Влияние бюджетного дефицита на качество жизни населения на примере муниципального образования Пушкинского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Доходы населения являются важнейшим индикатором благосостояния и социального расслоения общества. Их величина или степень дифференциации декларируются в качестве конечной цели многих государственных планов, программ и мероприятий социально-экономического развития. Уровень доходов населения выступает в качестве мерила бедности - одной из наиболее острых проблем для Российской Федерации и мира в целом.

Оглавление

Введение
1 Качество жизни населения и его показатели
1.1 Существующие подходы к определению уровня жизни населения
1.2 Социально-экономические показатели, учитываемые при анализе уровня жизни населения
2 Анализ показателей качества жизни населения и бюджетного дефицита Пушкинского района
2.1 Общая характеристика района
2.2 Анализ показателей качества жизни населения
2.3 Анализ показателей бюджета Пушкинского района
3 Разработка предложений по повышению уровня жизни населения Пушкинского района
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Влияние бюджетного дефицита на качество жизни населения на примере муниципального образования Пушкинского района.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Наряду с использованием социальных нормативов, или индикаторов, страны зачастую применяют такой показатель, как благосостояние. Благосостояние - обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, характеризуемая показателями уровня и качества жизни населения.

Качественные изменения в условиях жизни населения России, происходящие с начала экономических реформ, свидетельствуют о том, что достаточно широкое распространение получает бедность. Бедность - это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума: временная или застойная. Бедность части населения, между тем, является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения - сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье.

В мировой практике используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде[2].

Среди основных макроэкономических показателей, характеризующих экономическое положение той или иной страны, блок социально-экономических показателей занимает довольно заметное место. Социальная политика, решение социальных проблем имеют очень большое значение для любого государства, ибо по результатам этой деятельности население судит о способности правительства управлять страной. Показатели социально-экономического положения населения являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населения выступает следствием не только социальной политики государства, но и общего уровня развития страны и текущей хозяйственной конъюнктуры.

В конвенции Международной организации труда (МОТ) “Об основных цепях и нормах социальной политики” отмечается, что человек имеет право на такой жизненный уровень — включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, — который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства или иного способа утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По рекомендации ООН, уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилищные условия, социальное обеспечение, Дать оценку уровню жизни населения можно с помощью совокупности величин, отражающих степень потребления населением материальных и духовных благ, что, естественно, обусловливается достигнутым уровнем развития производительных сил и теми социально-экономическими условиями, при которых потребности в этих благах удовлетворяются.

Учитывая разноразмерность и большое количество показателей, необходимых для анализа социального положения населения, вполне логичными выглядят попытки разработать некий обобщенный показатель уровня жизни населения. Исследования в этом направлении проводят различные организации. Например, специалистами Программы развития ООН (ПРООН) в качестве такого обобщающего индикатора был разработан так называемый индекс человеческого развития (ИЧР). Для его определения используются три величины: ВВП на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования населения (от 25 лет и старше), которые соотносятся с максимальным в мире уровнем аналогичных показателей. Есть и другие предложения, но они до сих пор не получили массового признания.

Индикаторы уровня жизни

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

Индикаторы уровня жизни выражаются через средние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности, то есть через весьма специфические показатели.

В каждой стране статистические службы готовят свои перечни социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, поэтому при проведении международных сопоставлений следует взвешенно подходить к публикуемым показателям, но для анализа на уровне одной страны имеющихся сведений, как правило, вполне достаточно.

Комплексный характер анализа уровня жизни обеспечивается при рассмотрении всех основных его компонентов в трех аспектах:

— сравнение с прошлыми годами и периодами;

— сопоставление с научными нормами (с рациональным, средним и минимальным потребительским бюджетом и т.п.);

— сравнение с другими государствами.

Отдельным вопросом при анализе доходов населения является определение величины прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне и представляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (так называемой “продовольственной корзины”) и соответствующей ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов. Нормативы потребления устанавливаются по фактической структуре расходов у 10% наименее обеспеченных слоев населения. Кроме того, в России из-за ее большой территории величина прожиточного минимума дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. До 1992 года существовало понятие “минимум материальной обеспеченности”, то есть другие отсекающие границы. Отсюда сложности с сопоставлением данных до и после 1992 года.

Следующим этапом анализа является рассмотрение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, то есть находящегося за чертой бедности.

Уровень жизни населения во многом определяется стабильностью получения доходов. Отсюда вытекает необходимость исследования экономически активного населения страны, занятости и безработицы.

Под экономически активным населением понимается та его часть, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг в общей численности населения страны, включая занятых и безработных. В его структуре выделяются лица, работающие не по найму, и наемные работники.

При изучении занятости рассматривается динамика общей численности занятых, ее структура по видам деятельности (основная работа, дополнительная работа, неполная видимая занятость).

Большое значение имеет изучение уровня безработицы в стране, представляющего удельный вес числа безработных в экономически активном населении.

В России применяется несколько вариантов оценки численности безработицы:

1. По методологии МОТ.

2. По факту регистрации в службах занятости.

3. По факту получения пособий по безработице.

4. Находящиеся в состоянии частичной безработицы.

Применение разных методик меняет оценку масштабов безработицы: колебания отмечаются в интервале от 1,2 до 10,1 млн. человек, или от 3 до 15% к общей численности занятых. Но объединяет все эти данные одно: они интенсивно растут в динамике. В то же время численность занятых имеет противоположную тенденцию — снижение.

Особой задачей являются аналитические оценки по регионам, субъектам государственности, в том числе в сравнительном плане, на фоне общестрановых показателей[3].

Таким образом,  социально-экономическое положение населения и его развитие характеризуются рядом показателей. Важнейший среди них — уровень жизни. Для оценки уровня жизни применяется система статистических данных об объемах, составе и основных направлениях использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения, а также объемов и структуры их расходов. Одна из задач анализа — выявление дифференциации денежных доходов и тенденций ее динамики. Особый вопрос аналитической проработки связан с определением прожиточного минимума и сопоставлением с ним фактических денежных доходов населения.


2 Анализ показателей качества жизни населения и бюджетного дефицита Пушкинского района

2.1 Общая характеристика района

 

Общая территория Пушкинского района – 23 995,0 га.

Численность населения Пушкинского района составляет 122,8 тыс.человек.

Оборот крупных и средних организаций, расположенных на территории Пушкинского района, в 2008 году по всем видам экономической деятельности составил 35149 млн. руб., что на 29,8 % больше уровня 2007 года в действующих ценах.

С учетом уровня инфляции (14,93 % за 2008 год) рост оборота крупных и средних организаций в 2008 году составил 12,9 %.

              Рис. 2.1 – Структура оборота по видам экономической деятельности за 2008 год

Рост оборота в 2008 году в сравнении с 2007 годом произошел в организациях следующих видов деятельности:

- транспорте и связи (в 1,6 раза),

- строительстве (143,7 %),

- обрабатывающих производствах (137,3 %),

- сельском хозяйстве (131 %),

- производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (125,6 %),

- торговле (116,1 %).

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций всех видов деятельности в 2008 году составил 33 606,3 млн. руб., увеличившись за год на 30,2 %.

Также как и в обороте, наибольший удельный вес в объеме отгруженных товаров собственного производства составляет производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 63,6 %, строительство – 17,4 %, научные исследования и разработки – 7,5 %, обрабатывающие производства – 4,4 %.

Мировой финансовый кризис снизил темпы роста основных экономических показателей организаций города, но в целом рост экономики округа продолжился, наиболее заметное влияние кризиса ­– рост дебиторской и кредиторской задолженности и безработицы.

 

2.2 Анализ показателей качества жизни населения

 

Демографическая ситуация характеризовалась следующими данными:

В 2008 году в городе родилось 490 человек. Общий показатель рождаемости снизился на 9,9 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 7,3 родившихся на 1000 жителей.

Число умерших в городе превысило число родившихся в 1,6 раза и составило 779 человек. Общий показатель смертности увеличился на 19,6 % к уровню 2007 года и составил 11,6 умерших на 1000 жителей.

Естественная убыль населения составила 289 человек (в 2007 г. – 105 человек).

Миграционный прирост населения в 2008 году составил 521 человек (в 2007 году – 212 человек). Число прибывших в город составило 1319 человек (в 2007 году – 1020 человек), число выбывших – 798 (в 2007 году – 808 человек).

Общий прирост численности населения по городу, включая миграционный прирост и естественную убыль, в 2008 году составил 232 человека (в 2007 году – 117 человек).

Рис. 2.2 – Естественное движение населения Пушкинского района

В 2008 году зарегистрировано 522 брака, что на 8,7 % меньше, чем в 2007 году. Число разводов также уменьшилось на 8,7 % и составило 348.

Демографическая ситуация в течение 2008 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с низкой рождаемостью и старением населения.

На территории Пушкинского района реализуются национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», а также федеральные и региональные программы, направленные на улучшение демографической ситуации. Благодаря им в 2007 году в округе значительно улучшились демографические показатели.

В районе разработан «План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Пушкинском районе на 2007-2008 годы», утвержденный постановлением Главы администрации от 12.12.2007 № 1340. В рамках реализации плана проведены следующие мероприятия:

- в целях социальной поддержки семей и детей единовременная денежная выплата из средств местного бюджета на рождение ребенка составила 861,0 тыс. руб., оказание материальной, продуктовой помощи малообеспеченным  семьям – 468,2 тыс. руб.;

Рис. 2.3 – Коэффициенты естественного движения населения (на 1000 человек населения) в январе – декабре

- в целях  социальной поддержки пенсионеров - оказана материальная, продуктовая помощь и иные виды помощи  малообеспеченным пенсионерам на сумму 396,4 тыс. руб.;

- в целях оказания медико-социальной помощи лицам пожилого и старшего возраста, страдающим психическими расстройствами на базе психосоматического отделения (сестринские койки) из местного бюджета выделено 1600,0 тыс. руб.;

Информация о работе Влияние бюджетного дефицита на качество жизни населения на примере муниципального образования Пушкинского района