Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать особенности доходной части бюджета РФ, в частности налоговых доходов от налогообложения физических лиц, и выявить пути совершенствования планирования поступлений в бюджеты разных уровней.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность налога, его роль в бюджетной системе, принципы построения налоговой системы;
- проанализировано распределение поступлений налогов в бюджеты разных уровней;
- рассмотрены перспективы совершенствования планирования налоговых поступлений в бюджет
Введение 3
1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства
1.1 Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы 5
1.2 Экономическая природа налогообложения физических лиц9
2. Анализ налогообложения физических лиц в Курской области
2.1 Действующая система налогообложения физических лиц 11
2.2 Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ и Курский областной бюджет средств от налогообложения физических лиц12
3. Современное налогообложение, как элемент пополняемости бюджета, тенденции и перспективы 17
Заключение 20
Библиография 22
- налог на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
- налог на наследование или дарение - по нормативу 100 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
Налоговые доходы муниципального образования:
- земельный налог - по нормативу 100%;
- на имущество физических лиц - по нормативу 100%;
- НДФЛ - по нормативу 30 %;
- государственная пошлина в соответствии с перечнем, определенным БК;
- налоговые доходы от федеральных и региональных налогов по нормативам органов государственной власти субъектов РФ[1,c.45].
2.2 Анализ
поступлений в
Для того, чтобы
провести анализ пополняемости
Таблица 1 – Состав и структура налоговых поступлений в
консолидированный бюджет РФ по видам налогов
взимаемых с физических лиц
Вид налога |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:
| |||
консолидированного бюджета |
поступило в доходы местных бюджетов | |||
в % |
тыс. рублей |
в % |
тыс. рублей | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Налог на доходы физических лиц |
83,5 |
885500 |
95,9 |
3513919 |
Налог на имущество физических лиц |
0,1 |
15172 |
0,4 |
15172 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Транспортный налог с |
3,7 |
393279 |
- |
0 |
Земельный налог |
12,7 |
1334710 |
3,6 |
1334710 |
Всего |
100 |
10548661 |
100 |
3662562 |
В 2011 году наибольший
процент налоговых поступлений,
как в консолидированный
Для того, чтобы
проанализировать состав и структуру
налоговых поступлений от налогообложения
физических лиц рассмотрим Закон Курской
области от 21 июня 2012 г. № 57-ЗКО "Об исполнении
областного
бюджета за 2011 год".
Таблица 2 – Структуру поступлений налогов на доходы физических
лиц в Курский областной бюджет в 2011 году
Показатели |
Сумма, тыс. рублей |
Структура в % |
1 |
2 |
3 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
5291580,9 |
35,5 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций |
69149,5 |
0,4 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций |
277,2 |
0,001 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации |
5207382,4 |
33,0 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой |
5108225,3 |
32,3 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой |
99157,1 |
6,3 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации |
3248,3 |
0,02 |
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств |
1956,1 |
0,01 |
Налог на доходы физических лиц доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента |
9582,8 |
0,06 |
Поступление налогов на доходы физических лиц всего |
15790560 |
100 |
Согласно данным таблицы в 2011 году сумма налогов на доходы физических лиц в областном бюджете составила 15790560 тыс. рублей. Наибольший удельный вес из взимаемых налогов составил НДФЛ 35,5 %, сумма которого составила 5291580,9 тыс. рублей. Наименьший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций сумма составила 277,2 тыс. рублей, что является 0,001 % от общей суммы поступлений в бюджет с налогов на доходы физических лиц.
Далее рассмотрим
поступления средств в
Таблица 3 – Структура начислений по транспортному налогу по
физическим лицам
Показатели |
Значение показателя |
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц |
238 976 |
Количество транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа, единиц |
339 638 |
в том числе: |
|
наземных транспортных средств |
339 021 |
водных транспортных средств |
612 |
воздушных транспортных средств |
5 |
Количество транспортных средств, по которым предъявлен налог к уплате, единиц |
338 571 |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет |
544 125 |
в том числе: |
|
по наземным транспортным средствам |
543 322 |
по водным транспортным средствам |
700 |
по воздушным транспортным средствам |
103 |
Сумма налога, не поступившая
в бюджет в связи с |
22 618 |
Контрольная сумма |
5 44 125 |
На основании данных таблицы 3 в 2011 году сумма транспортного налога составила 566741 тыс. рублей, однако суммой налога, подлежащего уплате в бюджет стало 544125 тыс. рублей в связи с тем, что 22618 тыс. рублей составила льгота, предоставленная налогоплательщикам транспортных средств.
3. Современное
налогообложение, как элемент
пополняемости бюджета,
Трудно не согласиться, что налоговая система должна выступать активным элементом финансовой политики государства. «Если целевые установки налоговой политики не коррелируют с задачами бюджетной политики, налоговая система становится «вещью в себе» и неизбежно тормозит экономическое развитие общества. Для развития стабильной экономической ситуации в стране, чем больше доля налогов в ВВП, тем больший объем валового внутреннего продукта перераспределяется через систему налогообложения и, значит, тем эффективнее эта система. Но на основании расчета одного такого показателя невозможно оценить действительную налоговую нагрузку на экономику. Нужен комплексный анализ системы налогообложения по следующим направлениям:
- сопоставление компонентов системы налогообложения и анализ структуры ВВП по видам первичных расходов;
- оценка их налогового потенциала;
- анализ налоговой нагрузки и отраслевой структуры ВВП.
Следует отметить, что в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов» (ОННП) впервые изложен вывод, коренным образом меняющий позицию Минфина РФ по обсуждаемому вопросу: «…Сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно
было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы».
Пик результативности налоговой системы России приходится на 2006-2008 гг., затем ее эффективность снижалась и в 2010 г.
Доля налога на доходы физических лиц в ВВП стабильна и возросла на в 2,9 раза. Низкие темпы роста экономики в ближайшей перспективе (3,5–4,6%) «будут означать постепенное снижение уровня жизни, так как все большую часть доходов государство будет вынужденно тратить на инфраструктуру – но не на развитие, а лишь на ее поддержание в более или менее рабочем состоянии, чтобы избежать техногенных катастроф».
Осуществить переход к новой активной финансовой политике, поскольку проводимая ранее несовместима с модернизацией. России необходимо стремиться к высокому темпу роста ВВП. Для этого нужны следующие шаги.
• Финансировать бюджетный дефицит за счет внутренних заимствований в размере ориентировочно 5% ВВП, что не вызовет вытеснения инвестиций частного сектора лишь при контроле над вывозом капитала.
• Согласовать
направления бюджетной и налоговой
политики (сочетание и направленность
воздействия налогов должны способствовать
пополнению финансовых ресурсов за счет
увеличения доходов и имущества
налогоплательщиков, а не ужесточения
налоговых условий), при этом
усилить стимулирующую
• Формировать систему налогообложения, определив разумную структуру и объемы расходов государства, а, не манипулируя налоговыми ставками и льготами.
Стоимость государственных
услуг определяет уровень налоговой
нагрузки, а ее предельно допустимый
уровень выступает
• Преодолеть
деформацию структуры налоговой
системы (снижение доли косвенного налогообложения,
изменение налогообложения
• Усилить налоговый контроль и улучшить администрирование, поскольку снижение прибыли предприятий зачастую происходит вследствие роста так называемой «коррупционной составляющей затрат».
Рост налогового
бремени на фоне бюджетного профицита,
конкретные структурные налоговые
новшества (не связанные с нефтяными
доходами) как 2001-2004 гг., так и 2010-2011 гг.,
существенно увеличивают
Согласно данным статистики, основными налогоплательщиками являются промышленные предприятия. В результате применения дифференцированного стимулирующего налогообложения можно не только повысить собираемость налогов, но и способствовать развитию отдельных отраслей промышленности. «Чтобы использовать налоговое регулирование в качестве инструмента промышленной политики, надо, как минимум, разбираться в промышленности. В России проблемы промышленности относятся к компетенции Минэкономразвития и Минпромторга, а налогами занимается Минфин. А без использования налогового регулирования промышленность развивать невозможно». Необходима разработка долгосрочной экономической стратегии развития российской экономики. В «Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» сказано: «бюджетные параметры на 2012-2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации».