Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа
целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По специальности 060400 «Финансы и кредит»
Совершенствование государственного финансового контроля
за целевым использованием бюджетных средств
Исполнитель _____________ / Машинский С.С./
Руководитель_____________ /Рой О.М./
Допускается к защите
ОМСК 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Среди актуальных общественных
проблем вопросы финансового
контроля всегда занимали особое место.
От их решения во многом зависит
то, какими путями, какими темпами осуществляется
развитие общества, как обеспечивает
государство социально-
Строгий и действенный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
Финансовый контроль является важнейшей функцией любого государства, обязательным условием нормального функционирования финансово – кредитной системы.
Анализируя существующую систему
финансового контроля в России, следует
отметить, что государство всегда
имело мощные органы финансового
контроля, которым по законодательству
были предоставлены широкие
В программе перехода к рыночной экономике, упор делался на саморегулирующуюся экономику, функционирующую стабильно и эффективно без вмешательства государства. Поэтому с началом реформ широкое распространение получило мнение о том, что в условиях рыночной экономики финансовый контроль утрачивает свое значение и даже вовсе не нужен. Все это и послужило основанием для упразднения отдельных звеньев финансового контроля и ослабления других, что не было обусловлено ни реальным положением дел, ни снижением финансовых нарушений и злоупотреблений.
К чему привело ослабление финансового контроля, сегодня хорошо известно: миллионы обманутых вкладчиков и инвесторов; бюджетные средства, израсходованные не по назначению или даже просто украденные; многомесячные невыплаты заработной платы.
Для преодоления этих последствий необходимо пересмотреть сложившиеся взгляды на содержание финансового контроля, сферу его компетенции, формы и методы организации и применения.
В настоящее время в России не решена проблема создания стройной и завершенной концепции отвечающего складывающимся социально-экономическим реалиям финансового контроля, не приняты соответствующие законы, отсутствует единая терминология. Потребность в создании такой концепции ощущается весьма остро, и это обуславливает необходимость подробного рассмотрения сложившегося к настоящему времени финансового контроля, творческого его осмысливания, с тем, чтобы наметить пути реформирования, проектирования, создания и внедрения такой модели финансового контроля, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям социально-экономического развития.
Финансовые нарушения
приняли сегодня небывалый
Проблемой, изучаемой в данной работе, являются недостатки в организации финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Исходя из проблемы, целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования данной дипломной работы является организация финансового контроля на уровне субъекта РФ, объектом исследования является Министерство финансов Омской области.
Дипломная работа носит теоретико-прикладной характер, ее результаты позволят наметить направления дальнейшей работы по повышению эффективности финансового контроля.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения.
В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические основы поставленных задач.
Во второй главе дано описание функций и задач Министерства финансов Омской области, проведен анализ работы контрольно-ревизионного управления министерства за 2004 – 2006 годы.
В третьей главе обозначены основные недостатки в организации государственного финансового контроля, вытекающие из отсутствия четкой нормативной базы, в том числе применения мер ответственности за нарушения бюджетной дисциплины, даны рекомендации и предложения по повышению эффективности контроля за использованием бюджетных средств.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года – с момента учреждения Счетного приказа Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям [23, с. 30].
В начале 18 века при Петре I была создана Ближняя канцелярия, ведавшая вопросами государственного хозяйства, финансов и контроля, которая в 1719 г. была преобразована в Ревизион-коллегию, а позже – переименована в Ревизион-контору и составляла часть канцелярии Сената. При Екатерине I Ревизион-контора была восстановлена в качестве самостоятельного учреждения, а высший контроль за государственным финансовым хозяйством перешел в Верховный Тайный Совет.
При Екатерине II кроме центрального контрольного управления были организованы контрольные учреждения в губерниях. В 1780 г. при Сенате были учреждены экспедиции, которые находились под непосредственным управлением государственного казначея.
Указом Александра I от 20 февраля 1809 г. в Государственном казначействе была образована Государственная экспедиция для ревизии счетов – первое в России самостоятельное учреждение, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов.
28 января 1811 г. на базе этой экспедиции было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов во главе с государственным контролером, состоявшее из двух департаментов: ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по части военной.
В 1836 г. это Главное управление
было переименовано в
8 апреля 1892 г. было утверждено новое Положение о Государственном контроле. За Государственным контролем были закреплены следующие функции: ревизионные – ревизия отчетности о финансово-хозяйственных операциях, предварительный и фактический контроль; административные – участие представителей Государственного контроля в коллегиальных учреждениях с правом решающего голоса; бюджетные – проверка финансовых смет и участие в их составлении, подготовка отчета по исполнению государственной росписи доходов и расходов, совершенствование правил и форм счетоводства и отчетности.
С переходом к монополистическому капитализму сфера государственного хозяйства России существенно расширилась и в большей мере стала источником доходных статей бюджета.
Государственный контроль в тот период близко соприкасался со всеми отраслями государственного хозяйства. Публикуемые его органами ежегодные отчеты об исполнении государственной росписи были рассчитаны на то, чтобы внушать доверие к платежеспособности России в глазах ее иностранных кредиторов.
В 1906 году была проведена реформа Государственного контроля, в результате чего контроль был преобразован с предоставлением ему самостоятельности и независимости, а также установлено его сотрудничество с законодательными учреждениями в предварительной разработке бюджетных и финансовых вопросов.
К 1917 г. функция государственного финансового контроля в России была организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
С развитием финансовой системы СССР проводилась работа по созданию и совершенствованию государственного финансового контроля [26,с.113].
Функции финансового контроля были приданы МФ СССР, министерствам финансов союзных республик и низовым финансовым органам. Вместе с тем, в министерствах финансов существовали специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные управления, которые осуществляли практическую работу с выходом на объекты с целью контроля за соблюдением финансовой дисциплины.
Одной из главных задач МФ СССР был контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством.
Для выполнения своих функций МФ СССР были предоставлены широкие права, в том числе право ограничивать и приостанавливать финансирование из бюджета учреждений, предприятий и организаций, нарушающих финансовую дисциплину; право взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет; право проводить документальные ревизии и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Переход от административно-командных механизмов управления к рыночным отношениям ослабил существовавшую ранее систему централизованного государственного финансового контроля. Поэтому необходимо было создать развитую систему государственного финансового контроля, способную в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом.