Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать особенности доходной части бюджета РФ, в частности налоговых доходов от налогообложения физических лиц, и выявить пути совершенствования планирования поступлений в бюджеты разных уровней.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность налога, его роль в бюджетной системе, принципы построения налоговой системы;
- проанализировано распределение поступлений налогов в бюджеты разных уровней;
- рассмотрены перспективы совершенствования планирования налоговых поступлений в бюджет
Введение 3
1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства
1.1 Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы 5
1.2 Экономическая природа налогообложения физических лиц9
2. Анализ налогообложения физических лиц в Курской области
2.1 Действующая система налогообложения физических лиц 11
2.2 Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ и Курский областной бюджет средств от налогообложения физических лиц12
3. Современное налогообложение, как элемент пополняемости бюджета, тенденции и перспективы 17
Заключение 20
Библиография 22
Содержание
Введение |
3 |
1. Место и роль налогов с физических лиц в бюджетной системе государства |
|
1.1 Налоги с физических лиц как элемент бюджетной системы |
5 |
1.2 Экономическая природа налогообложения физических лиц |
9 |
2. Анализ налогообложения физических лиц в Курской области |
|
2.1 Действующая система налогообложения физических лиц |
11 |
2.2 Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ и Курский областной бюджет средств от налогообложения физических лиц
|
12 |
3. Современное налогообложение, как элемент пополняемости бюджета, тенденции и перспективы |
17 |
Заключение |
20 |
Библиография |
22 |
Введение
Налоги - важнейший
элемент экономических и
Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам, сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Экономическая сущность налогообложения физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.
В основных направлениях бюджетно-налоговой политики на 2012 год и на плановый период до 2013 года в качестве одной из целей заявлено создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, то есть оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые поступают в бюджетную систему государства.
Налоговое регулирование,
осуществляемое государством посредством
налоговой политики, представляет собой
закономерный процесс, обеспечивающий
поступления в полном объеме налоговых
доходов в бюджет, одновременно сохраняя
финансовую устойчивость субъектов
налогообложения. Налоговая политика
государства способствует реализации
экономических интересов
Цель данной работы - проанализировать особенности доходной части бюджета РФ, в частности налоговых доходов от налогообложения физических лиц, и выявить пути совершенствования планирования поступлений в бюджеты разных уровней.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность налога, его роль в бюджетной системе, принципы построения налоговой системы;
- проанализировано
распределение поступлений
- рассмотрены перспективы совершенствования планирования налоговых поступлений в бюджет.
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
Всеобщим
исходным источником налоговых отчислений,
сборов, пошлин и других платежей независимо
от объекта налогообложения
Распределение
ВВП предусматривает две
Налогообложение в любом цивилизованном
государстве должно базироваться на определенных
принципах - основополагающих идеях и
положениях, существующих в налоговой
сфере. Эти принципы во все времена были
предметом особого внимания со стороны
общества, так как от них во многом зависело
социально-экономическое благополучие
и спокойствие населения. Основоположник
классической политической экономии шотландский
философ и экономист Адам Смит в своей
работе «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (1776) сформулировал
четыре принципа, актуальных и в настоящее
время:
- принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
Прежде чем
взимать тот или иной налог, государство
в лице законодательных или
Налог - обязательный,
индивидуально-безвозмездный
Субъекты налогообложения, или плательщики налога, - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен[8,c.300].
Объект налогообложения
возникает вследствие юридических
фактов (действий, событий, состояний),
которые обусловливают
Объект и
субъект налогообложения
В соответствии с принципом резидентства
государство распространяет свою налоговую
юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих
постоянное местопребывание в данном
государстве, в том числе и на доходы, полученные
из источников, находящихся за пределами
данного государства.
Этот принцип трактуется по-разному для
физических и юридических лиц.
Существует несколько принципов классификации
налогов по:
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему:
В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними.
Величина
налогов непосредственно
Эти налоги подоходно-поимущественные. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)
По субъекту налогообложения налоги делятся на налоги, взимаемые:
- только с юридических лиц;
- только с физических лиц;
- как с юридических, так и с физических лиц.
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы следующим образом: среди прямых налогов выделяются - реальные, которыми облагается продажа, покупка
- налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
- налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), - налог на добавленную стоимость, акцизы,
- налоги с имущества - налог на имущество организаций. С определенной долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести транспортный налог, так как транспортные средства также включаются в состав принадлежащего предприятию имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств;
- платежи за природные ресурсы - земельный налог и арендная плата за землю, платежи за пользование водными объектами, лесные подати;
- налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, - налог на рекламу;
- налоги на определенный вид финансовых операций - налог на операции с ценными бумагами;
- налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - госпошлина.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, следует иметь в виду следующее. Поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета в соответствии с нормами налогового и бюджетного законодательства.
По целевой направленности введения налогов они делятся на универсальные и целевые.
Учет налогоплательщиков
в налоговых органах ведется
по Идентификационному номеру
Основные виды налогов, которые непосредственно касаются граждан России:
Законодательством установлены три основных налога, которые уплачивают физические лица: земельный, транспортный и налог на имущество. Все они являются имущественными налогами, и их платят граждане, в собственности у которых находится соответствующее имущество.
Платежи от этих налогов остаются в консолидированном бюджете области. Из них налог на имущество и земельный налог поступают в местные бюджеты по месту нахождения имущества и земельных участков, а транспортный налог полностью перечисляется в областной бюджет. Начисление имущественных налогов осуществляют налоговые органы на основании сведений представленных органами осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию транспортных средств.
2. Анализ
налогообложения физических
2.1 Действующая
система налогообложения
Распределение
налоговых доходов между
В федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;
В бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;
В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.
В соответствии со ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов:
транспортного налога - по нормативу 100 процентов. В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: