Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Материалы каждой проверки в делопроизводстве контрольно-ревизионного управления составляют отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Руководитель Министерства по представленным материалам ревизии  в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов проверки.

По результатам проверки руководителю проверяемой организации  направляется представление  для  принятия мер по пресечению выявленных нарушений и возмещению причиненного ущерба, и привлечению к ответственности виновных лиц.

Материалы проверок, в  ходе которых были выявлены нарушения  финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, направляются для реализации в правоохранительные органы.

 Контрольно-ревизионное  управление Министерства систематически обобщает материалы проверок и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы финансового контроля, а также обеспечивает контроль за ходом реализации материалов проверки и при необходимости принимает предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

2.4. Практические аспекты из опыта работы

Минфина  Омской области

 

Одним из основных направлений  в работе Контрольно-ревизионного управления Минфина Омской области является осуществление последующего финансового контроля за использованием бюджетных средств органами исполнительной власти Омской области и муниципальных образований, их подведомственными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

За период с 2004 по 2006 год  Министерством финансов Омской области проведено 515 контрольных мероприятий, в том числе в 2004 году - 128, в 2005 году - 140, и в 2006 году – 247, то есть количество контрольных мероприятий имеет стойкую тенденцию к увеличению. За три года проведены комплексные проверки исполнения бюджетов в 19-ти муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании г. Омск, комплексные проверки семи главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета, 21 проверка по поручениям органов прокуратуры и правоохранительных органов Омской области. Структура контрольных мероприятий по кругу охваченных проверками вопросов за 2006 год характеризуется следующими показателями: тематические проверки получателей средств областного бюджета составляют 77 %, комплексные проверки муниципальных образований Омской области – 2 %, комплексные проверки главных распорядителей бюджетных средств - 2 % комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений – 3 % , проверки использования средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов- 16 %. (Приложение А).   

Наибольшее количество контрольных мероприятий приходится на тематические  проверки получателей  средств областного бюджета, их количество из года в год возрастает (2004 год- 110, 2005- 122, 2006 – 195).

Кроме того, начиная с 2006 года особое внимание уделяется  контролю за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса»- проведено 40 таких проверок. 

В результате проведенных  проверок Министерством выявляются факты нарушений финансово-бюджетной  дисциплины, наиболее серьезными из которых является нецелевое использование средств областного бюджета. Динамика выявленных нарушений за период с 2004 по 2006 годы приведена в таблице 2.1.

 

                                                                                          Таблица 2 .1

Динамика нарушений финансово-бюджетной дисциплины, выявленных Минфином Омской области за 2004 – 2006 годы

 

Нарушения

Сумма, в тыс. рублей, всего

отклонения

2004

2005

2006

(в %) к  2005

Нецелевое использование  средств областного бюджета

125712

38300

7324

 

Нарушение выплаты заработной платы, ЕСН

9387

63180

150906

 

Нарушения бюджетного учета и отчетности

18122

17210

18944

 

Нарушения при государственных  и муниципальных закупках

388620

259060

76838

 

Нарушения зачисления доходов бюджета

48680

55700

1122

 

Прочие нарушения и недостатки

163898

102426

78601

 

Итого нарушений  и недостатков

       

 

Из приведенной таблицы  видно, что  за рассматриваемый период произошло снижение сумм выявленных нарушений финансово-бюджетной дисциплины, особенно значительно сократились размеры нецелевого использования средств областного бюджета,  нарушения при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ и услуг,  отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность. Вместе с тем, не стало меньше нарушений по оплате труда, нарушений, связанных с ведением бюджетного учета. (Приложение В)

 Необходимо отметить, что с внедрением казначейской системы исполнения бюджета, позволяющей осуществлять предварительный и текущий контроль на стадии платежа, значительно сократились возможности для нецелевого использования получателями средств областного бюджета. Так, если в 2004 году таких фактов выявлено на общую сумму 125,7 млн. рублей, то в 2005 году- 38,3 млн. рублей, в 2006 году- 7,3 млн. рублей.

По результатам ревизий  и проверок Министром финансов Омской области в 2004 году вынесены предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса 24-м руководителям проверенных учреждений и органов местного самоуправления Омской области, в 2005 году -  29-ти, в 2006 году - 16-ти. Снижение количества должностных лиц, к которым применена данная мера принуждения за нарушение бюджетного законодательства также связана,  прежде всего со снижением выявленных нарушений, обусловленных действенностью предварительного и текущего контроля, а также принятием в 2006 году Кодекса Омской области об административных правонарушениях, предусматривающего штрафные санкции к учреждениям и должностным лицам, допустившим нарушения действующего законодательства.  К дисциплинарной ответственности в 2004-2006 годах привлечены соответственно 98, 54 и 36 должностных лиц.

В соответствии с Соглашением  о порядке взаимодействия Прокуратуры Омской области и органов финансового контроля от 30.06.2005, Минфином  Омской области направлены в Прокуратуру Омской области в 2004 году- 5 материалов проверок, в 2005 году - 16, в 2006 году - 18.

По результатам рассмотрения переданных материалов проверок, Прокуратурой Омской области возбуждено 2 уголовных  дела, 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

По результатам проверок восстановлено в областной бюджет в 2004 году- 83,8 млн. рублей, в 2005 году - 21,7 млн. рублей, в 2006 году - 7,0 млн. рублей. Всего в 2006 году из установленных проверками фактов нецелевого использования средств областного бюджета в размере 7,3 млн. рублей вынесены постановления о блокировке расходов на сумму 2,1 млн. рублей (28 %), перечислено в доход бюджета – 5,0 млн. рублей, находится на исполнении – 0,3 млн. рублей. (Приложение С)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Совершенствование  действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины

В свете рассмотрения вопросов совершенствования финансового контроля целесообразно остановиться на тех положениях Бюджетного кодекса, которые устанавливают ответственность за нарушения бюджетной дисциплины.

В бюджетном законодательстве предпринята попытка сформировать систему мер юридической ответственности  за правонарушения в сфере бюджетной деятельности. Однако анализ норм позволяет утверждать, что эта попытка, по сути, увенчалась неудачей. Степень эффективности существующих норм бюджетного права по-прежнему оставляет желать лучшего. Это обстоятельство в связи с проблемами функционирования бюджетной системы России и развития бюджетного федерализма еще раз подчеркивает насущность решения проблемы дальнейшего совершенствования механизма правовой защиты бюджетных интересов государства, и прежде всего повышения эффективности мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства [35,с.57].

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  нормы БК РФ, посвященные проблемам  ответственности за нарушения бюджетного законодательства, являются перспективными. Тем не менее, соответствующая часть БК (четвертая часть) является самой слабой его частью. Несмотря на серьезные изменения и дополнения, БК РФ по-прежнему не содержит понятия «бюджетное правонарушение». Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства».

Объективная сторона  данного понятия заключается  в совершении противоправных действий (бездействия). В то время как круг субъектов достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная сторона  нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение  субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат, могут иметь место только в форме умысла или неосторожности [45,с.58].

За нарушения бюджетного законодательства могут применяться:

  • меры ответственности, предусмотренные в БК РФ, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения;
  • меры административной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения;
  • меры уголовной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления.

1) Правовая основа применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства изложена в четвертой части БК РФ «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

Согласно статье 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Согласно статье 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени.

Предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса предусматривается как мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства. Предупреждение могут выносить: руководители органов Федерального казначейства и их заместители; руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители.

Анализ действующего законодательства позволяет определить, что предупреждения выносятся за следующие виды нарушений законодательства: непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи; несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств