54,3 |
в т. ч.: |
|
|
|
- образование | 12551,8 | 139,1 | 48,9 |
- здравоохранение | 17530,7 | 137,1 | 68,3 |
- культура, молодежная политика | 10851,7 | 123,6 | 42,3 |
- социальная защита | 11112,3 | 141,5 | 43,3 |
Как видно из приведенных данных, в целом по муниципальному образованию среднемесячная заработная плата составила 25654,5 руб. и выросла на 31,5 % к соответствующему периоду прошлого года, обеспечив 5,7 прожиточных минимумов трудоспособного населения.
Вместе с тем сохраняется значительная дифференциация оплаты труда работников различных видов экономической деятельности.
Рис. 2.4 – Средняя заработная плата работников списочного состава по видам экономической деятельности, руб.
Анализ заработной платы по отраслям показывает, что наибольшая заработная плата в 2008 году на строительных – 31314,2 руб. и промышленных предприятиях – 29651,3 руб., рост к прошлому году – 129,3 % и 116,9 %, отношение к среднему уровню по городу – 122,1 % и 115,6 % соответственно.
Наименьшая заработная плата в сельском хозяйстве – 12920,9 руб. (50,4 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 104,7 %) и социальной сфере – 13930,5 руб., или 54,3 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 137 %.
Среди отраслей социальной сферы наибольшая заработная плата в здравоохранении – 17530,7 руб., или 68,3 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 137,1 %.; наименьшая заработная плата – в сфере культуры и молодежной политики – 10851,7 руб., или 42,3 % от среднего уровня по городу, рост к прошлому году – 123,6 %.
Отрасли социальной сферы представлены, в основном, бюджетными предприятиями и учреждениями, поэтому приведенные данные отражают положение по уровню зарплаты в бюджетной сфере. Принятые за последний период меры позволили увеличить среднюю заработную плату в бюджетных учреждениях в 2008 году к прошлому году в сфере социальной защиты на 41,5 %, в образовании – на 39,1 %, в здравоохранении – на 37,1 %.
По данным организаций наблюдаемых видов деятельности, сообщающих сведения о просроченной задолженности перед своими работниками по выплатам заработной платы, по состоянию на 1 января 2009 года просроченная задолженность отсутствовала.
Случаев выплаты заработной платы ниже величины прожиточного минимума не установлено.
По состоянию на 01 января 2009 года средняя численность работников списочного состава в крупных и средних организациях Пушкинского района составила 21,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 470 человек или 2,2 %. Кроме того, для работы в этих организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,1 тыс. человек.
По состоянию на 01.01.2009 года на учете в ЦЗН состоит 225 безработных граждан, что на 34 % больше, чем на 01.01.2008 года, из них пособие по безработице получают 144 безработных граждан, что в 2,8 раза больше показателя 2007 года.
Уровень зарегистрированной безработицы в отчетном периоде составляет 0,7 % экономически активного населения, против 0,5 % за соответствующий период 2007 года.
Рис. 2.5 – Причины выхода граждан на рынок труда
На фоне кризисных явлений в сфере экономики и финансов доля увольняемых по инициативе работодателя возросла на 3,8 %. Массовых увольнений граждан или информации о предстоящих массовых или значимых, с точки зрения их влияния на рынок труда, увольнениях на территории города в отчетном периоде не зарегистрировано.
По уровню образования состав безработных граждан распределяется следующим образом: имеющие высшее профессиональное образование – 25,8 %, имеющие среднее профессиональное образование – 30,2 %, имеющие начальное профессиональное образование – 22,2 %, имеющие среднее и неполное среднее образование – 20,9 %.
Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет сократилась с 32,7 % до 27,6 % в общей численности безработных граждан, доля безработных граждан в предпенсионном возрасте составляет 8,9 %.
Так как рост регистрируемой безработицы начался в IV квартале 2008 года, около половины безработных имеют продолжительность безработицы от 1 до 4 месяцев. Средняя продолжительность безработицы по сравнению с прошлым годом сократилась и составила 3,6 месяца против 4,4. Наибольшую продолжительность безработицы имеют инвалиды и лица в предпенсионном возрасте.
По состоянию на конец 2008 года общее количество вакансий составило 1292 единицы, что на 514 единиц меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная доля вакансий предназначена для трудоустройства рабочих.
На предприятиях и организациях города, отчитывающихся в органы статистики, за 2008 год создано дополнительно 202 новых рабочих места, что на 93 места больше показателя 2007 года.
В отчетном периоде на предприятиях и организациях Пушкинского района случаев забастовок не зарегистрировано.
Таким образом, несмотря на рост заработной платы в целом по городу на 31,5 % в течение 2008 года, главной проблемой рынка труда продолжает оставаться устойчивый дефицит рабочей силы при сохранении сложной ситуации с трудоустройством отдельных категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетней молодежи.
2.3 Анализ показателей бюджета Пушкинского района
Сегодня Пушкинский район стабильно развивается. По данным рейтинговой оценки территорий, проводимой органами государственной статистики, по многим позициям Пушкинский район входит в число успешно развивающихся территорий.
На территории района по состоянию на 1 января 2009 года зарегистрировано 1793 юридических лиц и 1473 индивидуальных предпринимателя.
Последние пять лет сопровождались в хозяйственном комплексе Пушкинского района динамичным ростом Валового продукта. Общий выпуск товаров и услуг по всем сферам возрос почти в 2 раза с 12,2 млрд. руб. в 2004 году до 22,9 млрд. руб. в 2008г, в сопоставимых ценах рост составил 126% (2004г. к 2003г. – 111,2%; 2005г. к 2004г. – 110,5%; 2006г. к 2005г. – 104%; 2007г. к 2006г. – 109,4%; 2008г. к 2007г. – 108%).
Рис. 2.6 – Динамика валового выпуска продукции и услуг (в сопоставимых ценах к предыдущему году, %) в Пушкинском районе
Доля продукции промышленного сектора экономики в общем валовом продукте района составляет 51%. За период с 1990 по 2008 годы в работе предприятий промышленности произошли существенные изменения. В середине 90-х не работали практически все градообразующие предприятия.
Таблица 2.2
Динамика валового выпуска продукции и услуг
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 к 2004% |
Валовой продукт района - всего, млн. руб. | 12173 | 14234 | 15831 | 18549 | 22855 | 188 |
Индекс-дефлятор, % | 108,1 | 105,8 | 107,3 | 107,1 | 113,8 |
|
Индекс производства, % (в сопоставимых ценах) | 111,2 | 110,5 | 104,0 | 109,4 | 108 | 126 |
Рис. 2.7 – Структура общего валового выпуска продукции и услуг в Пушкинском районе в 2008 г.
В 2008 году промышленными предприятиями отгружено продукции собственного производства в 2,3 раза больше, чем в 2004г., в 2004г. - 5169 млн. руб.; в 2008 году 11656 млн. руб., рост в сопоставимых ценах составил 148%. За 2008 год индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 114%.
В целом ситуацию в промышленном секторе экономики района на сегодняшний день можно считать стабильной.
На протяжении последних лет, начиная с 2000 года по настоящее время, в районе наблюдается устойчивая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал.
Рис. 2.8 – Инвестиции в основной капитал Пушкинского муниципального района Ленинградской области (млн. руб.)
В 2008 году объем инвестиций составил 1300 млн. руб., в 2000 году было освоено 437,6 млн. руб., увеличение почти в 3 раза.
За период с 2004 года общий объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Пушкинского муниципального района составил 4272 млн. руб. Преимущественно инвестиции направлены в объекты производственного назначения – 90% от общего объема.
Бюджет муниципального образования служит основным инструментом регулирования экономики, исполняя роль финансового плана муниципального образования, является фондом денежных средств, обеспечивающим местные расходы. Бюджетная система района включает 15 бюджетов поселений 1 уровня, а также районный бюджет.
Таблица 2.3
Динамика доходов консолидированного бюджета Пушкинского района
Наименование | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Налоговые доходы, (тыс. руб.) | 245329 | 334677 | 406602 |
2. Неналоговые доходы, (тыс. руб.) | 90690 | 150786 | 242446 |
3.Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, (тыс. руб.) | 105770 | 135827 | 130191 |
4. Итого собственных доходов, (тыс. руб.) | 441789 | 621290 | 779239 |
5. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, (тыс. руб.): | 861448 | 1000395 | 1438591 |
дотации | 358485 | 295826 | 325657 |
субвенции | 466945 | 547865 | 680294 |
субсидии | 25411 | 128971 | 306871 |
средства, получаемые по взаимным расчетам, (тыс. руб.) | 10607 | 27733 | 125769 |
6. Всего доходов, (тыс. руб.) | 1303237 | 1621685 | 2217830 |
7.Удельный вес собственных доходов в доходной части бюджета, % | 33,9 | 38,3 | 35,1 |