Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Блокировка  расходов представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Иными словами, данная мера ответственности представляет собой невозможность использовать уже выделенные средства бюджета, причем применяется она на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировка  расходов применяется за 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) отсутствие оформленных в установленном порядке договоров между органами исполнительной власти различных уровней и соответствующим контрагентом; 3) невыполнение условий, определенных законом о бюджете. Она служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Изъятие бюджетных  средств носит правовосстановительный и предупредительный характер и применяется для того, чтобы имеющиеся средства бюджета у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Такая мера применяется  за следующие нарушения: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; 3) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; 4) нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление; 5) предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; 6) предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; 7) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; 8) несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.

Однако, в условиях казначейской системы исполнения бюджетов и введения единого казначейского  счета не представляется возможным  применить механизм бесспорного  списания средств с лицевых счетов бюджетных учреждений- нарушителей бюджетного процесса, допускающих нецелевое использование бюджетных средств.

 Приостановление операций по счетам в кредитных организациях заключается в том, что уполномоченные органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений, используемых денежные средства федерального бюджета.

Начисление  и взимание пени заключается в исчислении определенной суммы пропорционально за каждый просроченный определенный период, в который необходимо было выполнить то или иное действие. Данная мера принуждения обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания за: не возврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; не перечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств; несвоевременное исполнение платежных средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.

Самой распространенной санкцией за нарушение бюджетного законодательства является мера принуждения в виде штрафа. Взыскание штрафов осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Данная мера заключается в том, что с лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства, взимается денежная сумма в наказание за допущенные нарушения.

2) Правовая основа применения мер принуждения к нарушителям административного законодательства изложена в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Кодексе Омской области «Об административных правонарушениях» (далее- Кодекс Омской области).

Согласно статье 16 Кодекса Омской области использование средств областного бюджета получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (далее -МРОТ).

Согласно статье 17 нарушение получателем бюджетных средств срока возврата средств областного бюджета, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 18 не перечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование средствами областного бюджета, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 19 «Непредоставление информации» - неправомерный отказ или уклонение от представления информации (документов, материалов) по запросу Министерства финансов Омской области, необходимой для осуществления финансового контроля, а равно представление такой информации или документации в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия совершены должностным лицом,

обязанным представить  такую информацию - влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от 10 до 20 МРОТ.

На основании  статьи 20 «Невыполнение предписания (представления) органа, осуществляющего контроль за исполнением областного бюджета» - невыполнение в установленный срок предписания Минфина Омской области об устранении нарушений бюджетного законодательства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.

На основании  статьи 2.4. КоАП РФ должностными лицами, привлекаемыми к административной ответственности, признаются  лица, совершившие административные правонарушения в связи выполнением организационно-распорядительных или административно – хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организация

В результате принятия Кодекса  об административных правонарушениях  органами финансового контроля Омской области могут быть применены меры ответственности (наложение штрафов), предусмотренные статьей 282 БК РФ и статьей 284.1. (составление протоколов, являющихся основанием для наложения штрафов).

Министерством финансов Омской области на основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Кодекса Омской области об административных правонарушениях, в соответствии с приказом Министерства финансов Омской области от 6 сентября 2006 года № 19 разработаны Методические указания (рекомендации) о порядке наложения штрафов за совершение административных правонарушений в сфере бюджетных правоотношений, возникающих в процессе исполнения областного бюджета, а также в сфере контроля за его исполнением.

Правом составления Протокола об административных правонарушениях на территории Омской области обладают: Министр финансов Омской области, его заместители, начальник, заместитель начальника КРУ Министерства финансов Омской области, начальники, главные и ведущие специалисты отделов КРУ.

 При выявлении фактов нецелевого использования средств областного бюджета в ходе контрольных мероприятий работниками Министерства финансов Омской области в акте проверки  делаются ссылки на статьи 289 БК и 16 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, которые предусматривают наложение административного штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.

 В случае установления  фактов нарушения получателем  бюджетных средств срока возврата средств областного бюджета, полученных на возвратной основе, в акте делаются ссылки на статьи 290 БК и 17 Кодекса, которые предусматривают  наложение административного штрафа за данный вид нарушения.

В случае установления фактов не перечисления получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование средствами областного бюджета, предоставленными на возмездной основе, в акте делаются ссылки на статьи 291 БК и 18 Кодекса, которые предусматривают  наложение административного штрафа за данный вид нарушения. 

  Протокол об административном правонарушении (оригинал) направляется мировому судье в течение суток с момента составления Протокола об административном правонарушении (ст. 28.8. КоАП РФ). К Протоколу об административном правонарушении прилагаются:

- копия акта проверки  проверенной организации, а также заключения на разногласия к акту проверки (при их наличии).

На основании статьи 29.11. КоАП РФ копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу (в Министерство финансов Омской области), составившему Протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

2) Правовая основа применения мер принуждения к нарушителям уголовного законодательства изложена в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса РФ.

Согласно статье 285 использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же самое деяние, но совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые деяния, только, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно статье 285.1. расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, только совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно статье 285.2. расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и  в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Министерством финансов Омской области применяются меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, предусмотренные  статьей 284.1. БК РФ в порядке, предусмотренном приказом Министерства от 05.04.2004 г. «Об организации работы по применению Министерством финансов Омской области мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства». И распоряжением от 15 января 2007 года № 1-р, о порядке сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям бюджетных средств по фактам нецелевого использования средств областного бюджета, установленным Минфином Омской области и Контрольно-счетной палатой Омской области.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств