Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение закономерности и принципов управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа систематизировать знания о сущности закономерностей и принципов управления.
Рассмотреть сущность и специфику роли принципов управления персоналом в организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность закономерностей и принципов управления………………………5
1.1. Принцип системности и комплексности …………………………………..6
1.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения …………...9
1.3. Принцип оптимизации управления ……………………………………….10
2. Закономерности управления различными системами……………………...15
2.1. Принцип делегирования полномочий …………………………………….18
2.2. Принцип соответствия ……………………………………………………..23
2.3. Принцип автоматического замещения отсутствующего ………………...24
2.4. Принцип первого руководителя …………………………………………..26
2.5. Принцип одноразового ввода информации ………………………………28
3. Принцип новых задач ………………………………………………………...31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Любой
из принципов управления осуществляется
в конкретной управленческой деятельности
(функциях управления), завершаясь принятием
управленческих решений и выработкой
управляющих воздействий – основных форм
отношений управления.
2.1. Принцип делегирования
полномочий
Само
название принципа содержит расшифровку
его основного смысла - передача
руководителем части своих
Принцип
делегирования полномочий состоит
в передаче руководителем части
возложенных на него полномочий, прав
и ответственности своим
По своей сути делегирование - способ сделать работу руками других. Это прием сильного руководителя. Полномочия делегируются так далеко вниз, как это возможно. Полномочия делегирует только руководитель для своих подчиненных до того уровня, на котором находится его компетентность и информация для принятия решения.
При делегировании полномочий руководитель:
-делегирует обязанности (устанавливает);
-определяет права;
-определяет уровень ответственности при выполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
- возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
- сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
- делегирование
- лучший способ мотивации
- делегирование - лучший способ обучения;
- делегирование - как способ профессиональной карьеры.
Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.
Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Главная задача руководителя - не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели. Строить отношения между начальником и подчиненными на хитрости, обмане или лести - аморально и безнадежно ошибочно. Люди, при всех их индивидуальных различиях, ведут себя в обычной, штатной ситуации все-таки предсказуемо - если коллектив знает свои задачи и понимает применяемые руководителем методы для достижения цели с минимальными трудностями, то можно уверенно рассчитывать на поддержку большинства и находить исполнителей, которым можно доверять самостоятельное решение локальных, а иногда и многофункциональных задач. Такой сотрудник, выделенный из коллектива за свои несомненные организаторские способности и профессиональные знания, прекрасно сознает преимущества оказанного ему доверия, горд от сознания своей значимости и будет стараться оправдать оказанное ему доверие. Исполнитель должен быть профессионально подготовлен, иметь опыт практической работы. Методы решения производственных и организационных задач всегда многовариантивны, и если подчиненный применяет свою, самостоятельную, пока еще, может быть, и неоптимальную тактику решений, то в этом проявляется еще одна положительная черта принципа делегирования полномочий - исполнитель проходит хорошую и совершенно необходимую школу управленческого развития, приучается к самостоятельности. Исполнитель самоутверждается, растет его уверенность в своих силах и инициатива. При этом важно помнить, что исполнитель имеет право на ошибку, и в этом случае руководитель обязан оказать ему всемерную помощь в самой тактичной форме. Ведь одна из основных задач руководителя - развивать способности и мастерство подчиненного.
Особо деликатный аспект этого принципа - организация контроля за действиями подчиненных. Мелочная опека ничего, кроме вреда, не даст (нарушение принципа наименьшего воздействия!), отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля - в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя. Кстати, опытный чиновник высокого уровня, желая составить объективное мнение о качестве работы руководителя, всегда интересуется, как работают его подчиненные (это очень хорошо характеризует руководителя).
Принцип делегирования полномочий будет эффективен, если:
- подчиненные
действительно знают и
- сотрудник
подготовлен к выполнению
- подчиненный
не будет получать "ценных указаний"
от другого начальника через
голову своего
- исполнитель
знает свои права и
- исполнитель свободен в своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше;
- исполнитель уверен в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок. Это важно и как способ борьбы с рутиной и косностью в деятельности аппарата управления;
- будут установлены конкретные цели и сроки выполнения задания;
- подчиненный
будет правильно понимать
- исполнитель
понимает, что он не только
имеет право принимать
Таким
образом, важность принципа делегирования
полномочий особенно растет в условиях
доминирования экономических методов
управления, реализация которых практически
невозможна без самостоятельности и творческой
инициативы исполнителей. Этот принцип
еще раз подтверждает справедливость
известной формулы: "Никогда не делай
сам того, что могут сделать твои подчиненные,
кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь
человека".
2.2.
Принцип соответствия
Определить
соответствие работника занимаемой должности
- задача не из легких. Необходим опыт и
умение отделить профессиональные деловые
качества от словесной мишуры и внешней
помпезности сотрудника. Чаще всего люди
пытаются откусить больший кусок, чем
могут проглотить, ведь обычно человек
весьма высокого мнения о своих способностях
и интеллекте. Значительно реже встречаются
случаи недооценки своих возможностей,
робости, застенчивости. Если человеку
с хорошим образованием поручить выполнять
рутинную канцелярскую работу, то значительная
часть его знаний пропадет без пользы,
а сам сотрудник будет стараться сменить
место работы ради более интересной должности.
Любая компания теряет хороших работников,
просто оказавшихся не на своем месте;
они, быть может, получили бы большее удовлетворение
и достигли бы больших успехов, если бы
их не увольняли, а переводили на более
подходящую для них работу. Совершенно
очевидно, что чем раньше выявляется суть
проблемы, тем лучше шансы на ее решение.
Выполняемая работа должна соответствовать
интеллектуальным и физическим возможностям
исполнителя - вот основа принципа соответствия.
Можно привести много примеров, откуда
благодаря случайностям конъюнктуры человек
со средними интеллектуальными и организаторскими
способностями был вознесен на верх служебной
иерархической лестницы и, несмотря на
все его старания, на работу без отдыха
с утра до глубокой ночи, так и не смог
добиться каких-либо заметных результатов.
Принцип соответствия необходимо применять
каждому руководителю при подборе и расстановке
управленческих кадров и в первую очередь
при оценке своих собственных возможностей,
своего соответствия выполняемой работе.
Четко применять принцип соответствия
рекомендовал еще великий древнегреческий
философ Сократ. Он учил, что главная задача
и основное свидетельство искусства любого
общественного деятеля, военачальника,
торговца, строителя - умение дать человеку
работу по его способностям и добиться
выполнения порученного задания.
2.3.
Принцип автоматического
замещения отсутствующего
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
Как часто в производственной практике возникали ситуации, когда из-за болезни, пр-р, главного бухгалтера была парализована работа всего предприятия (только у бухгалтера храниться печать или только его подпись признается банком). В каждой должностной инструкции должно быть ясно и однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых случаях.
Есть
одно, несколько неожиданное
Есть
еще один очень серьезный документ
- инструкция по технике безопасности.
Каждый новый работник обязан ознакомиться
с этой инструкцией, расписаться
в специальном журнале, и лишь
после проверки его знаний и инструктажа
на рабочем месте он может быть допущен
к работе. И вот вдруг - несчастье, этот
сотрудник нарушил правила техники безопасности
и погиб. Это действительно страшно, это
горе для семьи, для всего коллектива.
Но если не оформлена документально процедура
допуска к работе, не проведен инструктаж,
нет подписи в журнале проверки знаний
по технике безопасности, то пострадают
и другие: непосредственный начальник
погибшего, инженер по технике безопасности
и главный инженер предприятия. Они будут
привлечены к ответственности и жестоко,
но справедливо наказаны. Должностные
инструкции необходимо грамотно составлять,
постоянно корректировать с учетом происходящих
в системе изменений и требовать их четкого
выполнения. Следует помнить, что непродуманный
разработанный наспех документ может
вскоре потребовать новых дополнений,
разъяснений. Однако замещение отсутствующего,
особенно если приходится замещать начальника
структурного подразделения, требует
от исполнителя большого такта, подготовленности
и опыта. Главное, не должна страдать работа,
и отговорки типа "я этот вопрос решить
не могу, придется подождать начальника"
совершенно недопустимы. Сам факт передачи
функций руководителя хотя бы на некоторое
время замещающему его лицу свидетельствуют
об их обоюдном доверии, о признании за
исполнителем компетентности и профессионализма.
Принимая на себя дополнительные обязанности,
исполнитель, обладая правом на ошибку,
несет ответственность не только за свои
решения, но и за бездеятельность, особенно
в сложных производственных ситуациях.
Замещающий должен знать свои новые функции,
но еще лучше отменять или хотя бы ставить
под сомнение принятые его руководителем
принципиальные решения, если даже эти
решения он не одобряет. Во-вторых, важно
понимать, что принимаемые исполнителем
решения должны оставлять возможность
для последующих корректировок, нельзя
ставить руководителя перед фактом, заставлять
его принимать то, к чему он не готов или
с чем он принципиально не согласен. Любая
форма принуждения и насилия неприятна,
но загонять своего начальника в угол
совершенно недопустимо, и это будет стоить
замещающему в итого огромных потерь и,
наконец, не следует пытаться использовать
возникшую ситуацию для поднятия своего
авторитета за счет отсутствующего начальника.
"Я-то вас понимаю и поддержал бы, но
вот мой начальник...." Подобные попытки
наивны и всегда дают отрицательный результат.
2.4.
Принцип первого руководителя
Принцип первого руководителя гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, т.к. только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия. Т.к. основной целью внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности социально-экономического функционирования предприятия, то руководить такими работами должен не специалист в какой-то определенной области, пр-р, разработчик АСУ, а только тот специалист, который может охватить всю проблему, стоящую перед предприятием в целом, глубоко знающий цели и задачи, узкие места в его работе, т.е. первый руководитель.
Чаще всего этот принцип применяется при разработке АСУ предприятия, а это всегда сопряжено с решением вопросов правого и организационного характера: изменением структуры управления, введением новых функциональных обязанностей работников аппарата управления и производственного персонала и т.п. Решение всех вопросов - прерогатива только первого руководителя предприятия. Разработка и внедрение АСУ, как правило, выполняются не по инициативе директора предприятия, а на основании решения вышестоящих организаций. И сегодня, после перехода предприятий и фирм на работу в условиях рыночных отношений, не приходится обольщаться, что руководитель филиала фирмы будет инициатором внедрения средств и методов компьютерной обработки информации. В этом случае эффективность автоматизации снижается, поскольку специалисты в области АСУ не имеют достаточных прав, чтобы обязать службы предприятия перейти на новую технологию управления, а разработка проекта АСУ без участия руководителя предприятия обречена на существенные пробелы и недоработки.
Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ, участие первого руководителя, в которых необходимо: решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций должен именно он. Среди подготовительных мероприятий следует особо отметить:
- проведение
обучения и повышение
- организацию
обмена опытом и командировок
специалистов на те
Информация о работе Сущность закономерностей и принципов управления