Сущность закономерностей и принципов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение закономерности и принципов управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа систематизировать знания о сущности закономерностей и принципов управления.
Рассмотреть сущность и специфику роли принципов управления персоналом в организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность закономерностей и принципов управления………………………5
1.1. Принцип системности и комплексности …………………………………..6
1.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения …………...9
1.3. Принцип оптимизации управления ……………………………………….10
2. Закономерности управления различными системами……………………...15
2.1. Принцип делегирования полномочий …………………………………….18
2.2. Принцип соответствия ……………………………………………………..23
2.3. Принцип автоматического замещения отсутствующего ………………...24
2.4. Принцип первого руководителя …………………………………………..26
2.5. Принцип одноразового ввода информации ………………………………28
3. Принцип новых задач ………………………………………………………...31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

закономерности и принципы управления.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность закономерностей  и принципов управления………………………5

1.1. Принцип системности и комплексности …………………………………..6

1.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения …………...9

1.3. Принцип оптимизации управления ……………………………………….10

2. Закономерности  управления различными системами……………………...15

2.1. Принцип делегирования полномочий …………………………………….18

2.2. Принцип соответствия ……………………………………………………..23

2.3. Принцип автоматического замещения отсутствующего ………………...24

2.4. Принцип первого руководителя …………………………………………..26

2.5. Принцип одноразового ввода информации ………………………………28

3. Принцип новых задач ………………………………………………………...31

Заключение ………………………………………………………………………34

Список использованной литературы…………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Ни  для кого не секрет, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды. Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

     Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

«Закономерности и принципы управления» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний  день.

     Тема  работы актуальна потому, что в  различных странах управление в  экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»).

В нашей  стране термин «управление» применяется  практически во всех сферах деятельности.

     В настоящее время управление в организации считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов  деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: организации, и ее подразделениями, сотрудниками подразделении, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками. На сегодняшний день условия, в которых создаются и функционируют организации, характеризуются повышением неопределенности внешней среды, ужесточением конкуренции, усилением интеграционных процессов, усложнением информационных потоков.

     Таким образом, актуальность нашего исследования определила цель работы:

     Целью работы является рассмотрение закономерности и принципов управления.

     Для достижения цели необходимо решить ряд  важных задач:

  • Изучить литературу по проблеме исследования.
  • На основе теоретического анализа систематизировать знания о сущности закономерностей и принципов управления.
  • Рассмотреть сущность и специфику роли принципов управления персоналом в организации.

     Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность закономерностей  и принципов управления 

     В этих условиях нельзя добиться эффективного и результативного управления организацией, опираясь только на интуицию и талант руководителя. Оно должно основываться на соответствующей теоретической базе, и, прежде всего, на закономерностях и принципах управления.

Закономерности  управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями1.

     В отличие от законов управления, которые  носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание. Т.е. связи, обобщаемые в закономерностях  управления, справедливы лишь для  определенного пространства и времени.

     К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят2:

- единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);

- централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);

- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).

- справедливое отношение к персоналу;

- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

- диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;

- нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

- нормализация условий труда;

- нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;

- наличие письменных стандартных инструкций;

- вознаграждение за производительность. 

1.1. Принцип системности и комплексности 

     Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут  отличаться от свойств входящих в  нее частей. Любая организация  есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип  системности.

     Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

     Например, прибыль промышленной фирмы при  прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности  работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д. Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Подсистема "персонал" руководствуется целью максимизации оплаты труда при минимизации энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит искусство руководителей.3

     Система "государство", цель которого - получение  максимального объема налоговых  поступлений. Цель же подсистемы "народ" - максимизация доходов ее частей, а  значит, минимизация налоговых отчислений. Очевидно, что цели системы и подсистемы не совпадают - при необоснованно большом повышении ставок налогов население будет скрывать доходы, что приведет к сокращению налоговой базы государства.

Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.

Синергетика изучает законы упорядоченности  и самоорганизации частей системы  из состояния хаоса. Повышение синергии в организации осуществляется прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

     Адаптивность - способность организации приспосабливаться  к новым внешним условиям, возможности  саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого  центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях - администрация, аппарат управления; в стране - государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления. Об этом более подробно будет рассмотрено ниже. Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например, регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.

Если  в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, можно говорить о хорошей  совместимости работы.

     В противном случае необходимо перестраивать организацию, изменять "правила игры", систему ресурсного распределения. Проблемы совместимости в больших системах должны решаться с помощью централизованных механизмов, преодолевающих силы отталкивания, или механизмов адаптации, превращающих центробежные силы в центростремительные. Проблемам психологической совместимости членов коллектива групп также посвящено большое число научных работ.

Свойство "обратных связей" . Фундаментальное  свойство больших систем - установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли.            Итак, основные цели и задачи системного подхода заключается в следующем:4

- снижение  эмерджентности;

- повышение  синергичности;

- обеспечение  положительной мультипликативности  в организации;

- обеспечение  устойчивости функционирования организации;

- обеспечение  адаптивности работы организации;

- обеспечение  совместимости работы подсистем  организации (например, подсистемы "персонал" с подсистемой "руководство", подсистемы "сбыт" с подсистемой  "покупатели" и т.д.);

- обеспечение  эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами. Принцип системности и комплексности подразумевает умение видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию. 

Информация о работе Сущность закономерностей и принципов управления