Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение закономерности и принципов управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа систематизировать знания о сущности закономерностей и принципов управления.
Рассмотреть сущность и специфику роли принципов управления персоналом в организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность закономерностей и принципов управления………………………5
1.1. Принцип системности и комплексности …………………………………..6
1.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения …………...9
1.3. Принцип оптимизации управления ……………………………………….10
2. Закономерности управления различными системами……………………...15
2.1. Принцип делегирования полномочий …………………………………….18
2.2. Принцип соответствия ……………………………………………………..23
2.3. Принцип автоматического замещения отсутствующего ………………...24
2.4. Принцип первого руководителя …………………………………………..26
2.5. Принцип одноразового ввода информации ………………………………28
3. Принцип новых задач ………………………………………………………...31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35
1.2.
Принцип правовой защищенности
управленческого решения
Этот
принцип требует от руководителей
предприятий знания действующего законодательства
и принятия управленческих решений
только с учетом соответствия этих
решений действующим правовым актам.
Предпринимательская деятельность всегда
сопряжена с определенным риском, а в России
после ее вступления в конкурентные рыночные
отношения и при не устоявшихся еще правовых
нормах - особенно. Взаимодействие между
производителем и потребителем, между
продавцом и покупателем зависит от многих
правовых ограничений. Постоянно рождаются
все новые и новые законы, меняются кодексы.
Государственная Дума России поражает
мир удивительной законотворческой плодовитостью,
рождаются бесчисленные указы Президента
и решения Правительства. Предсказать
направление и результат действия этих
законов, указов и регламентов очень сложно.
Но как бы ни относились руководители
предприятий и фирм к этим правовым актам,
но выполнять или хотя бы считаться с ними
необходимо - иначе неминуемы крупные
штрафы или решения о полном прекращении
работы предприятия. Нельзя путать деловой
риск с риском преступить закон, тем более
что, несмотря на трудности, противоречия,
бесконечные дискуссии, правовое пространство
страны постоянно расширяется, вводятся
в действие все новые и новые законодательные
акты. С переходом России к открытой экономике,
с повышение роли международных связей
(к 1996 г. в России несколько десятков тысяч
предприятий и организаций участвовали
во внешнеэкономической деятельности)
стало необходимым знать и постоянно изучать
законодательные акты стран - партнеров
по бизнесу. И в первую очередь учитывать
действующие торговые ограничения этих
стран: величину таможенного тарифа, т.е.
налог на ввозимые товары; размеры квот
- количественный предел товаров, разрешенные
на ввоз в страну; систему эмбарго, т.е.
перечень запрещенных видов импорта; существующую
систему валютного контроля; нетарифные
барьеры (отдельные страны налагают жесткий
запрет на ввоз товаров, не соответствующих
принятым в стране стандартам) и т.д.
1.3.
Принцип оптимизации
управления
Любая
управляемая система
Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии). Очевидно, что организации не могут существовать автономно - для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными заказчиками и т.д. Внешняя среда задает смысл существования организации, устанавливает требования к деятельности. В годы застоя многие отрасли нашей промышленности и предприятия оказались в положении закрытых систем, их развитие существенно замедлилось.
Оптимизация - не есть нарастание сложности, но всегда характеризуется поисками качественно новых путей и структурной рационализации. "Все гениальное просто", хотя база этого "простого" в процессе эволюции всегда совершеннее своего прообраза. Оптимизация и упрощение сложных производственных систем - необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации, что и определяет прогресс этих систем. В народном хозяйстве принцип оптимизации управления диктует необходимость сокращение отраслевых иерархических уровней управления, уменьшения регламентирующей роли государственного аппарата, сковывающей самостоятельность и инициативу, совершенствования структуры управления предприятий и мотивации труда. Все это в итоге повысит эффективность деятельности трудовых коллективов и народного хозяйства в целом.
Этот принцип управления дает ответы на важнейшие, принципиальные, имеющие большое практическое значение вопросы - какое решение должен принять руководитель: сконцентрировать всю полноту власти в своих руках или раздать большую ее часть своим коллегам.. Централизация или децентрализация? Возникают вопросы соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом. И очень важно найти золотую середину, в противном случает нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы).
Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления.5
Негативные
стороны централизации
Децентрализация управления. Это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям. Негативные стороны децентрализации - эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.
Освобождает членов коллектива от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.
Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации (НИИ, ОКБ, центральный склад с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ и т.д.), но децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Часто и опытные руководители обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой системой, а слабые - что появится компетентный неформальный лидер, который может подменить своего начальника, подорвать его авторитет. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может ответить на конкретные вопросы непосредственного начальства или при выступлении на общем собрании. Например, какова текучесть кадров по специальностям за отчетный период, как обеспечен производственный процесс станочниками различного профиля, какие именно необходимы запасные части, какое необходимо дополнительное оборудование и контрольно-измерительные приборы. Ответы на эти вопросы прекрасно знают компетентные заместители руководителя, но сам руководитель в этой ситуации чувствует себя, мягко говоря, дискомфортно. Должен ли он знать ответы на эти и сотни других мелких производственных вопросов?
Проблема выбора между централизацией и децентрализацией весьма сложна, т.к. решение определяет все структуры организации. На решение менеджмента влияют следующие факторы:
- размеры организации;
- вид бизнеса (предпринимательство);
- качество товаров;
- степень разделения труда;
- стремление
частей организации к
- долевое
распределение капитала и
- организационная культура;
- государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.д.
Таким
образом, принцип оптимизации лежит в
основе любой организационной структуры
независимо от применяющихся критериев
оптимальности и действующей системы
ограничений.
2.
Закономерности управления
различными системами
В
принципах обобщены познанные законы
и закономерности и оправдавший
себя опыт управления. Закономерности,
повторяемые в значительном количестве
положительных результатов
Факторы, определяющие принципы управления.
Принципы управления можно разделить на:
- общие для всех видов управления;
- относящиеся ко всем компонентам системы управления;
- специфические
для управления конкретным
- относящиеся к отдельным частям системы управления.
Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества.
Для системного
представления принципов
Кибернетические принципы (законы) в общенаучном и прикладном понимании.
Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими общими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе. Например, оптимальность функционирования невозможна без принципа осуществления принципа информационных (обратных) связей, которые могут оптимизироваться (принцип оптимальности) в зависимости от поставленной цели функционирования (принцип целеполагания) и т.д.
Самодвижение систем предполагает самоуправление и является в то же время способом существования противоречий, т.е. самодвижение осуществляется в результате самоуправления при разрешении противоречий. Поэтому декомпозиция принципа активного самодвижения самоуправляемых систем выделяет кибернетические принципы второго и третьего уровней, которые отражают противоречия и способы их разрешения в самоуправляемой системе.
Из общего
принципа активного самоуправления
самоуправляемых систем, присущего
субъектам рыночной экономики, можно
вывести социально-
Взаимосвязь
кибернетических и социально-
Категории теории управления взаимосвязаны и нередко имеют в определениях сходные элементы. Так, мотивация – принцип, но в тоже время и функция управления. Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления. Цель в качестве непосредственного мотива направляет и регулирует действия, в этом смысле она тождественна принципу управления (руководящей идее, правилу поведения).
В результате декомпозиции общих принципов управления увеличивается число требований (частных принципов), которые необходимо выполнять по мере приближения к непосредственному объекту управления, чтобы реализовывать общие принципы. Увеличивающееся количество требований, часто противоречивых, обуславливает применение разнообразных методов управления, их совершенствование применительно к конкретным условиям, что обогащает в конечном счете теорию и практику управления.
Научный подход в управлении требует комплексного учета всех факторов экономического развития, объективных экономических законов и тенденций развития общества. Требования научной обоснованности управленческих решений выполняются, если обеспечены системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления. Последние принципы тождественны кибернетическому принципу оптимальности функционирования.
Любая организационно-экономическая система как совокупность производства и управления создается для достижения определенных целей. Структуру и состав любой системы можно определить только после определения целей и содержания процессов и средств, необходимых для достижения целей. Выполнение принципов управления производством способствует достижению поставленных пред организацией целей.7
Информация о работе Сущность закономерностей и принципов управления