Качество жизни населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка и постановка проблем повышения качества жизни населения России.
Для достижения поставленной цели была сформирована совокупность взаимосвязанных задач:
-рассмотреть сущность понятия качества жизни в российских исследованиях;
-определить индикаторы качества жизни и методологии их формирования;
-изучить государственное регулирование качества жизни населения;
-оценить качество жизни населения России в территориальном аспекте;
-выявить проблемы повышения качества жизни населения в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………...6
1.1. Сущность понятия качества жизни в российских исследованиях….6
1.2. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования…..10
1.3. Государственное регулирование качества жизни населения……...13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………………………………………………………………...19
2.1. Оценка качества жизни в регионах России………………………...19
2.2. Проблемы повышения качества жизни населения России………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…..…33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

качество жизни населения россии.doc

— 676.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию и науке РФ.

Федеральное государственное  образовательное учреждение СПО.

«Ижевский монтажный  техникум»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальное управление»

на тему: «Качество жизни населения  России»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы ГМУ51                                                              А.В. Лычковский               

 

Руководитель                                                        Н.Ю. Степанова

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………...6

1.1. Сущность понятия качества жизни в российских исследованиях….6

1.2. Индикаторы качества  жизни и методологии их формирования…..10

1.3. Государственное регулирование качества жизни населения……...13

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ  НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………………………………………………………………...19

2.1. Оценка качества жизни в регионах России………………………...19

2.2. Проблемы  повышения качества жизни населения  России………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…..…33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество жизни  является одним из важнейших признанных ООН показателем, характеризующим  уровень развития стран и наций. Для России, обладающей огромной территорией и населенной многочисленными народами, вопрос оценки качества жизни в территориальном разрезе приобретает особую актуальность, которая усиливается по мере роста пессимизма в прогнозах социально-экономического развития страны.

Проблема улучшения  качества жизни в регионах России является приоритетной задачей руководства  страны, о чем неоднократно говорилось и с высоких трибун, и на рабочих  совещаниях. Это вполне закономерно, поскольку резкий разрыв в условиях жизни людей – граждан одной страны только на том основании, что они проживают на разных участках территории, является недопустимым.

Качество жизни  является сложной комплексной характеристикой, включающей совокупность показателей, которые, в свою очередь, характеризуют возможность человека трудиться в хороших условиях, иметь достойный уровень благосостояния, учиться, получать высококачественное медицинское обслуживание, проживать не в стесненных жилищных условиях, дышать чистым воздухом и пить чистую воду, иметь возможность доступа к культурным ценностям, осуществлять жизнедеятельность в условиях безопасности и др.

Достижение высокого качества жизни населения является целью социально ориентированной  рыночной экономики и выступает, согласно концепции устойчивого развития, основой устойчивого социально-экономического развития общества.

Все вышесказанное обуславливает  актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования выступает  качество жизни населения России.

Предметом исследования является оценка и управление качеством жизни населения России.

Целью исследования является оценка и постановка проблем повышения  качества жизни населения России.

Для достижения поставленной цели была сформирована совокупность взаимосвязанных  задач:

-рассмотреть сущность понятия качества жизни в российских исследованиях;

-определить индикаторы качества  жизни и методологии их формирования;

-изучить государственное регулирование  качества жизни населения;

-оценить качество жизни населения  России в территориальном аспекте;

-выявить проблемы повышения качества жизни населения в России.

Степень разработанности  проблемы. Сегодня серьезную организационную  и научную работу в области  качества жизни ведет Институт Гэллапа, а также Российская Академия проблем  качества, региональные структуры, среди которых можно выделить ВНИИТЭ, г. Санкт-Петербург, НИЛБО, г. Белгород, и Институт качества жизни, г. Екатеринбург. Особо выделяются работы таких ученых как Айвазян С.А., Задесенец Е.Е., Зараковский Г.М., Копнов В.А., Фахрутдинова Е.В. и др. В разработку различных аспектов качества жизни внесли свою лепту следующие исследователи и специалисты: Абалкин Л.И., Бобков В.Н., Герасимов Б.И., Землянухина С.Г., Михнева С.Г., Одегов Ю.Г., Римашевская Н.М., Суворова В.В. Проблемы качества жизни в определенной степени затрагиваются в работах, связанных с формированием качества человеческих ресурсов, таких ученых как Блинова Т.В., Колосова Р.П., Кирсанова С.С., Крысина И.Е.,Санкова Л.В.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и научных конференций, энциклопедические источники, исследования и обзоры, представленные в сети Internet. В работе использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы РФ. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: анализа и синтеза, единства исторического и логического познания, статистических описаний экономических процессов.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России и соответствующих региональных статистических служб; экономические обзоры регионов России; материалы периодической печати; данные опросов общественного мнения ВЦИОМ, результаты социологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

1.1. Сущность понятия качества жизни в российских исследованиях

 

Понятие «качество жизни» в последние десятилетия получило широкое распространение. Это обусловлено прежде всего тем, что Россия стала открытой политической и социально-экономической системой и пришло осознание того, что дальнейшее поступательное развитие страны во многом будет определяться качеством жизни различных слоев общества. О возрастающем внимании к вопросам качества жизни свидетельствуют не только многочисленные публикации: повышение качества жизни определено в указе Президента РФ как один из наиболее значимых факторов обеспечения национальной безопасности1.

При анализе существующих определений качества жизни не сложно заметить, что все их можно разделить на несколько больших групп, для каждой из которых характерна одна специфическая форма трактовки качества жизни. Качество жизни можно трактовать как:

- объект для  дальнейшего совершенствования. Примером такой трактовки являются все формы исследования взаимосвязи понятий «качество жизни» и «социальная политика». К сожалению, для большинства таких исследований характерен патерналистский подход к трактовке роли государства в деле повышения качества жизни. «Экономический рост, осуществление результативной политики регулирования и перераспределения доходов, а также стабильность экономической системы в целом возможны при обеспечении пропорционального роста доходов всех слоев населения, принятия соответствующего реалиям жизни прожиточного минимума, утверждение качественно нового состава потребительской корзины»2.

-совокупность взаимосвязанных элементов, факторов, параметров. Примером такого подхода является перечисление факторов, определяющих качество жизни населения:

1. факторы, связанные  с доходами и расходами населения;

2. факторы, связанные  со здоровьем;

3. факторы, связанные  с жилищными условиями и наличием  домашнего имущества;

4. факторы, определяющие  качество среды жизнедеятельности;

5. факторы, влияющие  на удовлетворенность человека  условиями своей жизнедеятельности3.

Не трудно заметить, что  такой подход к определению качества жизни подвержен определенной узости восприятия современных проблем  качества жизни. Исследователю достаточно легко определить один из факторов наиболее существенным и проводить анализ в соответствии с ним.

- процесс совершенствования жизни людей или общества в целом. Такое понимание качества жизни неразрывно связано с необходимостью экономического роста. Из данного подхода обычно вычленяют причины, сдерживающие развитие качества жизни в стране. Например: недооценка труда, как доминирующего фактора, источника дохода и как средства самоутверждения личности; высокая степень отчуждения труда от капитала; чрезмерная дифференциация доходов; социальная нестабильность общества; недостаточное создание условий для развития человеческого капитала4.

-индикатор, т.е. показатель уровня экономического развития общества. В таких случаях используют оценочные суждения «высокое качество жизни» или «низкое качество жизни» и считают его «главным критерием оценки эффективности функционирования любой общественной системы»5.

-потребность существования. Такой подход чаще всего встречается в философской литературе или исследованиях в области истории экономического развития: «повышение качества жизни человека есть проблема внутренней свободы, повышения индивидуальной самостоятельности и активности, т.е. полная реализация человеческого потенциала»6.

-сравнительная характеристика. Наиболее часто такое понимание качества жизни встречается в исследованиях, связанных с повышением качества жизни в отдельном регионе или разработкой программ оценки качества жизни в России. «Качество жизни – система социально-экономических отношений между государством, в лице федеральных, региональных, муниципальных органов управления, хозяйствующими субъектами и население по поводу удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей каждого человека, коллективов предприятий различных форм собственности, населения муниципалитетов, регионов, Российской Федерации в целом, в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития»7.

-уточненное другое понятие. Наиболее часто такой подход встречается у исследователей экономических особенностей качества жизни населения. Например, качество жизни можно определить как «интегральную социально-экономическую категорию, характеризующую уровень благосостояния, соответствующий рыночной экономике»8. Также, качество жизни часто определяется как более сложная форма оценки уровня жизни или особый подход к определению образа жизни. Например, «качество жизни – уровень жизни, качество окружающей среды и уровень духовного развития населения определенной территориально-общественной системы»9.

Также следует отметить, что трактовки качества жизни существенно различаются в зависимости от того объекта, чье качество жизни исследуется. Особенно это заметно при разграничении качества жизни индивида (семьи, небольшой группы), поселения (города, региона), страны или общества в целом. При анализе качества жизни на глобальном уровне обычно оперируют макроэкономическими показателями и идеями глобальности.

Наиболее ярко эти  особенности выражены в подходе, разработанном российскими исследователями  Глуховым В.В. и Окрепиловым В.В.. Данные исследователи вводят понятие «всеобъемлющее управление качеством жизни» и определяют его как концепцию целенаправленной системы методов во всех сферах жизнедеятельности, системное управление ресурсами, персоналом, процессами на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятельности, как ориентацию на качество жизни конкретного человека, группы людей и общества в целом.

С их точки зрения оно  должно включать определенные принципы:

-приверженность цели сохранения жизнеспособности биосистемы Земли;

-ответственность человека за окружающую среду и будущие поколения;

-признание показателей качества неотъемлемым признаком жизнедеятельности;

-признание долгосрочного взаимного доверия и лояльности;

-сохранение устойчивости в биосистеме;

-осознание значимости и роли человека в системе жизнедеятельности общества;

-стремление к удовлетворенности, благополучию, заинтересованному участию отдельного человека, группы людей, предприятия, нации, общества10.

Такой глобальный подход к проблеме качества жизни имеет  право на существование при учете постоянного стремления всех государственных, общественных и наднациональных организаций к улучшению условий жизнедеятельности населения Земли. Но, следует учитывать, что чем глобальнее подход, тем сложнее реализовать его в отношении каждого конкретного жителя планеты. Важным становится соблюдение большим количеством людей принципов этической ориентации, развитие экономики услуг, принятие правительственными организациями всех стран теории устойчивого развития, распространение на абсолютно все население права общественного выбора. Без данных основополагающих параметров реализовать качество жизни населения фактически не возможно.

 

1.2. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования

 

Индикаторы  качества жизни (ИКЖ) населения играют важную роль в процессе управления социально-экономическим развитием. Сегодня ученые выделяют три основных типа индикаторов качества жизни: объективный, субъективный и интегральный.

Информация о работе Качество жизни населения России