Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью исследования является оценка и постановка проблем повышения качества жизни населения России.
Для достижения поставленной цели была сформирована совокупность взаимосвязанных задач:
-рассмотреть сущность понятия качества жизни в российских исследованиях;
-определить индикаторы качества жизни и методологии их формирования;
-изучить государственное регулирование качества жизни населения;
-оценить качество жизни населения России в территориальном аспекте;
-выявить проблемы повышения качества жизни населения в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………...6
1.1. Сущность понятия качества жизни в российских исследованиях….6
1.2. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования…..10
1.3. Государственное регулирование качества жизни населения……...13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………………………………………………………………...19
2.1. Оценка качества жизни в регионах России………………………...19
2.2. Проблемы повышения качества жизни населения России………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…..…33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35
Целевыми ориентирами являются:
высокие стандарты
12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Один из пунктов Стратегии направлен на повышение качества жизни российских граждан. Он гласит, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации.
Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности». Мероприятия, запланированные данной Стратегией, содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения, создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания15.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
2.1. Оценка качества жизни в регионах России
В период произошедших в
российском обществе изменений, таких
как перераспределение собствен
В последние годы в России реализуются приоритетные национальные проекты в таких важнейших областях как образование, здравоохранение, жилищная сфера, осуществляются меры по улучшению демографической ситуации в стране. Значительная часть законотворческой работы посвящена совершенствованию законодательства именно в социальной сфере. Несмотря на то, что власть разрабатывает и реализует различные программы, несёт огромные затраты на содержание социальной инфраструктуры, наблюдается неудовлетворенность населения качеством жизни.
Для определения качества жизни в регионах и оценки сложившихся диспропорций в этой области эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) составили рейтинг регионов по качеству жизни на основе объективных индикаторов, для расчета которых использовались данные публикуемой официальной статистики.
Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, а также оценок удовлетворенности населения складывающейся в регионах ситуации в различных социальных сферах. Источники информации для составления рейтинга: Росстат, Минздрав России, Минрегион России, Минфин России, Минприроды России, Банк России, сайты региональных органов власти, другие открытые источники.
При составлении рейтинга были отобраны 64 показателя, которые объединены в 11 групп, характеризующие основные аспекты, влияющие на качество жизни в регионе:
Для оценки регионов использовались следующие группы, каждая из которых включает ряд показателей:
1. Уровень доходов населения
2. Жилищные условия населения
3. Обеспеченность
объектами социальной
4. Экологические и климатические условия
5. Безопасность проживания
6. Удовлетворенность населения
7. Демографическая ситуация
8. Здоровье населения и уровень образования
9. Транспортная
инфраструктура и уровень
10. Уровень экономического развития
11. Развитие предпринимательской инициативы
По каждому показателю группы определялся рейтинговый балл (от 1 до 100) на нормированной шкале значений, определяемой диапазоном значений показателя. Внутри каждой группы рейтинговые баллы складывались с весами, определяющими вклад показателя в итоговый критерий качества жизни.
Рейтинг регионов по качеству жизни представлен в Приложении.
Первые позиции в рейтинге вполне предсказуемо занимают Москва и Санкт-Петербург, которые являются лидерами по многим показателям. Москва и Санкт-Петербург, являясь лидерами по качеству жизни, занимают также первые позиции в рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам 2011 года, подготовленном Рейтинговым агентством РИА Рейтинг. Это, в частности, свидетельствует о сбалансированности экономической и социальной сфер этих городов16.
В десятке лидеров
сразу три представителя «
Правда, если Татарстан, имеющий кроме этого химическую и машиностроительную промышленность, следует сразу за столичной «тройкой», то остальные два региона отстали от аграрных Краснодарского края и Белгородской области, которые опередили нефтяные регионы отчасти за счет намного более благоприятного климата. Кубань оказалась выше Белгородской области - не исключено, что свою роль сыграл всероссийский курорт Сочи.
Сразу за восточносибирскими нефтегазоносными регионами расположилась еще одна «житница» - Воронежская область, замыкает десятку промышленный Нижний Новгород с не менее промышленной областью.
В целом статус промышленного региона мало кому помог добиться высокого качества жизни - Свердловская область оказалась где-то в конце второй десятки, а Самарская и Челябинская еще дальше.
В группе аутсайдеров, также
без неожиданностей, регионы, которым
не повезло иметь в недрах нефть
или в которых когда-то не построили
предприятия всесоюзного
Сильно отстали от других Ингушетия и республика Тыва, в тройке «антирейтинга» также Калмыкия.
«Эти регионы пока
не обладают достаточным уровнем
собственных доходов для
Далее плотной группой расположились (в порядке возрастания рейтинга) республики Алтай и Северная Осетия, Курганская область и Забайкальский край, Еврейская автономная область и Бурятия, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, замыкает дюжину отстающих Дагестан.
Можно отметить и корреляцию низкого качества жизни с географическими особенностями регионов - среди перечисленных «лидеров антирейтинга» упоминаются почти все российские высокогорные регионы (восемь регионов из 12) - как северокавказские, так и южносибирские.
В компании отстающих российские горы разбавлены единственной российской пустыней - калмыцкой, а также самым необустроенным уголком нашей степи - курганским. Здесь же уже начинают попадаться регионы, главной географической особенностью которых является удаленность от центра страны - Забайкалье и Еврейская АО. В целом регионы Дальнего Востока и Байкальского региона сгруппировались в нижней половине рейтинга17.
Рассматривая результаты рейтинга, необходимо отметить, что в большинстве регионов есть проблемные точки, оказывающие негативное влияние на качество жизни населения. Из всех субъектов РФ только десять ни по одной группе анализируемых показателей не опускаются ниже 60-го места. Это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Ростовская область, Ярославская область и Мурманская область. В остальных регионах один или больше показателей находятся на относительно низком уровне. В разных субъектах РФ это может быть один или несколько показателей, и обусловлена такая ситуация может быть как объективными, так и субъективными факторами. Но решение вопросов, на которые указывают выявленные проблемные точки, представляется первоочередной задачей для улучшения ситуации с качеством жизни в регионах. От того, насколько эффективно будут решаться эти вопросы, зависит не только качество жизни, но и оценка населением деятельности местных органов власти, да и федеральной власти в целом18.
2.2. Проблемы
повышения качества жизни
Перед лицом мировых вызовов и угроз, связанных с кризисом второй волны, России в условиях реализации модернизационной стратегии развития надлежит разрешить ряд институциональных проблем, которые позволяют выполнить поставленные задачи повышения эффективности государственного управления и обеспечения достойного уровня и качества жизни основной части населения регионов. Необходимо признать, что за последние годы так и не удается сформировать соответствующие социальные условия для реформ и опереться в их проведении на готовность населения, различных групп и сил общества реально поддержать преобразования и активно участвовать в их реализации. Главное из этих условий – повышение доверия граждан к институтам власти, готовность сотрудничать с ними по вопросам повышения качества жизни.
В этой связи наиболее рельефно характеризуют ситуацию результаты мониторинговых исследований социальной эффективности управления регионами по критерию качества жизни за последние пять лет. В частности, это динамика приоритетности и содержания актуальных проблем качества жизни населения регионов, а также социальные ожидания от всех уровней власти по их разрешению, как важнейшего элемента структуры социальной эффективности управления.
Рассмотрим наиболее актуальные и первоочередные проблемы большинства населения страны:
1)проблема закрытия предприятий и учреждений и отсутствие в этой связи рабочих мест
Многие заводы
не работают, безработица выросла. Ухудшилась
занятость населения, выросла скрытая
безработица, а уровень заработной
платы и уровень промышленного
производства не растет. По-прежнему происходит
закрытие предприятий местной
2)проблема бесконечного и неконтролируемого роста тарифов на коммунальные услуги при снижающемся объеме и качестве оказываемых услуг
При этом отмечается, что выросли цены на ЖКХ, электроэнергию, бензин, продовольствие. Жёсткая инфляция во всех сферах жизни на уровне «старых» проблем в ЖКХ, на транспорте, в здравоохранении и АПК. Практически не реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ.
3)рост цен на ТНП, энергоресурсы и ГСМ (13,5% - в 2009 году отметили и почти 65% экспертов в 2012 году).
Заметно высокие цены на широкий срез товаров и услуг. При росте тарифов, при росте цен на продукты питания и услуги, при официально заниженной инфляции улучшений в принципе быть не может. Рост цен сегодня превышает рост зарплат.
4)проблема, связанная с низким уровнем жизни и социальным расслоением основной части населения страны, а также - с низким уровнем зарплат в бюджетной и социальной сферах, пенсий на уровне роста цен, инфляции и отстающей индексации (отметили почти 66% экспертов и многие участники фокус-групп в регионах России).
Это выражается в повышении стоимости жизни, а доходы не выросли. Усиление социальной дифференциации населения продолжается. В обществе нарастают настроения неудовлетворенности. Идет усиление концентрации доходов в высокодоходных группах и углубление имущественной дифференциации населения. Доходы населения, особенно бюджетников, не выросли. Зарплаты бюджетников остались на том же уровне. Несмотря на окончание экономического кризиса в России, уровень зарплат не восстановился до докризисного. Уровень доходов основной части населения отстает от инфляции.
5)проблема платных медицинских и образовательных услуг
Новым в ее содержании
стали проблемы, отмеченные большинством
экспертов и связанные с ходом
реформирования этих сфер. В результате
реформы системы