Современное налогообложение физических лиц как элемент, влияющий на пополняемость бюджета Курской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать особенности доходной части бюджета РФ, в частности налоговых доходов от налогообложения физических лиц, и выявить пути совершенствования планирования поступлений в бюджеты разных уровней.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность налога, его роль в бюджетной системе, принципы построения налоговой системы;
- проанализировано распределение поступлений налогов в бюджеты разных уровней;
- рассмотрены перспективы совершенствования планирования налоговых поступлений в бюджет

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства
1.1 Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы 5
1.2 Экономическая природа налогообложения физических лиц9
2. Анализ налогообложения физических лиц в Курской области
2.1 Действующая система налогообложения физических лиц 11
2.2 Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ и Курский областной бюджет средств от налогообложения физических лиц12
3. Современное налогообложение, как элемент пополняемости бюджета, тенденции и перспективы 17
Заключение 20
Библиография 22

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства

 

1.1 Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы

5

1.2  Экономическая природа налогообложения физических лиц

9

 

2.  Анализ налогообложения физических лиц в Курской области

 

2.1 Действующая система налогообложения физических лиц

11

 

2.2  Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ и Курский областной бюджет средств от налогообложения физических лиц

 

12

 3. Современное налогообложение, как элемент пополняемости бюджета, тенденции и перспективы

17

 

Заключение

20

 

Библиография

22


 

 

 

Введение

 

 

 

Налоги - важнейший  элемент экономических и финансовых отношений. Эффективная мобилизация  финансовых ресурсов в бюджетную  систему посредством налогообложения  является важной задачей бюджетно-налоговой  политики государства.

Актуальность  выбранной темы заключается в том, что налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам, сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Экономическая сущность налогообложения  физических лиц  характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.

В основных направлениях бюджетно-налоговой политики на 2012 год и на плановый период до 2013 года в качестве одной из целей  заявлено создание благоприятных условий  для активной финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, то есть оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые поступают в  бюджетную систему государства.

Налоговое регулирование, осуществляемое государством посредством  налоговой политики, представляет собой  закономерный процесс, обеспечивающий поступления в полном объеме налоговых  доходов в бюджет, одновременно сохраняя финансовую устойчивость субъектов  налогообложения. Налоговая политика государства способствует реализации экономических интересов налогоплательщика, поэтому избираемые налоговые механизмы  должны быть непосредственно связаны  с финансовым результатом – доходами плательщика, в связи с чем, налоги обладают наибольшим потенциалом в отношении регулирования потока ресурсов в экономике.

Цель данной работы - проанализировать особенности  доходной части бюджета РФ, в частности  налоговых доходов от налогообложения физических лиц, и выявить пути совершенствования планирования поступлений в бюджеты разных уровней.

Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены сущность налога, его роль в бюджетной системе, принципы построения налоговой системы;

- проанализировано  распределение поступлений налогов  в бюджеты разных уровней;

- рассмотрены перспективы совершенствования планирования налоговых поступлений в бюджет.

 

 

 

  1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства
    1. Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы

 

Экономическую сущность налогов составляют изъятия  государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим  исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные  денежные доходы участников общественного  производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий  и централизованный доход государства[4,c.75].

Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники  платят налог на доходы физических лиц в бюджет, организации платят налоги на прибыль и другие налоговые  платежи. 
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

- принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

Прежде чем  взимать тот или иной налог, государство  в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных  актах должно определить элементы налога.

Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Субъекты  налогообложения, или плательщики  налога, - юридические лица, другие категории  плательщиков и физические лица, которые  обязаны в соответствии с законом  уплачивать налоги. Основным признаком  плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен[8,c.300].

Объект налогообложения  возникает вследствие юридических  фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность  субъекта заплатить налог. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложения: прибыль (доходы); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции (работ, услуг); имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законодательством. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

Объект и  субъект налогообложения находятся  в тесной взаимосвязи. В зависимости  от характера этой связи налоги можно  разделить на две группы: налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги), и налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги). Различие между этими налоговыми группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения. 
В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства. 
Этот принцип трактуется по-разному для физических и юридических лиц.  
Существует несколько принципов классификации налогов по: 

    1. способу взимания налогов;
    2. субъекту налогообложения (налогоплательщику);
    3. объекту налогообложения;
    4. уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
    5. целевой направленности введения налога.

В зависимости  от способа взимания налогов они  делятся на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему:

 В правоотношения  по поводу взимания налогов  вступают два субъекта: бюджет  и налогоплательщик. В правоотношения  по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними.

 Величина  налогов непосредственно зависит  от результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщика. Величина  налогов не зависит от финансовых  результатов деятельности плательщика[12, c. 232].

Эти налоги подоходно-поимущественные. Эти налоги имеют объектом обложения обороты  по реализации товаров (работ, услуг)

По субъекту налогообложения налоги делятся  на налоги, взимаемые:

- только с юридических лиц;

- только с физических лиц;

- как с юридических, так и с физических лиц.

По объекту  налогообложения налоги могут быть классифицированы следующим образом: среди прямых налогов выделяются - реальные, которыми облагается продажа, покупка

- налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

- налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), - налог на добавленную стоимость, акцизы,

- налоги с имущества - налог на имущество организаций. С определенной долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести транспортный налог, так как транспортные средства также включаются в состав принадлежащего предприятию имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств;

- платежи за природные ресурсы - земельный налог и арендная плата за землю, платежи за пользование водными объектами, лесные подати;

- налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, - налог на рекламу;

- налоги на определенный вид финансовых операций - налог на операции с ценными бумагами;

- налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - госпошлина.

По уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж, налоги делятся  на федеральные, региональные и местные. Здесь, следует иметь в виду следующее. Поскольку налоги являются регулирующими  доходами бюджета, из того, что тот  или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета в соответствии с нормами налогового и бюджетного законодательства.

По целевой  направленности введения налогов они  делятся на универсальные и целевые.

 

    1. Экономическая природа налогообложения физических лиц

 

Учет налогоплательщиков в налоговых органах ведется  по Идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН).

Основные  виды налогов, которые непосредственно  касаются граждан России:

    1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    2. Транспортный налог с владельцев транспортных средств;
    3. Налог на недвижимость (налог на имущество) с владельцев недвижимости;
    4. Взносы в Пенсионный фонд РФ  отчисляют работодатели с зарплаты работников, которые были приравнены по статусу к налогу (являются обязательными), а зачисляются на именной счет гражданина.

Законодательством установлены три основных налога, которые уплачивают физические лица: земельный, транспортный и налог  на имущество. Все они являются имущественными налогами, и их платят граждане, в собственности у которых находится соответствующее имущество.

Платежи от этих налогов остаются в консолидированном  бюджете области. Из них налог  на имущество и земельный налог  поступают в местные бюджеты  по месту нахождения имущества и  земельных участков, а транспортный налог полностью перечисляется  в областной бюджет. Начисление имущественных  налогов осуществляют налоговые  органы на основании сведений представленных органами осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию транспортных средств.

 

2. Анализ  налогообложения физических лиц  в Курской области

2.1 Действующая  система налогообложения физических  лиц

 

 

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы происходит таким образом:

В федеральный  бюджет зачисляются федеральные  налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;

В бюджеты  субъектов РФ зачисляются федеральные  налоги по нормативам, установленным  в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в  полном объеме, доходы от специальных  налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;

В местные  бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов  и местные налоги.

В соответствии со ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов  подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов:

транспортного налога - по нормативу 100 процентов. В  бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Информация о работе Современное налогообложение физических лиц как элемент, влияющий на пополняемость бюджета Курской области