Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Для проведения финансового  контроля со стороны  государственных  представительных органов власти созданы специальные структуры: Счетная палата РФ, Счетные палаты  законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  представительных органов принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от 11 января 1995 года. Это – независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Совету Федерации.

Сфера полномочий Счетной  палаты – контроль за федеральной  собственностью и федеральными денежными  средствами. Контролю подлежат все  юридические лица – государственные  органы и учреждения РФ, включая  государственные внебюджетные фонды  и Центральный банк России. Контрольные полномочия распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, коммерческие банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы и  преимущества.

В Омской области органом финансового контроля, осуществляющим контроль от имени представительной власти, является Контрольно-счетная палата Омской области, которая в соответствии с Законом Омской области от 09.01.97 № 87-ОЗ «О контрольно-счетной палате Омской области» осуществляет экспертизу правовых актов, имеющих отношение к бюджетному процессу, а также осуществляет последующий контроль главных распорядителей и получателей  за использованием средств областного бюджета, в основном по предложениям Комитетов Законодательного Собрания Омской области. Отчет о проделанной работе Контрольно-счетной палаты за очередной финансовый год в обязательном порядке рассматривается и утверждается Законодательным Собранием Омской области.

  1. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством

Согласно статье 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

- не превышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

- не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

- не превышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

- соответствием содержания  проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

- наличием у  получателя средств федерального  бюджета документов, подтверждающих  в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.

  1. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Согласно статье 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за:

- использованием  средств федерального бюджета  и средств государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации,  включая использование предоставляемых  из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

- за исполнением  органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными  органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных  образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

  1. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

Согласно статье 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за:

- подведомственными  распорядителями (получателями) бюджетных  средств в части обеспечения  правомерного, целевого, эффективного  использования бюджетных средств;

- за использованием  субсидий, субвенций их получателями  в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;

- вправе проводить  проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств  и государственных (муниципальных)  унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

 Главные администраторы  источников финансирования дефицита  бюджета осуществляют финансовый  контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета  вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовый  контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов  РФ  и муниципальных образований.

 Согласно  статье 270 БК РФ Контрольные и  финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Федеральным законом  № 63-ФЗ  в БК РФ введена новая статья  270.1 «Внутренний финансовый аудит», где органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Далее рассмотрим подробнее  вопросы, связанные с финансовым контролем, осуществляемым финансовыми  органами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области

Правовые основы финансового  контроля составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ и другие нормативно правовые акты РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией.

Право осуществление  финансового контроля главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, а также муниципальных  образований, являющихся получателями финансовой помощи из областного бюджета в виде субсидий, субвенций, дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а также получателей бюджетных кредитов, государственных гарантий Омской области определено Положением о Министерстве финансов Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года № 36.

Министерство  финансов Омской области (далее –  Министерство) является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной  и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере.

В случаях и  порядке, предусмотренных законодательством, Министерство осуществляет государственный  контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти Омской области, главных распорядителей, распорядителей, получателей средств областного бюджета, органов местного самоуправления Омской области.

Министерство  осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные органы во взаимодействии с Министерством финансов РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и территориальными органами, Центральным банком РФ, Контрольно-счетной палатой Омской области, финансовыми органами местного самоуправления, кредитными и иными организациями по вопросам разграничения доходных и расходных полномочий, организации межбюджетных отношений, организации контроля и реализации мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства, по иным вопросам финансовой деятельности.

Основными задачами Министерства являются:

  1. обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области, организация финансового контроля, согласованного взаимодействия в этой сфере органов исполнительной власти Омской области;
  2. разработка методики формирования областного бюджета и межбюджетных отношений в Омской области на очередной финансовый год;
  3. разработка и участие в реализации мер, направленных на обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Омской области, увеличение доходов бюджетов, совершенствование разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, совершенствование межбюджетных отношений, оптимизацию структуры расходных обязательств Омской области;
  4. осуществление контроля за исполнением областного бюджета, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета;
  5. взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам финансовой и бюджетной политики и др.

В структуре Министерства финансов в ноябре 2003 года был создан контрольно-ревизионный отдел, штатной  численностью 15 человек, в основные обязанности которого вменено осуществление  финансового контроля за целевым  и эффективным использованием средств областного бюджета, с применением различных методов финансового контроля, разработка предложений по результатам контрольных мероприятий и контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проводимых контрольных мероприятий.

До образования контрольно-ревизионного отдела функции последующего контроля осуществляли отраслевые отделы Комитета финансов и контроля Омской области, что не позволяло проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности, а также затрудняло обобщение информации по результатам проведенных проверок, их реализацию, особенно при осуществлении проверок соблюдения финансово-бюджетной дисциплины муниципальных образований Омской области. С созданием Министерства финансов Омской области контрольно-ревизионный отдел был переименован в Контрольно-ревизионное управление той же численностью, в составе двух отделов: финансового контроля бюджетных учреждений и организаций и финансового контроля за исполнением бюджетов муниципальных образований.

В своей деятельности каждый из отделов руководствуется Конституцией РФ, законами и правовыми актами РФ, Омской области, положением о Министерстве финансов Омской области, а также Положением об отделе.

Каждый специалист отдела в своей работе руководствуется  Должностным регламентом отдела Контрольно-ревизионного управления Министерства, утверждаемого Министром финансов Омской области, в котором прописываются обязанности, права и ответственность специалиста.

2.2. Предварительный и текущий контроль,

осуществляемый  Департаментом казначейского исполнения бюджета

 

После реформы органов  государственной власти РФ постановлением Правительства Российской Федерации  от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»  Федеральное казначейство выделено из состава Министерства финансов РФ в самостоятельное юридическое лицо и лишено функции  осуществления последующего контроля, которая полностью передана Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Казначейству присвоен статус главного распорядителя бюджетных средств. Это относится к средствам федерального бюджета, предусмотренным на содержание самой службы и ряда других ассигнований ведомственной классификации расходов бюджета. Эти изменения влекут за собой переход функций по составлению бюджетных проектировок на очередной финансовый год, доведению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по подведомственной сети, обеспечению контроля за целевым использованием бюджетных средств, ведению бюджетного отчета и составлению отчетности от МФ РФ к Федеральному казначейству.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств