Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью исследования является оценка и постановка проблем повышения качества жизни населения России.
Для достижения поставленной цели была сформирована совокупность взаимосвязанных задач:
-рассмотреть сущность понятия качества жизни в российских исследованиях;
-определить индикаторы качества жизни и методологии их формирования;
-изучить государственное регулирование качества жизни населения;
-оценить качество жизни населения России в территориальном аспекте;
-выявить проблемы повышения качества жизни населения в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………...6
1.1. Сущность понятия качества жизни в российских исследованиях….6
1.2. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования…..10
1.3. Государственное регулирование качества жизни населения……...13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………………………………………………………………...19
2.1. Оценка качества жизни в регионах России………………………...19
2.2. Проблемы повышения качества жизни населения России………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…..…33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35
6)проблема коррупции в основных сферах обеспечения жизнедеятельности: правоохранительная, образовательная и здравоохранение, ЖКО и ЖКХ, сфера управления – переместилась на шестую позицию (отмечали данную проблему от 8 до 12% в 2009 году и более 40% экспертов в 2012 году).
Сфера жилищно-коммунального хозяйства, в частности управляющие компании, не справляются со своими обязанностями. Эта сфера по-прежнему «черная дыра» с неподконтрольным движением финансовых ресурсов. Сферу ЖКХ государственная власть и «местная власть» отдали на коммерческий откуп без надлежащего административного контроля. Растет коррупция в сфере здравоохранения, строительства и ремонта дорог.
7)на фоне реформ и модернизации всех сфер жизнедеятельности в проблемное поле вынесена новая проблема – низкая эффективность государственного и муниципального управления (практически более 50% экспертов и большинство участников фокус-групп указали на нее в 2012 году).
При этом отмечается, что множатся муниципальные районы с крайне низким уровнем экономического развития и работы местных органов власти. Не совсем четкие компетенции муниципальных образований, расширение перечня вопросов местного значения, недостаточная налоговая база, ограниченные бюджетные полномочия, несбалансированность местных бюджетов, трудности финансового и кадрового обеспечения и др. Как следствие, возможное разбалансирование управленческой вертикали власти, рост социального недовольства, низкий уровень самоорганизации местных сообществ. Усиливаются тенденции оттока трудоспособного населения и молодёжи из муниципалитетов, что негативно сказывается на кадровой политике в органах местного самоуправления.
В настоящее время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для формирования и реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики территорий. Отмечается и проблема в системе местного самоуправления, связанная с правовым полем - с несовершенством федерального законодательства. Только в 2011 году в 131-ФЗ восемь раз вносились дополнения и изменения. С момента же его принятия перечень вопросов местного значения вырос на треть и, ни разу не происходило не то, что одновременной, даже последующей корректировки доходной базы местных бюджетов в связи с этими изменениями19.
Качество жизни россиян определяется не только качеством и полнотой услуг, предоставляемых гражданам в различных сферах жизнедеятельности, но и степенью социальной активности самого населения по улучшению комфортности и качества жизни. Результаты социальной активности проявляются при этом не только в улучшении качества проживания отдельных индивидов и групп, но и в преобразовании объективных социальных условий, способствующих повышению качества жизни в регионе и в целом по стране.
Проведенное исследование показало, что социальная активность населения по повышению качества жизни развита по-прежнему недостаточно, а ее проявление в решении местных вопросов очень низкое, слабо развиты институты гражданского общества и местного самоуправления. Результаты исследования показали, что проявление самостоятельности, инициативы, более частое обращение к органам власти не признается большинством жителей в регионах действенным способом и формой социальной активности по повышению качества жизни. Во многом это вызвано недоверием к органам власти. Как нам представляется, образ местных властей в глазах населения отражают не только результаты недавних социальных изменений, но, в значительной мере, представление, исторически сложившееся у населения на протяжении многих поколений.
Сегодня, как свидетельствуют результаты мониторинга, во многих регионах наблюдается тенденция отстраненности власти от населения, недоверие людей к исходящим от власти новациям, неверие в добрые намерения, бескорыстие их руководителей и в их возможности. С другой стороны, отмечается низкая включенность общественности в процессы решения местных вопросов, низкая активность и роль ТОСов, лидеров общественного мнения в районах и их невключенность в процессы принятия решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности городов и поселений.
Таким образом, реальное качество жизни – это общее дело общества и человека. При этом как самого человека, так и гражданского общества, под которым в данном случае следует понимать все негосударственные объединения людей. Люди должны быть включены в процесс улучшения качества своей жизни, в противном случае любые усилия государства, органов государственного и муниципального управления будут напрасными.
Результаты мониторингового исследования за последние пять лет показали, что в массовом и специализированном сознании граждан страны сохраняются основные векторы социальных ожиданий от деятельности власти всех уровней по повышению качества жизни населения, которые проявляются в следующих требованиях жителей регионов России:
На уровне региональной исполнительной и законодательной власти:
- обеспечить
действенную связь с
- повысить качество и доступность предоставления государственных услуг;
- обеспечить рабочими местами и доступным жильем;
- повысить контроль и взаимодействие с управляющими компаниями, снизить тарифы на коммунальные услуги;
- более эффективно бороться с коррупцией на всех уровнях;
- повысить качество
государственного управления, для
чего привлекать в
На местном уровне муниципального управления:
- более конкретно и ответственно заниматься своей профессиональной деятельностью, а также повышать уровень эффективности муниципального управления, особенно в сельских поселениях;
- устранить
формальность стратегий
- повышения уровня жизни и решения социальных проблем жителей на местах;
- повысить качество
муниципальных услуг. Очень
- ужесточения
борьбы и системности мер
- обеспечение более справедливого и равного взаимодействия власти с бизнесом на местном и региональном уровне.
От власти и руководителей всех уровней жители регионов России ожидают реальных действий во всех сферах жизнедеятельности общества и повышения ответственности за их реализацию. В контексте необходимости повышения эффективности государственного и муниципального управления как в регионах, так и в стране в целом, люди ожидают преодоления оторванности органов власти от реальных проблем населения.
Совокупность, представленных по результатам исследования, актуальных проблем и социальных ожиданий граждан страны от органов государственного управления и муниципального самоуправления по их решению, позволяет подчеркнуть очевидность общественного запроса на повышение эффективности управления по критерию качества жизни и развития регионов и территорий России в современных условиях20.
Для определения качества жизни в регионах и оценки сложившихся диспропорций в этой области эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) составили рейтинг регионов по качеству жизни на основе объективных индикаторов, для расчета которых использовались данные публикуемой официальной статистики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «качество жизни» в последние десятилетия получило широкое распространение. Это обусловлено прежде всего тем, что Россия стала открытой политической и социально-экономической системой и пришло осознание того, что дальнейшее поступательное развитие страны во многом будет определяться качеством жизни различных слоев общества.
Качество жизни представляет собой разнообразие способностей и удовлетворенных потребностей личности, социальных групп и общества в целом, предопределяющее их развитость и благосостояние.
Индикаторы качества жизни (ИКЖ) населения играют важную роль в процессе управления социально-экономическим развитием. Сегодня ученые выделяют три основных типа индикаторов качества жизни: объективный, субъективный и интегральный.
Объективные ИКЖ наиболее распространенные. При таком подходе качество жизни определяют через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности. Субъективные ИКЖ строятся на субъективных оценках. Такой подход подразумевает определение качества жизни на основе социологических опросов. Интегральный подход предполагает, что объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные.
Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется, как принято в большинстве стран Европейского сообщества, через законодательное введение стандартов качества жизни.
Сейчас в России существуют лишь такие фрагментарные инструменты оценки элементов качества жизни. К ним относится минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум. В 2005 году в качестве эффективного инструмента улучшения демографической ситуации в стране были предложены приоритетные национальные проекты. На сегодняшний день в России реализуются следующие проекты: национальный проект «Здоровье», проект «Образование», проект «Доступное и комфортное жилье» и приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса».
Если в столице, которая занимает высокие позиции по экономическому развитию, ситуацию с качеством жизни по российским меркам можно принято считать благополучной, то за пределами МКАД далеко не все приемлемо, даже с точки зрения не самых высоких социальных стандартов. И дело здесь не только в уровне доходов населения, что, безусловно, является немаловажным фактором, который во многом определяет качество жизни, но и в сложившейся инфраструктуре, уровне медицинского обслуживания, экологии, состоянии рынка труда, уровне безопасности проживания, в наличии качественных жилищных условий и спортивной инфраструктуры, в возможности доступа к культурным ценностям, то есть во всем том, что составляет основу комфортной среды обитания.
Проблематика качества жизни в последние годы стала предметом острых дискуссий среди представителей власти, науки, бизнеса, СМИ и общественности стран евразийского пространства. В социально-экономической политике государств евразийского пространства приоритетами обозначены уровень и качество жизни, обеспечение полноты и качества государственных и муниципальных услуг во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в жилищно-коммунальной, здравоохранении, образовании и науке.
Налицо с одной стороны, глобальные мировые и российские вызовы качеству жизни, а с другой – недостаточно эффективная система государственного и муниципального управления в России по данному критерию. Об этом свидетельствуют и результаты мониторинговых исследований, связанные с тем фактом, что на фоне проводимых в стране реформ и модернизации всех сфер жизнедеятельности в актуализированное проблемное поле в последние три года внесена новая проблема – низкая эффективность государственного и муниципального управления.
Качество жизни россиян определяется не только качеством и полнотой услуг, предоставляемых гражданам в различных сферах жизнедеятельности, но и степенью социальной активности самого населения по улучшению комфортности и качества жизни. Социальная активность населения по повышению качества жизни развита по-прежнему недостаточно, а ее проявление в решении местных вопросов очень низкое, слабо развиты институты гражданского общества и местного самоуправления.
На сегодня сформировался устойчивый и массовый запрос населения на изменения ситуации. В перечень наиболее серьезных и требующих изменения проблем входят проблемы материальной и социальной сферы, здравоохранения, образования, ЖКХ, экологии и охраны окружающей среды и управления посредством улучшения работы институтов, повышения качества услуг в соответствующих сферах и социальной эффективности управления.
Исходя из того,
что Россия согласно конституционной
норме является социальным государством,
критерием эффективности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ