Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа
целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы каждой проверки в делопроизводстве контрольно-ревизионного управления составляют отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
Руководитель Министерства по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов проверки.
По результатам проверки руководителю проверяемой организации направляется представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений и возмещению причиненного ущерба, и привлечению к ответственности виновных лиц.
Материалы проверок, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, направляются для реализации в правоохранительные органы.
Контрольно-ревизионное управление Министерства систематически обобщает материалы проверок и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы финансового контроля, а также обеспечивает контроль за ходом реализации материалов проверки и при необходимости принимает предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Одним из основных направлений в работе Контрольно-ревизионного управления Минфина Омской области является осуществление последующего финансового контроля за использованием бюджетных средств органами исполнительной власти Омской области и муниципальных образований, их подведомственными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
За период с 2004 по 2006 год Министерством финансов Омской области проведено 515 контрольных мероприятий, в том числе в 2004 году - 128, в 2005 году - 140, и в 2006 году – 247, то есть количество контрольных мероприятий имеет стойкую тенденцию к увеличению. За три года проведены комплексные проверки исполнения бюджетов в 19-ти муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании г. Омск, комплексные проверки семи главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета, 21 проверка по поручениям органов прокуратуры и правоохранительных органов Омской области. Структура контрольных мероприятий по кругу охваченных проверками вопросов за 2006 год характеризуется следующими показателями: тематические проверки получателей средств областного бюджета составляют 77 %, комплексные проверки муниципальных образований Омской области – 2 %, комплексные проверки главных распорядителей бюджетных средств - 2 % комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений – 3 % , проверки использования средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов- 16 %. (Приложение А).
Наибольшее количество
контрольных мероприятий
Кроме того, начиная с 2006 года особое внимание уделяется контролю за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса»- проведено 40 таких проверок.
В результате проведенных
проверок Министерством выявляются
факты нарушений финансово-
Динамика нарушений финансово-бюджетной дисциплины, выявленных Минфином Омской области за 2004 – 2006 годы
Нарушения |
Сумма, в тыс. рублей, всего |
отклонения | ||
2004 |
2005 |
2006 |
(в %) к 2005 | |
Нецелевое использование средств областного бюджета |
125712 |
38300 |
7324 |
|
Нарушение выплаты заработной платы, ЕСН |
9387 |
63180 |
150906 |
|
Нарушения бюджетного учета и отчетности |
18122 |
17210 |
18944 |
|
Нарушения при государственных и муниципальных закупках |
388620 |
259060 |
76838 |
|
Нарушения зачисления доходов бюджета |
48680 |
55700 |
1122 |
|
Прочие нарушения и недостатки |
163898 |
102426 |
78601 |
|
Итого нарушений и недостатков |
Из приведенной таблицы видно, что за рассматриваемый период произошло снижение сумм выявленных нарушений финансово-бюджетной дисциплины, особенно значительно сократились размеры нецелевого использования средств областного бюджета, нарушения при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ и услуг, отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность. Вместе с тем, не стало меньше нарушений по оплате труда, нарушений, связанных с ведением бюджетного учета. (Приложение В)
Необходимо отметить, что с внедрением казначейской системы исполнения бюджета, позволяющей осуществлять предварительный и текущий контроль на стадии платежа, значительно сократились возможности для нецелевого использования получателями средств областного бюджета. Так, если в 2004 году таких фактов выявлено на общую сумму 125,7 млн. рублей, то в 2005 году- 38,3 млн. рублей, в 2006 году- 7,3 млн. рублей.
По результатам ревизий и проверок Министром финансов Омской области в 2004 году вынесены предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса 24-м руководителям проверенных учреждений и органов местного самоуправления Омской области, в 2005 году - 29-ти, в 2006 году - 16-ти. Снижение количества должностных лиц, к которым применена данная мера принуждения за нарушение бюджетного законодательства также связана, прежде всего со снижением выявленных нарушений, обусловленных действенностью предварительного и текущего контроля, а также принятием в 2006 году Кодекса Омской области об административных правонарушениях, предусматривающего штрафные санкции к учреждениям и должностным лицам, допустившим нарушения действующего законодательства. К дисциплинарной ответственности в 2004-2006 годах привлечены соответственно 98, 54 и 36 должностных лиц.
В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Прокуратуры Омской области и органов финансового контроля от 30.06.2005, Минфином Омской области направлены в Прокуратуру Омской области в 2004 году- 5 материалов проверок, в 2005 году - 16, в 2006 году - 18.
По результатам рассмотрения переданных материалов проверок, Прокуратурой Омской области возбуждено 2 уголовных дела, 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
По результатам проверок восстановлено в областной бюджет в 2004 году- 83,8 млн. рублей, в 2005 году - 21,7 млн. рублей, в 2006 году - 7,0 млн. рублей. Всего в 2006 году из установленных проверками фактов нецелевого использования средств областного бюджета в размере 7,3 млн. рублей вынесены постановления о блокировке расходов на сумму 2,1 млн. рублей (28 %), перечислено в доход бюджета – 5,0 млн. рублей, находится на исполнении – 0,3 млн. рублей. (Приложение С)
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
В свете рассмотрения
вопросов совершенствования финансового
В бюджетном законодательстве
предпринята попытка
По сравнению с ранее
действовавшим
Объективная сторона данного понятия заключается в совершении противоправных действий (бездействия). В то время как круг субъектов достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.
Субъективная сторона
нарушений бюджетного законодательства
характеризует психическое
За нарушения бюджетного законодательства могут применяться:
1) Правовая основа применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства изложена в четвертой части БК РФ «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».
Согласно статье 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Согласно статье 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса предусматривается как мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства. Предупреждение могут выносить: руководители органов Федерального казначейства и их заместители; руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители.
Анализ действующего законодательства позволяет определить, что предупреждения выносятся за следующие виды нарушений законодательства: непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи; несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.