Сущность закономерностей и принципов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение закономерности и принципов управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа систематизировать знания о сущности закономерностей и принципов управления.
Рассмотреть сущность и специфику роли принципов управления персоналом в организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность закономерностей и принципов управления………………………5
1.1. Принцип системности и комплексности …………………………………..6
1.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения …………...9
1.3. Принцип оптимизации управления ……………………………………….10
2. Закономерности управления различными системами……………………...15
2.1. Принцип делегирования полномочий …………………………………….18
2.2. Принцип соответствия ……………………………………………………..23
2.3. Принцип автоматического замещения отсутствующего ………………...24
2.4. Принцип первого руководителя …………………………………………..26
2.5. Принцип одноразового ввода информации ………………………………28
3. Принцип новых задач ………………………………………………………...31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

закономерности и принципы управления.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

- проведение бесед и семинарских занятий разработчиков новой системы с ведущими специалистами предприятия.

Анализ  срыва выполнения многих важных программ, серьезных заданий показывает, что  одной из причин таких срывов является несоблюдение этого принципа управления. 

2.5. Принцип одноразового  ввода информации 

     В деятельности руководителя информация, ее оперативность и достоверность, играет решающую роль, т.к. она является предметом, средством и продуктом  управленческого труда. Один раз  введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа управления. Накопление производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями предприятия объективных и достоверных данных о ходе технологического процесса. Базой данных является совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а банке данных - более мощная система хранения информации - функционально организованное информационное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно хранить информацию.

В промышленно  развитых странах уже в 80-х годах  создавались общедоступные банки  данных, что стало возможным благодаря развитию интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники. Любая, сколь угодно отдаленная информация стала доступной для рядового пользователя, и вход в общедоступный банк данных может быть осуществлен и с домашнего компьютера. Все это способствовало развитию малого бизнеса, научного и культурно обслуживания. Одновременно с этим интенсивно развивалось экономическое пространство для высокодоходных инвестиций в эту область.

     Отставание  России от передовых стран в информационном обеспечении продолжает стремительно нарастать и угрожать стать необратимым. В этом случае Росси может превратиться в информационную колонию и никогда не сможет обеспечить своему населению современный уровень жизни, культуры, образования и благосостояния даже при помощи и содействии высокоразвитых стран.

     Реальное  применение принципа одноразового ввода  информации дает возможность управляющим  всех уровней использовать в своей  работе большие объемы достоверной  и оперативной информации. Например, управляющий фирмой или супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную, ежемесячную и годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из большой номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских остатках его, о текущих расходах и прибыли и т.д. Часть этой информации вводится в базу данных автоматически, с помощью складских или цеховых регистраторов производства, а в магазинах - с помощью устройства, считывающего записанную на упаковке информацию о товаре. "Отдельные управляющие могут теперь принимать решения, основываясь на информации, подготавливаемой внутри их компаний, без выхода на сторонние базы данных. Внутрифирменные базы данных позволяют менеджеру получать сведения о его бизнесе, о рынках, конкуренции, ценах и прогнозах за несколько часов, а когда-то на это ему требовались месяцы работы. Благодаря этой новой автоматизации процедура принятия решений, которая раньше была прерогативой высшего руководства, теперь передается находящимся на производстве управляющим, которые теперь лучше информированы" - вот мнение опытного менеджера об изменениях, которые внесли в практику управления базы данных и реализация принципа одноразового ввода информации. Важно только сохранять точную адресность выдаваемой информации, т.е. оградить пользователя от избыточной информации и при изменении структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в них абоненту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принцип новых задач 

     Применение  современных систем математического  программирования и технических  средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи. Неразумно создавать автоматизированные системы только в расчете на традиционные методы управления производством и действующие технологии. Применение современной компьютерной техники и мощного комплекса программных средств позволяет создавать новые методики планирования и управления, новые информационные технологии, которые в традиционных системах нельзя было применить из-за невозможности обработки большого объема информации в жесткие сроки.

     В отраслевых и государственных фондах алгоритмов и программ собран практически  весь комплекс задач по технической  подготовке производства, технико-экономическому планированию, оперативному управлению, бухгалтерскому учету, управлению финансами, сбыту и реализации продукции, контролю ее качества, по учету кадров, контролю исполнения и т.д. Опытный руководитель всячески содействует внедрению в производственную практику этого большого комплекса отлаженных и прошедших проверку на реальных массивах информации задач, что позволяет быстро обрабатывать и получить любую объективную, достоверную информацию и освободить исполнителей от рутинного, унизительного ручного труда. Примером реализации этого принципа управления в производстве, строительстве и в аппарате различных государственных служб могут служить принципиально новые комплексы задач, внедрение которых стало возможным лишь при использовании быстродействующих вычислительных машин с большим объемом оперативной памяти: автоматизированная информационная система о ходе строительства важнейших объектов (АИС), система управления перевозками бетона и раствора (СУПЕР), оперативная система учета ежедневного выполнения производственного плана, автоматизированная система контроля исполнения важнейших документов (АСКИД, оргонайзер) и ряд других высокоэффективных систем справляются с задачами, которые было совершенно невозможно решить при традиционных методах обработки информации.

     Большинство принципиально новых задач имеют  сложную организационно-технологическую модель и с трудом поддаются формализации. Имеющиеся в распоряжении теории алгоритмов и программ методы не всегда могут описать многовариантные ситуации, возникающие в процессе управления. В настоящее время ведутся поиски в области создания таких моделей, которые возможно более полно описывали бы анализируемую ситуацию и отражали бы опыт одного или нескольких высококвалифицированных специалистов по решению возникшей задачи. Системы, действующие на основании таких моделей, поучили название экспертных и находят все большее применение при решении новых задач в различных областях науки и техники, и в то числе в менеджменте. Высокий интерес к экспертным системам объясняется тем, что для решения сложных новых ситуационных задач необязательно привлекать крупных специалистов, эти задачи могут быть решены рядовыми сотрудниками, владеющими компьютерной техникой.

     Однако  внедрение принципа новых задач  постоянно встречает при реализации заметное сопротивление. Руководитель должен быть готов к этой негативной реакции на нововведения и понимать ее причины: боязнь сокращения рабочего дня, а, следовательно, и заработка, и даже потери рабочего места; опасность снижения социального статуса и того, что возникнут новые нормы и требования к интенсификации труда. Наиболее обоснованной причиной сопротивления любым новациям является боязнь безработицы, которая стала за последние годы реальной составляющей нашей повседневности. Есть и другие, более личностного характера причины: критика и отказ от традиционных методов работы могут восприниматься как личная обида, опасения узкой специализации и монотонности новых условий труда, непонимание сути и последствий нововведений и, наконец, главное - боязнь обесценивания, девальвации своей личности, ее социального значения. Вновь уместно напомнить, что управление является не только наукой, но и великим искусством. Когда управление предприятием осуществляется только на основе рациональных, научно-обоснованных, но традиционных методов, в этом таится угроза развитию и появляется вероятность по6тир самых талантливых, неординарно мыслящих специалистов, способных выдвигать и решать принципиально новые задачи.

    Склонность  к нетрадиционным методам, к поиску новых способов решения задач  и риску внедрения новейших технологий могут проявлять не только отдельные яркие личности, но и целые предприятия во главе со смелыми руководителями. Сегодня стратегию смелого вложения капитала в новейшие высокие технологии и в поиск нетрадиционных решений новых задач называют венчурной. Обычно венчурные предприятия создаются учеными, изобретателями, создавшими новые идеи или оригинальные технологии ("ноу-хау"). Примеров такого "грюндерства" в мировой практике много, достаточно вспомнить фирму "Эппл", создавшую первые персональные компьютеры, конвейерную технологию производства автомобилей Г.Форда, конструкторское бюро С.П. Королева, создавшее первый в мире спутник и космический корабль. В конкурентной борьбе, да и в любых жизненных ситуациях шансы на успех имеет тот, кто способен принимать непредсказуемые, иногда внешне нелогичные решения по возникающим проблемам. Не надо стремиться быть слишком рациональным! 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключении хотелось бы подытожить, что нет единой модели управления производством. Все относительно общего уровня развития, мировоззрения, культуры организации... В каждой системе есть свои эффективнейшие принципы и недостатки. На международном уровне постоянно происходит поиск наиболее эффективных путей управления - так например, на ряде зарубежных предприятий был создан "американо-японский" гибрид, содержащий в себе основные идеи американского и японского менеджмента. Так называемая "модель Z", сочетающая в себе систему индивидуальных ценностей (личная активность и инициатива, престиж, самоутверждение, независимость) с групповыми формами взаимодействия. Хочется верить, что скоро время даст Росси ответы на вопросы, имея перед глазами поучительные примеры американского, европейского и японского менеджмента, зная сильные и слабые их стороны. И тогда Россия сможет кормить своих граждан не гамбургерами из "Макдональдса", а своими чудесными пирожками; сможет гарантировать поставку запчпастей пусть не в любую точку земного шара и не за 48 часов, как "Кэтерпиллер", а хотя бы в пределах Росси и хотя бы за 100 часов. И чтобы хоть половина наших предприятий могла бы трудиться как "одна семья", и, наконец, руководитель, специалист и интеллигентный человек станут одним лицом. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры и по настоящее время, формировались и, в итоге, были сформированы принципы управления, которые в современном мире играют очень важную роль регуляторов процесса управления во всех сферах производства, существующих в обществе. Таким образом, любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему принципов управления.

Список  использованной литературы 

1. Вершигора  Е. Е. Менеджмент: учебное пособие. -- М., 2004.С. 45

2. Веснин  В.Р. Основы менеджмента: учебное  пособие. - М., 2005. С. 478

3. Веснин  В. Р. Основы менеджмента: Курс  лекций для студентов высших  учебных заведений. - М., 2007.С. 65

4. Виханский  О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек,  стратегия, организация, процесс. - М., 2007.С. 9

5. Журавлев  П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А.  Мировой опыт в управлении // Искусство  управления - 2007. - № 7. С. 47

6. Ивлиев П.Л. История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА - М., 2007 С. 25

7. Игнатенко А.Л. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 68

8. Кибанов  А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие. - М., 2010. С. 325

9. Кнорринг  В. И. Теория, практика и искусство  управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории управления. // Наука и практика. - 2004. - № 5. С. 12

10. Кравченко  А. И. История менеджмента // Основы управления. - 2008.-№ 6

Информация о работе Сущность закономерностей и принципов управления